Термин жизнестойкость объясняют как психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, убеждения, которые позволяют ему оставаться активным и препятствуют негативным последствиям стресса [5].
Жизнестойкость связана не с отрицанием стресса, а с умением признать реальность стрессовой ситуации, стремлением преобразовать ее либо совладать. Поэтому важно обладать достаточным уровнем жизнестойкости для успешного преодоления различных жизненных трудностей и проблем.
Психологическая безопасность личности – социальная реальность, которая не является простым результатом протекающих процессов, а содержит элементы, способствующие специальным изменениям [6].
Психологию безопасности составляют: состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия и способствующее удовлетворению основных потребностей в межличностном общении; способность личности сохранять устойчивость в среде, сопротивляться разрушительным внутренним и внешним воздействиям. Но помимо устойчивости личность должна обладать гибкостью для принятия решений, изменения своего поведения в меняющихся условиях [3].
Педагоги и психологи работают непосредственно с людьми и именно высокий уровень профессиональной жизнестойкости и удовлетворенной потребности в безопасности позволяет им наиболее безопасно взаимодействовать с другими людьми и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
В исследовании с применением методик определения профессиональной жизнестойкости (Occupational Hardiness Questionnaire – OHQ) (Морено-Джименез с соавт.) и оценки удовлетворенности личности в потребности безопасности (О. Ю. Зотова) приняли участие 14 респондентов: 12 женщин и 2 мужчин. Из них 5 психологов, 9 педагогов.
Исследование проходило с помощью информационно – телекоммуникационной сети Интернет, посредством которой возможно преодолеть необходимость собирать респондентов в рамках определенного пространства и времени. А за счет анонимности полученные ответы могут быть более правдивы, чем при личном контакте в момент заполнения анкет.
Был проведен анализ полученных в результате исследования статистических данных с помощью стандартного программного обеспечения. По методике 1 – опроснику профессиональной жизнестойкости рассчитаны суммы баллов по шкалам: вызов, контроль, обязательство (таблица 1).
Таблица 1 - Статистика по шкалам опросника профессиональной жизнестойкости
Шкала |
Возраст |
||
вызов |
контроль |
обязательство |
|
9 |
16 |
11 |
24 |
12 |
11 |
13 |
54 |
13 |
14 |
14 |
44 |
12 |
16 |
11 |
25 |
10 |
14 |
15 |
50 |
12 |
13 |
14 |
24 |
15 |
15 |
15 |
53 |
15 |
15 |
15 |
50 |
11 |
14 |
14 |
34 |
14 |
14 |
12 |
22 |
11 |
14 |
15 |
44 |
16 |
19 |
18 |
55 |
10 |
14 |
13 |
24 |
5 |
14 |
13 |
47 |
Для этих данных рассчитаны различные показатели (таблица 2), в том числе минимум и максимум.
Таблица 2 - Показатели по шкалам опросника профессиональной жизнестойкости
|
Вызов |
Контроль |
Обязательство |
Возраст |
Минимум |
5 |
11 |
11 |
22 |
Максимум |
16 |
19 |
18 |
55 |
Среднее |
12 |
15 |
14 |
39 |
Стандартное отклонение |
2,86 |
1,79 |
1,85 |
13,06 |
Из трех шкал это 5 баллов для вызова и 19 баллов для контроля соответственно. Среднее значение для вызова, контроля и обязательства – 12, 15,14 соответственно. Наибольшее стандартное отклонение выявлено по шкале вызова – 2,86, наименьшее по шкале контроль - 1,79.
Таким образом среди опрашиваемых респондентов шкала вызова заметно менее выражена, в то время как шкалы контроля и обязательства более выражены и находятся на очень близком уровне.
Важное значение имеют показатели, рассчитанные по возрасту респондентов, минимальное и максимальное значение соответствует 22 и 55 лет. Средний возраст опрашиваемых респондентов 39 лет, стандартное отклонение равно 13,06. Таким образом, в числе опрошенных находились как молодые специалисты, так и более опытные.
