Профессиональная жизнестойкость и удовлетворенность потребности в безопасности среди водителей легкового такси (на примере водителей такси г. Москвы) - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Профессиональная жизнестойкость и удовлетворенность потребности в безопасности среди водителей легкового такси (на примере водителей такси г. Москвы)

Саенко А.Ю. 1
1Российский государственный социальный университет, г .Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Индустрия такси играет важную роль в городских транспортных системах, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения мобильности. В первом случае она обеспечивает занятость большому количеству людей. Во втором случае это гибкое транспортное средство, способное прибыть практически в любой пункт назначения. Хотя способ организации индустрии такси различается в разных странах, некоторые факторы являются общими в разных широтах земного шара. Условия труда, привычки, здоровье и подверженность дорожно-транспортным происшествиям были предметом интереса исследователей из различных дисциплин, включая медицину, психологию и экономику [11].

Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий вызывают озабоченность во всем мире. Хотя предполагаемое число жертв остается стабильным в течение последних нескольких лет, оно по-прежнему остается высоким: по данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире умирает более 1,3 миллиона человек [13]. Проблема ощущается еще остро среди профессиональных водителей (водители грузовиков, автобусов, таксистов и т.д.), чем среди водителей-любителей [12]. Условия труда, которые включают продолжительный рабочий день и чередование смен, связаны с чувством усталости (фактор, связанный с дорожно-транспортными происшествиями), сидячим образом жизни и неправильным питанием [10]. Среди других заметных последствий таких условий труда - проблемы со здоровьем, такие как сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, ожирение и нарушения опорно-двигательного аппарата [8]. Эти факторы превращают профессиональное вождение в деятельность с потенциально негативными последствиями.

В настоящее время за день в Москве пользуются услугами такси более 1,6 млн. человек, на территории Москвы и Московской области зарегистрировано более 150 тыс. автомобилей такси. Как отмечает руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов: «Такси — неотъемлемая часть городского транспорта, а Москва — один из мировых лидеров по уровню развития сервиса» [1].

Ежедневно, выходя на линию, водители такси сталкиваются с различными трудностями, от успешного преодоления которых во многом зависит успешное завершение заказа, а именно перевозка пассажира до пункта назначения. Именно на водителе лежит бремя ответственности за жизнь пассажира и его здоровье. Несмотря на различные сложности во время поездки профессиональный водитель обязан отбросить какие-либо отвлекающие факторы и сосредоточить все свое внимание на дороге и обеспечить постоянный контроль дорожной ситуации. И от того насколько водителю такси удастся проявить свою стойкость к различным трудностям зависит успешное выполнение им своей профессиональной обязанности.

В наши дни вопросы преодоления человеком трудных жизненных ситуаций, процесса проживания трудных периодов в жизни является очень злободневной. Современные реалии предъявляют к нам все более и более сложные и новые требования. Для того чтобы справиться со всеми сложностями, преодолеть их, человеку приходиться развивать в себе соответствующие навыки и личностные свойства, одним из которых является жизнестойкость.

Понятие жизнестойкости относится к идеям, касающимся того, как люди подвержены влиянию таких сложных ситуаций, как невзгоды, изменения, потери и риск, и адаптируются к ним.

Исследованием понятия жизнестойкость занимались различные отечественные и зарубежные авторы (Д.А. Леонтьев, Л.И. Анциферова, С. Мадди, А. Адлер и др.).

Различные авторы по-разному определяют понятие «жизнестойкость».

