ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

Чистякова Е.М. 1
1Российский государственный социальный университет Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин жизнестойкость объясняют как психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, убеждения, которые позволяют ему оставаться активным и препятствуют негативным последствиям стресса [5].

Жизнестойкость связана не с отрицанием стресса, а с умением признать реальность стрессовой ситуации, стремлением преобразовать ее либо совладать. Поэтому важно обладать достаточным уровнем жизнестойкости для успешного преодоления различных жизненных трудностей и проблем.

Психологическая безопасность личности – социальная реальность, которая не является простым результатом протекающих процессов, а содержит элементы, способствующие специальным изменениям [6].

Психологию безопасности составляют: состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия и способствующее удовлетворению основных потребностей в межличностном общении; способность личности сохранять устойчивость в среде, сопротивляться разрушительным внутренним и внешним воздействиям. Но помимо устойчивости личность должна обладать гибкостью для принятия решений, изменения своего поведения в меняющихся условиях [3].

Педагоги и психологи работают непосредственно с людьми и именно высокий уровень профессиональной жизнестойкости и удовлетворенной потребности в безопасности позволяет им наиболее безопасно взаимодействовать с другими людьми и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

В исследовании с применением методик определения профессиональной жизнестойкости (Occupational Hardiness Questionnaire – OHQ) (Морено-Джименез с соавт.) и оценки удовлетворенности личности в потребности безопасности (О. Ю. Зотова) приняли участие 14 респондентов: 12 женщин и 2 мужчин. Из них 5 психологов, 9 педагогов.

Исследование проходило с помощью информационно – телекоммуникационной сети Интернет, посредством которой возможно преодолеть необходимость собирать респондентов в рамках определенного пространства и времени. А за счет анонимности полученные ответы могут быть более правдивы, чем при личном контакте в момент заполнения анкет.

Был проведен анализ полученных в результате исследования статистических данных с помощью стандартного программного обеспечения. По методике 1 – опроснику профессиональной жизнестойкости рассчитаны суммы баллов по шкалам: вызов, контроль, обязательство (таблица 1).

Таблица 1 - Статистика по шкалам опросника профессиональной жизнестойкости

Шкала

Возраст

вызов

контроль

обязательство

9

16

11

24

12

11

13

54

13

14

14

44

12

16

11

25

10

14

15

50

12

13

14

24

15

15

15

53

15

15

15

50

11

14

14

34

14

14

12

22

11

14

15

44

16

19

18

55

10

14

13

24

5

14

13

47

Для этих данных рассчитаны различные показатели (таблица 2), в том числе минимум и максимум.

Таблица 2 - Показатели по шкалам опросника профессиональной жизнестойкости

 

Вызов

Контроль

Обязательство

Возраст

Минимум

5

11

11

22

Максимум

16

19

18

55

Среднее

12

15

14

39

Стандартное отклонение

2,86

1,79

1,85

13,06

Из трех шкал это 5 баллов для вызова и 19 баллов для контроля соответственно. Среднее значение для вызова, контроля и обязательства – 12, 15,14 соответственно. Наибольшее стандартное отклонение выявлено по шкале вызова – 2,86, наименьшее по шкале контроль - 1,79.

Таким образом среди опрашиваемых респондентов шкала вызова заметно менее выражена, в то время как шкалы контроля и обязательства более выражены и находятся на очень близком уровне.

Важное значение имеют показатели, рассчитанные по возрасту респондентов, минимальное и максимальное значение соответствует 22 и 55 лет. Средний возраст опрашиваемых респондентов 39 лет, стандартное отклонение равно 13,06. Таким образом, в числе опрошенных находились как молодые специалисты, так и более опытные.

Перейдем к рассмотрению статистики по методике 2, представленной в таблице 3.

Таблица 3 – Статистика по опроснику «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности»

Сумма

Значение

Возраст

Пол

3

удовлетворена

24

2

7

удовлетворена

54

2

-1

удовлетворена частично

44

2

3

удовлетворена

25

2

-1

удовлетворена частично

50

2

6

удовлетворена

24

2

4

удовлетворена

53

1

5

удовлетворена

50

2

-8

не удовлетворена

34

2

3

удовлетворена

22

1

14

удовлетворена в очень большой степени

44

2

14

удовлетворена в очень большой степени

55

2

0

удовлетворена частично

24

2

2

удовлетворена частично

47

2

Потребность в безопасности у респондентов: удовлетворена в очень большой степени у 2, удовлетворена у 7, удовлетворена частично у 4, не удовлетворена у 1. То есть больше половины респондентов считают потребность в безопасности действительно удовлетворенной.

Рассмотрим подробнее ответы респондентов, которые привели к таким выводам по данной методике (таблица 4).

Таблица 4 - Статистика по опроснику «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности»

 

Потребность в стабильности

Потребность в законе, порядке

Потребность в предсказуемости событий

Потребность в работе со стабильным заработком

Потребность быть любимым, желанным

Потребность быть защищенным от опасностей

Потребность в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств

Сумма

Минимум

-1

-2

-2

-2

-1

-1

-2

-8

Максимум

2

2

2

2

2

2

2

14

Среднее

1

1

0

0

1

1

0

4

Стандартное отклонение

0,85

1,09

1,21

1,14

0,83

1,07

1,39

5,75

Суммарный показатель минимумов по опроснику равен -8, что соответствует не удовлетворенности потребности в безопасности, а суммарный максимум равен 14, что соответствует большой степени удовлетворенности в безопасности. Поэтому по различным вопросам достигнут максимальный разброс ответов от полной неудовлетворенности до удовлетворенности в большой степени. По всем семи вопросам методики максимум равен 2 баллам (так отвечали на каждый вопрос от 2 до 4 человек), а вот самые минимальные показатели в -2 балла достигнуты только для вопросов о: потребности в законе и порядке ( 1 респондент); в предсказуемости событий (1 респондент); в работе со стабильным заработком (1 респондент); в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств (1 респондент).

