В Арктической зоне проживают 68 тыс. человек. Основной задачей государства является обеспечение транспортной доступности и жизнедеятельности населения. Для многих районов Якутии, особенно северных регионов, характерна тундровая зона с непроходимыми для наземного транспорта заболоченными участками. Арктическая зона охватывает 13 районов (улусов) республики, 1/3 Арктической зоны РФ входит в состав Якутии, около 40% территорий расположены за Полярным кругом. Одной из основных проблем развития для арктических районов является неразвитость транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование транспорта и высокая степень изолированности от остальных районов республики.
Цель исследования – изучить дорожные пути крайнего севера.
Материалы и методы исследования. Данные для исследования получены во время производственной практики в Министерстве транспорта Якутии. Изучение проводилось теоретическими методами.
Автомобильные дороги в Арктике представляют собой автозимники, поэтому на данное время, автозимники остаются важной артерией транспортного сообщения северных районов Республики Саха. Ежегодно для сезонной транспортировки грузов по автозимникам по программе «северного завоза» начинается с декабря месяца по апрель. Общая протяженность автозимников составляет – 9,6 тыс. км, в том числе на территории арктических улусов – 5,3 тыс. км (58,3%). Основными зимниками в арктических и северных улусах являются «Яна», «Индигир», «Анабар», «Арктика», «Верхоянье», «Булун».
Устанавливаются сроки открытия и закрытия по ГОСТу Р 58948-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания" с датой введения в действие 1 ноября 2020 г.
Сложные условия устройства и содержания зимников (низкие температуры воздуха, сильные метели и заносы) требуют полного контроля для обеспечения бесперебойной перевозки грузов и содержания автодорог в надлежащем состоянии.
Водители несанкционированно выезжая на ледовую переправу нарушая требования информационных знаков, максимально допустимую нагрузку на лед, подвергают к риску безопасность жизни, сохранности их имущества. Превышение допустимой грузоподъемности влечет за собой провал техники и людей под лед. Транспорт, возящий топливо, может допустить утечку нефтепродуктов в реку.
Особые климатические условия напрямую влияют на сроки открытий автозимников. Из-за аномального количества выпадения осадков и недостаточно низкой температуры, толщина льда не достигает безопасного уровня грузоподъемности на отдельных участках автозимника. Что в итоге влияет на завершение дорожно-хозяйственных работ, в том числе и открытию дорог. [1]
Таблица 1
График открытия и закрытия сезонных автомобильных дорог, расположенных на территории Арктических районов Якутии, в зимний период. [1]
Годы |
Дата открытия автозимника |
Дата закрытия автозимника |
2012/2013 |
25.12.2012 |
15.04.2013 |
2013/2014 |
25.12.2013 |
15.04.2014 |
2014/2015 |
22.12.2014 |
15.04.2015 |
2015/2016 |
02.12.2015 |
15.04.2016 |
2016/2017 |
29.11.2016 |
17.04.2017 |
2017/2018 |
11.01.2018 |
23.04.2018 |
2018/2019 |
15.12.2018 |
20.04.2019 |
2019/2020 |
10.12.2019 |
16.04.2020 |
2020/2021 |
15.01.2021 |
15.04.2021 |
2021/2022 |
30.12.2021 |
20.04.2022 |
2022/2023 |
30.12.2022 |
15.04.2023 |
Таким образом,исходя из вышеперечисленного основной минус автоперевозки грузов по северным районам Якутии, является отдаленность населенных пунктов. Непостоянность погодных условий. Водители несмотря на запрет, продолжают пользоваться сухопутным путем до поздней весны. В результате остается глубокая колея, которая размывается водой с таянием снега, которая может достигать до глубины 2 метров.
Список литературы:
Куклина В. В., Осипова М. Е. "Роль зимников в обеспечении транспортной доступности арктических и субарктических районов республики Саха (Якутия)" Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), № 2. (47), 2018. С. 107-112.
Романова В. Ю., Особенности и проблемы логистики арктической зоны РС(Я) // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. 2015. – № 7. – С. 155-157.
Делахова А. М., "Вопросы обеспечения устойчивости «северного завоза» грузов на труднодоступных территории" Арктика XXI век. Гуманитарные науки, № 4 (30), 2022. С. 14-27.
https://magazine.neftegaz.ru/articles/ekologiya/654667-bezopasnost-arktiki/
ОДМ 218.4.030-2016 Методические рекомендации, по оценке грузоподъемности ледовых переправ.
Конышев В.Н., Сергунин А.А., Субботин С.В., "Государственный приоритет - устойчивое развитие Российской Арктики" Национальные интересы: приоритеты и безопасность, том. 13, № 3 (348), 2017. С. 416-430.