Как отмечает С. Мадди, мы сталкиваемся с решением устроиться на другую работу в другой отрасли, которая может потребовать нового обучения или сохранения нашей нынешней работы, которая, безусловно, является адекватной, хотя и рутинной на данный момент. Согласно экзистенциальной психологии, последовательный выбор будущего ведет к дальнейшему личностному развитию и самореализации и поэтому является наиболее желательной позицией. Но что часто удерживает людей от решений, ориентированных на будущее, так это то, что они вызывают онтологическую тревогу, потому что мы не можем заранее предсказать, каким будет результат. В конце концов, принятие этой новой работы может серьезно поколебать наши основы безопасности, возможно, даже привести к неудаче. Почивать на лаврах, оставаясь на нынешней работе, может показаться самым мудрым. Безусловно, отказ от новой работы вызовет некоторое психологическое чувство вины за упущенную возможность, но это вполне может показаться нам меньшей проблемой, чем тревога неопределенности. То, что необходимо для того, чтобы нас регулярно побуждали к более ценному с точки зрения развития выбору на будущее, - это экзистенциальный курс. С. Мадди считал, что сочетание стойких установок обязательства, контроля и вызова представляет собой наилучшую доступную операционализацию экзистенциального мужества. Установки жизнестойкости структурируют то, как мы думаем о своем взаимодействии с окружающим миром, и обеспечивают мотивацию для выполнения сложных задач [9].

Д.А. Леонтьев указывает, что «жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже)»[4].

Анцыферова Л.И. указывает, что жизнестойкость, как качество личности включает в себя три составляющих: принятие, контроль и вызов. При принятии обязательства возникает идентификация с целью реализации своих действий и соответствующим результатом. Контроль позволяет субъекту ощущать свою способность к сопротивлению различным невзгодам, вселяя уверенность в своих силах и принятия трудной жизненной ситуации как полезной в будущем. Наконец вызов способствует росту личностного потенциала, трудности воспринимаются к импульс к дальнейшему развитию [2].

В литературе также отмечается, что «жизнестойкость выступает значимым фактором в профессиональном развитии личности. Она позволяет быстро адаптироваться к новым и быстро изменяющимся условиям, обучаться новому без сопротивления, также благодаря ей человек имеет высокую трудовую мотивацию. В свою очередь преодоление профессиональных трудностей ведет к развитию жизнестойкости личности»[6].

Что касается понятия «потребность в безопасности», то необходимо отметить следующее.

О.И. Белая, ссылаясь на А. Маслоу, указывает, что потребность в безопасности является основополагающей потребностью человека, которую можно подразделить на безопасность физическую и безопасность социальную и духовную. «Такой подход позволяет утверждать, что удовлетворение физиологических потребностей первого уровня также подразумевает соблюдение естественных жизненно необходимых требований безопасности для сохранения жизни и здоровья человеческого организма. Потребность человека в безопасности относится к базовым физиолого-биологическим потребностям, если речь идёт об употреблении человеком воды, воздуха, продуктов питания и др.»[3].

Потребность в безопасности формируется на генетическом уровне в качестве инстинкта самосохранения. Потребность в безопасности может быть представлена как закрепленные на подсознательном уровне, полученные из житейского опыта методы удовлетворения инстинкта самосохранения [7].

Потребность в безопасности может рассматриваться и в определенной взаимосвязи с преодолением человеком трудных жизненных ситуаций. Так, Маралов В.Г., рассматривая в своей работе психологические особенности ощущения состояния опасности или безопасности и их взаимосвязь с потребностями в безопасности отмечает: «Хорошо известно, что жизнь человека сопряжена с трудностями и опасностями, которые он вольно или невольно вынужден преодолевать. Не случайно в житейской психологии широко используются такие понятия, как «черные и белые полосы». Поэтому ощущение себя в опасности или безопасности, с одной стороны, это временная характеристика (прошла черная полоса, наступила белая), с другой, – субъективная категория. Иными словами, разные люди по-разному отражают в своем сознании и эмоциональных переживаниях факты, события и ситуации жизни, которые воспринимаются ими как опасные или безопасные. Один человек может постоянно ощущать себя в опасности, тогда как реально такой опасности не существует. Другой, наоборот, чувствует себя в безопасности, даже при наличии реальных угроз. Он либо не идентифицирует их как таковые, либо не придает им особого значения»[5].

Таким образом, нами были рассмотрены понятия «жизнестойкость» и «потребность в безопасности» с позиций различных авторов, как отечественных, так и зарубежных.