Перейдем к рассмотрению статистики по методике 2, представленной в таблице 3.
Таблица 3 – Статистика по опроснику «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности»
Сумма |
Значение |
Возраст |
Пол |
3 |
удовлетворена |
24 |
2 |
7 |
удовлетворена |
54 |
2 |
-1 |
удовлетворена частично |
44 |
2 |
3 |
удовлетворена |
25 |
2 |
-1 |
удовлетворена частично |
50 |
2 |
6 |
удовлетворена |
24 |
2 |
4 |
удовлетворена |
53 |
1 |
5 |
удовлетворена |
50 |
2 |
-8 |
не удовлетворена |
34 |
2 |
3 |
удовлетворена |
22 |
1 |
14 |
удовлетворена в очень большой степени |
44 |
2 |
14 |
удовлетворена в очень большой степени |
55 |
2 |
0 |
удовлетворена частично |
24 |
2 |
2 |
удовлетворена частично |
47 |
2 |
Потребность в безопасности у респондентов: удовлетворена в очень большой степени у 2, удовлетворена у 7, удовлетворена частично у 4, не удовлетворена у 1. То есть больше половины респондентов считают потребность в безопасности действительно удовлетворенной.
Рассмотрим подробнее ответы респондентов, которые привели к таким выводам по данной методике (таблица 4).
Таблица 4 - Статистика по опроснику «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности»
|
Потребность в стабильности |
Потребность в законе, порядке |
Потребность в предсказуемости событий |
Потребность в работе со стабильным заработком |
Потребность быть любимым, желанным |
Потребность быть защищенным от опасностей |
Потребность в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств |
Сумма |
Минимум |
-1 |
-2 |
-2 |
-2 |
-1 |
-1 |
-2 |
-8 |
Максимум |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
Среднее |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Стандартное отклонение |
0,85 |
1,09 |
1,21 |
1,14 |
0,83 |
1,07 |
1,39 |
5,75 |
Суммарный показатель минимумов по опроснику равен -8, что соответствует не удовлетворенности потребности в безопасности, а суммарный максимум равен 14, что соответствует большой степени удовлетворенности в безопасности. Поэтому по различным вопросам достигнут максимальный разброс ответов от полной неудовлетворенности до удовлетворенности в большой степени. По всем семи вопросам методики максимум равен 2 баллам (так отвечали на каждый вопрос от 2 до 4 человек), а вот самые минимальные показатели в -2 балла достигнуты только для вопросов о: потребности в законе и порядке ( 1 респондент); в предсказуемости событий (1 респондент); в работе со стабильным заработком (1 респондент); в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств (1 респондент).
Рассмотрим средние показатели респондентов по каждому из вопросов. Так в большой степени удовлетворены: потребность в стабильности; в законе, порядке; быть любимым, желанным; быть защищенным от опасностей и враждебного мира. В средней степени удовлетворены: потребность в предсказуемости, в надежной работе со стабильным окладом, в защищенности от чрезвычайных обстоятельств. Стандартное отклонение варьируется от 0,83 до 1,39.
В таблице 5 представлена таблица с расчетом корреляций шкал опросника профессиональной жизнестойкости, а также с возрастом респондентов.
Таблица 5 - Корреляции по шкалам опросника профессиональной жизнестойкости и возрасту респондентов
Корреляция |
Шкала |
Возраст |
|||
вызов |
контроль |
обязательство |
|||
Шкала |
вызов |
- |
0,32 |
0,47 |
0,22 |
контроль |
- |
- |
0,34 |
0,05 |
|
обязательство |
- |
- |
- |
0,70 |
|
Возраст |
- |
- |
- |
- |
Сильная корреляция достигнута только между шкалой обязательство и возрастом -0,7. Умеренная между шкалами обязательство и вызов равная 0,47; обязательство и контроль равная 0,34; контроль и вызов равная 0,32. Слабая между шкалами возраст и вызов равная 0,22. Очень слабая между контролем и возрастом.
По методике 2 корреляция между удовлетворенностью потребности в безопасности и возрастом умеренная и равна 0,32.
