ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КРАЙНЕГО СЕВЕРА РС(Я) - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КРАЙНЕГО СЕВЕРА РС(Я)

Васильев Э.Н. 1, Васильева Г.С. 1
1Северо-Восточный Федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Арктической зоне проживают 68 тыс. человек. Основной задачей государства является обеспечение транспортной доступности и жизнедеятельности населения. Для многих районов Якутии, особенно северных регионов, характерна тундровая зона с непроходимыми для наземного транспорта заболоченными участками. Арктическая зона охватывает 13 районов (улусов) республики, 1/3 Арктической зоны РФ входит в состав Якутии, около 40% территорий расположены за Полярным кругом. Одной из основных проблем развития для арктических районов является неразвитость транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование транспорта и высокая степень изолированности от остальных районов республики.

Цель исследования – изучить дорожные пути крайнего севера.

Материалы и методы исследования. Данные для исследования получены во время производственной практики в Министерстве транспорта Якутии. Изучение проводилось теоретическими методами.

Автомобильные дороги в Арктике представляют собой автозимники, поэтому на данное время, автозимники остаются важной артерией транспортного сообщения северных районов Республики Саха. Ежегодно для сезонной транспортировки грузов по автозимникам по программе «северного завоза» начинается с декабря месяца по апрель. Общая протяженность автозимников составляет – 9,6 тыс. км, в том числе на территории арктических улусов – 5,3 тыс. км (58,3%). Основными зимниками в арктических и северных улусах являются «Яна», «Индигир», «Анабар», «Арктика», «Верхоянье», «Булун».

Устанавливаются сроки открытия и закрытия по ГОСТу Р 58948-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания" с датой введения в действие 1 ноября 2020 г.

Сложные условия устройства и содержания зимников (низкие температуры воздуха, сильные метели и заносы) требуют полного контроля для обеспечения бесперебойной перевозки грузов и содержания автодорог в надлежащем состоянии.

Водители несанкционированно выезжая на ледовую переправу нарушая требования информационных знаков, максимально допустимую нагрузку на лед, подвергают к риску безопасность жизни, сохранности их имущества. Превышение допустимой грузоподъемности влечет за собой провал техники и людей под лед. Транспорт, возящий топливо, может допустить утечку нефтепродуктов в реку.

Особые климатические условия напрямую влияют на сроки открытий автозимников. Из-за аномального количества выпадения осадков и недостаточно низкой температуры, толщина льда не достигает безопасного уровня грузоподъемности на отдельных участках автозимника. Что в итоге влияет на завершение дорожно-хозяйственных работ, в том числе и открытию дорог. [1]

Таблица 1

График открытия и закрытия сезонных автомобильных дорог, расположенных на территории Арктических районов Якутии, в зимний период. [1]

Годы

Дата открытия автозимника

Дата закрытия автозимника

2012/2013

25.12.2012

15.04.2013

2013/2014

25.12.2013

15.04.2014

2014/2015

22.12.2014

15.04.2015

2015/2016

02.12.2015

15.04.2016

2016/2017

29.11.2016

17.04.2017

2017/2018

11.01.2018

23.04.2018

2018/2019

15.12.2018

20.04.2019

2019/2020

10.12.2019

16.04.2020

2020/2021

15.01.2021

15.04.2021

2021/2022

30.12.2021

20.04.2022

2022/2023

30.12.2022

15.04.2023

Таким образом,исходя из вышеперечисленного основной минус автоперевозки грузов по северным районам Якутии, является отдаленность населенных пунктов. Непостоянность погодных условий. Водители несмотря на запрет, продолжают пользоваться сухопутным путем до поздней весны. В результате остается глубокая колея, которая размывается водой с таянием снега, которая может достигать до глубины 2 метров.

Список литературы:

Куклина В. В., Осипова М. Е. "Роль зимников в обеспечении транспортной доступности арктических и субарктических районов республики Саха (Якутия)" Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), № 2. (47), 2018. С. 107-112.

Романова В. Ю., Особенности и проблемы логистики арктической зоны РС(Я) // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. 2015. – № 7. – С. 155-157.

Делахова А. М., "Вопросы обеспечения устойчивости «северного завоза» грузов на труднодоступных территории" Арктика XXI век. Гуманитарные науки, № 4 (30), 2022. С. 14-27.

https://magazine.neftegaz.ru/articles/ekologiya/654667-bezopasnost-arktiki/

ОДМ 218.4.030-2016 Методические рекомендации, по оценке грузоподъемности ледовых переправ.

Конышев В.Н., Сергунин А.А., Субботин С.В., "Государственный приоритет - устойчивое развитие Российской Арктики" Национальные интересы: приоритеты и безопасность, том. 13, № 3 (348), 2017. С. 416-430.

Просмотров работы: 67