В исследовании профессиональной жизнестойкости водителей легкового такси нами был применен «Опросник профессиональной жизнестойкости» (Occupational Hardiness Questionnaire) Морено-Джименез [Moreno-Jiménez] и соавторов. Как отмечают авторы опросника, одним из наиболее традиционных подходов к позитивному изучению личности было исследование понятия жизнестойкости или жизнестойкой личности. Однако исследования, посвященные этой конструкции, систематически испытывали трудности из-за отсутствия достаточных психометрических гарантий измерений. Опросник профессиональной выносливости (OHQ), является результатом исследования по данному вопросу и его измерения с общей выборкой из 1647 участников. Четыре исследования показывают результаты исследовательского факторного анализа (EFA), подтверждающего факторного анализа (CFA), согласованности, временной надежности и конструктивной валидности. OHQ обладает удовлетворительными психометрическими характеристиками и может быть также использован при изучении гигиены труда. В своей работе авторы вышеуказанного опросника отмечают, что жизнестойкость можно рассматривать как личностную переменную, которая обеспечивает устойчивость и позитивные реакции перед лицом невзгод. Исследование, проведенное Морено-Джименезом на испанском языке с помощью Опросника профессиональной жизнестойкости, показывает, что жизнестойкость может быть представлена как трехкомпонентная конструкция с хорошей внутренней согласованностью с психометрической точки зрения, состоит из трех факторов, которые можно рассматривать как обязательство, контроль и вызов.

OHQ состоит из 15 утверждений, каждое из которых респондент должен оценить в отношении себя как «Никогда» (0 б.), «Почти никогда» (1 б.), «Иногда» (2 б.), «Довольно часто» (3 б.) и «Очень часто» (4 б.).

При оценке удовлетворенности водителей легкового такси потребности в безопасности применялсяопросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» (разработан Зотовой О.А.) В ходе опроса респондент должен оценить степень удовлетворенности 7 потребностей, представленных в вышеуказанном опроснике, выбрав соответствующую степень удовлетворенности - в очень большой степени (+2 б.), в большой степени (+1 б.), средняя (0 б.), в небольшой степени ( -1 б.), совсем нет (-2 б.).

В зависимости от суммарного количества баллов, набранных соответствующим респондентом осуществляется интерпретация полученных результатов - от -9 до -14 - потребность в безопасности полностью не удовлетворена; от -8 до -3 потребность в безопасности не удовлетворена; от -2 до +2 - потребность в безопасности удовлетворена частично; от +3 до +8 потребность в безопасности удовлетворена; от +9 до +14 потребность в безопасности удовлетворена в очень большой степени.

Выборка среди испытуемых составила 17 человек в возрасте от 24 до 55 лет, все респонденты являются водителями такси, пол - мужской.

Обработка данных проводилась при помощи программы SPSS (компьютерная программа для статистической обработки данных).

Мною был проведен корреляционный анализ шкал методик, используемых в ходе исследования, а также проведено исследование влияние возраста на соответствующие шкалы.

Исходные данные по методикам, описательные статистики, представлены в приложении к настоящему отчету.

Ниже представлены данные проведенного корреляционного анализа соответствующих шкал.

Табл. 1. Корреляционный анализ.

 

Возраст

Вызов

Контроль

Обязательство

Удовл. потреб. в без-ти

Возраст

1,000

-0,573

-0,333

-0,228

0,135

Вызов

-0,573

1,000

0,835

0,640

0,296

Контроль

-0,333

0,835

1,000

0,838

0,373

Обязательство

-0,228

0,640

0,838

1,000

0,272

Удовл. потреб. в без-ти

0,135

0,296

0,373

0,272

1,000

На основании полученных данных, можно говорить о наличии положительной линейной корреляции между шкалами Вызов и Контроль, а также шкалами Обязательство и Контроль. Факт наличия корреляций между соответствующими шкалами Опросника профессиональной жизнестойкости был доказан при его разработке. Проведенное нами исследование подтверждает соответствующий вывод о наличии корреляций между шкалами Вызова, Контроля и Обязательства. Наличие линейной корреляции видно на нижеследующим графиках.