Таким образом, существует зависимость между всеми шкалами, а также между ними и возрастом и по 1, и по 2 методике. И это естественно, что с возрастом человек приобретает профессиональный опыт и знает, как наиболее эффективно следует выстраивать свою деятельность. И оценивает уже себя совсем по-другому.
Обобщая результаты по первой методике, можно сказать, что жизнестойкость педагогов и психологов находится на достаточном уровне для выполнения их профессиональных обязанностей и защите от профессионального выгорания. Жизнестойкость достигается ими благодаря серьезному отношению к своей работе и тому, что они считают ее ценной для общества, а также тщательному контролю за ходом работы. При этом респондентами меньше внимания уделяется применению новшеств и личному вызову, а без этого вызова невозможен профессиональный рост, отвечающий требованиям современного мира к специалистам. Современный психолог и педагог обязан обладать гибкостью мышления, постоянно искать новые пути для взаимодействия или объяснения материала, осваивать новые методики, так как все люди, в том числе и дети разные, к каждому коллективу и человеку нужно искать собственный индивидуальный подход, а это всегда личный вызов.
Поэтому считаю необходимым дать рекомендацию по развитию гибкого, креативного мышления, открытости к сомнению и поиску новых решений, что позволит в большей мере анализировать стрессогенные ситуации и искать выход из них. Для этого возможно при поддержке руководства в рамках организации проводить тренинги и курсы. А можно и в самостоятельном порядке заняться, например, творчеством, видов творческой деятельности множество, всегда можно найти тот вид, который будет человеку интересен. И достаточно важно, чтоб руководство образовательных организаций поощряло их неформальный подход к своим обязанностям.
Потребность в безопасности в целом у респондентов удовлетворена. Для увеличения среднего уровня удовлетворенности потребности в надежной работе со стабильным окладом, в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств потребность и предсказуемости следует, например, рассмотреть вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, осознать, что это ничтожно малые величины и никакой реальной угрозы не надвигается. А образовательные организации, в которых работают респонденты являются государственными, а это говорит о достаточно высоком уровне их надежности. Также хочется рекомендовать респондентам постоянно повышать свою квалификацию, что будет служить базой их уверенности в том, что они являются специалистами высокого уровня, востребованными на рынке труда.
Считаю, что полученные результаты могут быть связаны, как и по предыдущей методике не с самой устойчивостью личности, а непосредственно с гибкостью. Именно высокий уровень гибкости мышления специалиста позволяет видеть различные альтернативы и выходы из любых сложных ситуаций, адекватно перестраиваться в зависимости от внезапно возникающих обстоятельств. Поэтому эту гибкость необходимо развивать в обязательном порядке и за счет этого будет увеличиваться ощущение защищенности каждого респондента.
1. Байкова, Л. А. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления : учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495550.
2. Леньков, С. Л. Статистические методы в психологии : учебник и практикум для вузов / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495037.
3. Баева, И. А. Детерминанты психологической защищенности педагога в образовательной среде / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. №197. с. 18 — 30. — Текст : электронный // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-psihologicheskoy-zaschischennosti-pedagoga-v-obrazovatelnoy-srede.
4. Высоков, И. Е. Математические методы в психологии : учебник и практикум для вузов / И. Е. Высоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489340.
5. Музалева, Д. А. Профессиональная жизнестойкость педагога, как частный случай жизнестойкости личности / Д. А. Музалева // Мир науки. Педагогика и психология, 2022. — №3 — с. 1 — 9. — Текст : электронный // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-zhiznestoykost-pedagoga-kak-chastnyy-sluchay-zhiznestoykosti-lichnosti.
6. Никифорова, Д. М. Внешние факторы защитного и совладающего поведения педагогов в образовательной среде / Д. М. Никифорова // Педагогическое образование в России, 2019. — №2. — c. 85 – 90. — Текст : электронный // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-faktory-zaschitnogo-i-sovladayuschego-povedeniya-pedagogov-v-obrazovatelnoy-srede.