СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), МАГАДАНСКОЙ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), МАГАДАНСКОЙ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Филатова Д.А. 1
1ФГБОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», Институт естественных наук, Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: Рассмотреть и сравнить законодательство субъектов РФ в области охраны окружающей среды, выявить положительные и отрицательные стороны.

Сравнительное соотношение субъектов Российской Федерации в лице Республики Саха (Якутия), которая обладает суверенитетом, а также Иркутской и Магаданской области в сфере природоохранного и экологического законодательства позволяет выявить преимущественные и отрицательные стороны законодательства той или иной стороны, которые следует учесть в случае создания новой базы межрегиональной экологической политики. Политика, созданная с учетом особенностей регионального регулирования природопользования, может в дальнейшем может служить хорошим поводом для начала и укрепления сотрудничества и интеграции в области охраны окружающей среды, экологической безопасности населения. Далее мы рассмотрим и проанализируем региональные законы по рациональному пользованию недрами, атмосферному воздуху и животному миру с целью выявления положительных и отрицательных моментов каждого из них.

Недропользование. В целом по всему экологическому законодательству РФ, например, в Федеральном законе РФ «О недрах» наблюдается частое расхождение материальных и процессуальных норм, также много случаев, когда они расписаны в отдельных нормативных документах. [1] В этом же законе упомянуты пункты и статьи, которые должны соблюдаться и внутри субъектов РФ, включая совместный с государством контроль за недропользованием. Во всех соответствующих нормативных документах рассматриваемых нами субъектов четко указаны разграниченные полномочия местного и регионального самоуправления территорий, а также тот момент, в котором говорится о принадлежности недр государству. Что касается законодательства Республики Саха (Якутия) в области регулирования и контроля недр, ее особенность заключается в компактности, т.е. по всей республике действует только один нормативный документ Закон РС(Я) «О недрах» от 02 июля 1998 года № 29-II.

Данный момент скорее всего нужно отнести к преимуществам в плане экономии времени, удобства использования в качестве правовой основы в отдельных случаях судебного разбирательства. В это время законодательная база по недропользованию в других рассматриваемых субъектах предусматривает множество Положений и Постановлений Правительства, ровно так же, как и федеральное законодательство. Недропользование по Магаданской области регулируется Законом Магаданской области от 25 декабря 2015 г. N 1971-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений недропользования на территории Магаданской области" [2] и [3], а также другими нормативными документами. Данные законы являются взаимодополняющими, Управление по недропользованию по Магаданской области (Магаданнедра) выполняет обязанности регионального уполномоченного органа по этой деятельности. Ее же полномочия поверхностно описаны и в первом нормативном документе, только здесь все рассматривается более углубленно вплоть до обязанностей должностных лиц данного территориального органа. Из-за такого расхождения документ кажется недостаточным, т.к. статьи в законе не раскрывают полную картину обязательного к соблюдению законодательства. Законодательство по недропользованию Иркутской области подобно Магаданской. Положения и Постановления регионального Правительства состоят из последующих друг за другом правовых документов, которые могут быть представлены как единое законодательство только при их общем рассмотрении. [4] Следующее, на что мы обратили внимание, это порядок предоставления права пользования недрами регионального и местного значения физическим и юридическим лицам. В Законе РС(Я) «О недрах» в ст.6 говорится о предоставлении права пользования недрами в виде горного отвода, которые должны быть заранее отведены в установленном порядке [5], в то время, как в других рассматриваемых нами субъектах упоминаются только земельные участки, передаваемые пользователям для разработки недр. Кроме того, в нем же упоминаются важность лицензирования как одной из процедур передачи права недропользования тем же лицам, серьезное внимание уделяется и антимонопольным мерам в этой сфере относительно государственного территориального органа, ответственного за предоставление данного вида права. Из трех субъектов только два из них имеют отдельные статьи по описанию полномочий органов местного самоуправления, а также по организации их деятельности, которые разрабатываются совместно с региональным исполнительным органом власти. В данном случае законодательство Магаданской области не предусматривает отдельно полномочия местного самоуправления и ограничивается только полномочиями Правительства области касательно подчиняющихся ему территориальных органов.

Таким образом, сделав сравнительный анализ нормативно-правовой базы субъектов в сфере недропользования, можно заключить, что законодательство Республики Саха (Якутия) является лучшей среди рассматриваемых нами регионов, т.к. в нем уделяется внимание не только общему содержанию прав и обязанностей сторон в этой сфере, но и дополнительно указываются полномочия и права низших органов территориальной власти, говорится о возможном их наделении отдельными полномочиями государственной власти РС(Я). Исходя из данного вывода, относительно Республики Саха (Якутия) создается впечатление о большей важности недр, как отдельного вида природных ресурсов, недра республики действительно обладают большим богатством, чем другие субъекты Российской Федерации.

Охрана атмосферного воздуха. Данная сфера природопользования также является необходимой частью природоохранного законодательства всех субъектов Российской Федерации. Как мы знаем, у каждого для осуществления любой деятельности в конкретной области имеется личная нормативно-правовая база, основанная на географических, природных и социально-экономических особенностях того или иного субъекта. Итак, природоохранное законодательство Республики Саха (Якутия) главным образом основывается на законе РС(Я) «Об охране окружающей среды», в ней отдельных нормативных актов по охране атмосферного воздуха не предусматривается. Все описывается в общем виде, не прилагая к ней большего внимания. [6] Установление ограничительных мер по недопущению сверхнормативных выбросов в атмосферный воздух: нормативов и лимитов осуществляется согласно ст.12, ст.19 и ст.17 по 20 действующего закона. Если говорить об учете региональных особенностей республики в отношении охраны рассматриваемого компонента среды, то оно в данном нормативном документе не отражается.