Табл. 2. Корреляция шкал обязательство и контроль Табл. 3. Корреляция шкал контроль и вызов

Табл. 4. Корреляция шкал обязательство и вызов

Между тем, результаты проведенного опроса показывают, что у респондентов отсутствуют корреляции между показателями жизнестойкости и удовлетворенности потребности в безопасности. Также можно сделать вывод о том, что возраст респондентов не оказывает существенного влияния на показатели жизнестойкости и показатели удовлетворенности потребности в безопасности.

Суммарное количество баллов, набранных респондентами по методике «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» представлены ниже.

Возраст

Сумма

Интерпретация результата

28

-5

не удовлетворена

36

-9

полностью не удовлетворена

25

-10

полностью не удовлетворена

35

-10

полностью не удовлетворена

29

8

удовлетворена

31

4

удовлетворена

35

9

удовлетворена в очень большой степени

25

9

удовлетворена в очень большой степени

43

-1

удовлетворена частично

40

7

удовлетворена

24

-10

полностью не удовлетворена

28

-6

не удовлетворена

37

13

удовлетворена в очень большой степени

26

8

удовлетворена

52

0

удовлетворена частично

48

-3

не удовлетворена

55

5

удовлетворена

Табл. 5. Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что у большинства респондентов потребность безопасности удовлетворена.

Результаты, полученные в рамках проведенного эмпирического исследования могут послужить для целей дальнейших исследований в области профессиональной жизнестойкости и удовлетворенности потребности в безопасности водителей легкового такси.

Список литературы:

1. Как изменилось московское такси в 2022 году — собрали самые интересные факты. URL: https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/113228

2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. –1994. – № 1. – С. 3–16.

3. Белая, О. И. Безопасность как базовая потребность человека / О. И. Белая, Р. Р. Искакова // Молодёжь, наука, творчество - 2016 : материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 23–26 мая 2016 года. – Омск: Омский государственный технический университет, 2016. – С. 187-189.

4. Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

5. Маралов, В. Г. Психологические особенности ощущения состояния опасности или безопасности у студентов и их взаимосвязь с потребностями в безопасности / В. Г. Маралов, Е. Л. Перченко, И. А. Табунов // Ученые записки Череповецкого государственного университета. – 2016. – № 1(5). – С. 9-12.

6. Сперанская, А. В. Жизнестойкость как фактор профессионального развития / А. В. Сперанская // Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и ресоциализации : сборник материалов международной научно-практической конференции: В 3 частях, Вологда, 09–11 декабря 2021 года. Том 3. – Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. – С. 147-151.

7. Филипченко, А. М. Безопасность как интерес (потребность) субъекта деятельности / А. М. Филипченко // Электронный научный журнал Проблемы безопасности. – 2013. – № 2(20). – С. 5-6.

8. Gany, F. M., Gill, P. P., Ahmed, Acharya, S., Leng, J. (2013). Every disease…man can get can start in this cab’’: Focus Groups to Identify South Asian Taxi Drivers’ Knowledge, Attitudes and Beliefs About Cardiovascular Disease and Its Risks. Journal of Inmigrant Minority Health, 15, 986-992.

9. Maddi, S., Khoshaba, D. (1994). Hardiness and Mental Health. Journal of personality assessment. 63. 265-74. 10.1207/s15327752jpa6302_6.

10. Meng, F., Li, S., Cao, L., Li, M., Peng, Q., Wang, C., & Zhang, W. (2015). Driving fatigue in professional drivers: a survey of truck and taxi drivers. Traffic Injury Prevention, 16(5), 474-83.

11. Poó, F.M., Ledesma, R.D., López, S.S. The taxi industry: Working conditions and health of drivers, a literature review. Transp. Rev. 2018, 38, 394–411.

12. Taylor, A. H. & Dorn, L. (2006). Stress, fatigue, health and risk of road traffic accidents among professional drivers: the contribution of physical inactivity. Annual Review of Public Health, 27, 371-391.

13. World Health Organization (WHO) (2018). Global status report on road safety. Geneva: WHO Press, World Health Organization.

Просмотров работы: 40