Рассмотрим средние показатели респондентов по каждому из вопросов. Так в большой степени удовлетворены: потребность в стабильности; в законе, порядке; быть любимым, желанным; быть защищенным от опасностей и враждебного мира. В средней степени удовлетворены: потребность в предсказуемости, в надежной работе со стабильным окладом, в защищенности от чрезвычайных обстоятельств. Стандартное отклонение варьируется от 0,83 до 1,39.

В таблице 5 представлена таблица с расчетом корреляций шкал опросника профессиональной жизнестойкости, а также с возрастом респондентов.

Таблица 5 - Корреляции по шкалам опросника профессиональной жизнестойкости и возрасту респондентов

Корреляция

Шкала

Возраст

вызов

контроль

обязательство

Шкала

вызов

-

0,32

0,47

0,22

контроль

-

-

0,34

0,05

обязательство

-

-

-

0,70

Возраст

-

-

-

-

Сильная корреляция достигнута только между шкалой обязательство и возрастом -0,7. Умеренная между шкалами обязательство и вызов равная 0,47; обязательство и контроль равная 0,34; контроль и вызов равная 0,32. Слабая между шкалами возраст и вызов равная 0,22. Очень слабая между контролем и возрастом.

По методике 2 корреляция между удовлетворенностью потребности в безопасности и возрастом умеренная и равна 0,32.

Таким образом, существует зависимость между всеми шкалами, а также между ними и возрастом и по 1, и по 2 методике. И это естественно, что с возрастом человек приобретает профессиональный опыт и знает, как наиболее эффективно следует выстраивать свою деятельность. И оценивает уже себя совсем по-другому.

Обобщая результаты по первой методике, можно сказать, что жизнестойкость педагогов и психологов находится на достаточном уровне для выполнения их профессиональных обязанностей и защите от профессионального выгорания. Жизнестойкость достигается ими благодаря серьезному отношению к своей работе и тому, что они считают ее ценной для общества, а также тщательному контролю за ходом работы. При этом респондентами меньше внимания уделяется применению новшеств и личному вызову, а без этого вызова невозможен профессиональный рост, отвечающий требованиям современного мира к специалистам. Современный психолог и педагог обязан обладать гибкостью мышления, постоянно искать новые пути для взаимодействия или объяснения материала, осваивать новые методики, так как все люди, в том числе и дети разные, к каждому коллективу и человеку нужно искать собственный индивидуальный подход, а это всегда личный вызов.

Поэтому считаю необходимым дать рекомендацию по развитию гибкого, креативного мышления, открытости к сомнению и поиску новых решений, что позволит в большей мере анализировать стрессогенные ситуации и искать выход из них. Для этого возможно при поддержке руководства в рамках организации проводить тренинги и курсы. А можно и в самостоятельном порядке заняться, например, творчеством, видов творческой деятельности множество, всегда можно найти тот вид, который будет человеку интересен. И достаточно важно, чтоб руководство образовательных организаций поощряло их неформальный подход к своим обязанностям.

Потребность в безопасности в целом у респондентов удовлетворена. Для увеличения среднего уровня удовлетворенности потребности в надежной работе со стабильным окладом, в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств потребность и предсказуемости следует, например, рассмотреть вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, осознать, что это ничтожно малые величины и никакой реальной угрозы не надвигается. А образовательные организации, в которых работают респонденты являются государственными, а это говорит о достаточно высоком уровне их надежности. Также хочется рекомендовать респондентам постоянно повышать свою квалификацию, что будет служить базой их уверенности в том, что они являются специалистами высокого уровня, востребованными на рынке труда.

Считаю, что полученные результаты могут быть связаны, как и по предыдущей методике не с самой устойчивостью личности, а непосредственно с гибкостью. Именно высокий уровень гибкости мышления специалиста позволяет видеть различные альтернативы и выходы из любых сложных ситуаций, адекватно перестраиваться в зависимости от внезапно возникающих обстоятельств. Поэтому эту гибкость необходимо развивать в обязательном порядке и за счет этого будет увеличиваться ощущение защищенности каждого респондента.

Список литературы

1. Байкова, Л. А.  Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления : учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495550.

2. Леньков, С. Л. Статистические методы в психологии : учебник и практикум для вузов / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 311 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495037.

3. Баева, И. А. Детерминанты психологической защищенности педагога в образовательной среде / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. №197. с. 18 — 30. — Текст : электронный // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-psihologicheskoy-zaschischennosti-pedagoga-v-obrazovatelnoy-srede.

4. Высоков, И. Е.  Математические методы в психологии : учебник и практикум для вузов / И. Е. Высоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489340.

5. Музалева, Д. А. Профессиональная жизнестойкость педагога, как частный случай жизнестойкости личности / Д. А. Музалева // Мир науки. Педагогика и психология, 2022. — №3 — с. 1 — 9. — Текст : электронный // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-zhiznestoykost-pedagoga-kak-chastnyy-sluchay-zhiznestoykosti-lichnosti.

6. Никифорова, Д. М. Внешние факторы защитного и совладающего поведения педагогов в образовательной среде / Д. М. Никифорова // Педагогическое образование в России, 2019. — №2. — c. 85 – 90. — Текст : электронный // КиберЛенинка – научная электронная библиотека [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-faktory-zaschitnogo-i-sovladayuschego-povedeniya-pedagogov-v-obrazovatelnoy-srede.

Просмотров работы: 40