Далее перейдем к анализу соответствующего законодательства Магаданской области. Конкретно по данному субъекту отдельных нормативных актов не существует, все опирается на Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". [7] В целом все субъекты имеют соглашение между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Правительством о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Государственный экологический мониторинг по компонентам окружающей среды проводится Министерством экологии и природопользования того или иного региона. [8]

Ситуация с законодательством Иркутской области состоит иначе, большой особенностью для данного региона является наличие Положения и Постановления Правительства «О порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Иркутской области», в которой учитывается данный экологический фактор. [9] Закон Иркутской области от 11.06.2008 N 23-ОЗ (ред. от 07.07.2015) "Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 28.05.2008 N 43/12а-ЗС) также регулирует деятельность регионального государственного экологического надзора, указывает полномочия органов государственной власти в области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, порядок проведения экологической паспортизации и аудита, а также обеспечивает информированность местного населения о современном состоянии окружающей среды. [10]

В сфере пользования атмосферным воздухом лучшим среди трех субъектов оказалось законодательство Иркутской области, в котором уделяется большее, чем в других внимание к данному компоненту среды.

Охрана животного мира. В области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания по Республике Саха (Якутия) действуют три основных закона, 2 из них относятся к федеральным, третий закон- Закон РС(Я) «Об охране окружающей среды», содержащий общие положения по рациональному пользованию животным миром, организации государственного экологического мониторинга в их отношении, также здесь регламентируются полномочия Правительства республики и специально уполномоченного территориального органа исполнительной власти, Департамента охотничьего хозяйства РС(Я). Кроме него отдельно принят Закон Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 года 1193-З N 1279-IV «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», который содержит обязательные к соблюдению статьи, начиная от правового регулирования в этой сфере и заканчивая пунктами, касающимися ответственности за нарушение данного законодательства.

В отличие от нашей республики законодательство Магаданской области предусматривает еще и дополнительные, более углубленные нормативные документы. Например, «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира и нанесения ущерба среде обитания при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Магаданской области», утвержденные Постановлением администрации Магаданской области от 05.03.2009 N 87-па. Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области полностью опирается на таких федеральных законах, как:

• Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 491 "Об обеспечении служебным оружием и специальным средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания"

• Приказ № 1-спр от 02.02.2016 Об утверждении форм документированной информации необходимой для осуществления государственного мониторинга

• Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

• Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире"

• Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"

• Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

• Приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 г. N 512 "Об утверждении Правил охоты"

• Приказ Минприроды России от 30 июня 2011 г. N 568 "Об утверждении Требований охотничьего минимума"

• Приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам"

• Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 28 апреля 2008 г. N 107 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания".

В сфере пользования животным миром все обстоит иначе, законодательства регионов почти не отличаются, т.к. практически во всех них имеются особо охраняемые природные территории и объекты, то же касается и наличия редких и исчезающих видов фауны, включенных в местную Красную книгу.

Итак, подводя итоги, следует отметить, что законодательная база Республики Саха (Якутия), Магаданской и Иркутской области местами могут как отличаться, так и иметь некоторые сходства в содержании. Главным условием такого сходства является факт соответствия Федеральному законодательству, любые противоречия Конституции и другим нормативным документам Федерации не принимаются и не должны содержаться в законодательстве субъектов. Еще одним положительным моментом можно считать возможность учета некоторых сходств в регулировании природоохранной деятельности для будущего тесного сотрудничества и взаимодействия регионов, то же касается и особенностей в нормативной правовой базе. Кроме того, наличие сопоставимых и похожих национальных проектов в регионах создает новый оправданный повод для совместного сотрудничества в целях устойчивого развития, которое может за короткий период сделать возможным достижение поставленных в национальных проектах целей и задач.

Список литературы:

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (ред. от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Закон Магаданской области от 25.12.2015 N 1971-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений недропользования на территории Магаданской области" (ред. от 23.04.2020 N 2481-ОЗ)

Положение об управлении по недропользованию по Магаданской области, утвержденное Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 № 57

Региональное законодательство Иркутской области в сфере недропользования: [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/ecology/normativbaza/regionzakon/ (дата обращения: 03.02.2023)

Закон Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02.07.1998 № 29-II «О недрах» (ред. от 17.02.2021 2329-З N 569-VI)

Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 104-З №211-III «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» (в посл. ред. от 7.04.2021 2343-З N 429-Ⅵ)

Федеральный закон от 4.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в посл. ред. от 8.12.2020 N 429-ФЗ)

Межведомственные соглашения о сотрудничестве: [Электронный ресурс]. URL: https://www.meteorf.ru/activity/cooperation/ (дата обращения: 03.02.2023)

Постановление Правительства Иркутской области от 15.04.2009 N 110-пп "Об утверждении положения о порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Иркутской области" (в ред. от 25.10.2019 N 887-пп)

Закон Иркутской области от 11.06.2008 N 23-ОЗ "Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области" (в посл. ред. от 3.11.2016 N 93-ОЗ)

Просмотров работы: 34