АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Кулага А.С. 1
1Российский государственный социальный университет Факультет политических и социальных наук Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный мир представляет собой сложную динамическую систему, столь быстро меняющую свои основные тенденции, что человеку порой бывает крайне сложно выдерживать натиски информационных потоков, обрушивающихся на него. Опытному специалисту практически в любой области деятельности необходимо постоянно «держать руку на пульсе», анализируя актуальную информацию, чтобы сохранять высокий уровень личного профессионализма. В связи с чем возникает повышенная нагрузка, приводящая к так называемому «профессиональному выгоранию» - синдрому, развивающемуся на фоне хронической психоэмоциональной перегрузки (стресса) и приводящему к истощению личностных эмоциональных и энергетических (физиологических) ресурсов трудящегося человека.

Следует отметить, что на уровень «профессионального» стресса влияют такие особенности современного общества, как вынужденная необходимость смены рода деятельности, сокращение или увеличение времени получения профессии, что приводит к развитию у человека психологической неуверенности на фоне восприятия нестабильности окружающего мира. Это приводит к снижению как личной способности к адаптации, так и эффективности реализации вырабатываемой человеком стратегии в жизни.

Для оценки способности человека длительное время переносить стресс, возникающий в процессе профессиональной деятельности, применяется оценка профессиональной жизнестойкости, проблема анализа которой широко представлена как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Профессиональную жизнестойкость можно охарактеризовать как ресурс человека, доступный ему для преодоления стресса и профессионального выгорания, содержание и признаки которого описаны в психологической литературе. Для того, чтобы перейти к оценке непосредственно жизнестойкости, необходимо ввести её определение:

«Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это дис­позиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Их выраженность в це­лом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых» [1].

В настоящей работе оценка профессиональной жизнестойкости проводится в соответствии с опросником «Occupational Hardiness Questionnaire – OHQ» (Морено-Джименез с соавт.), который включает в себя следующие шкалы:

«Вовлеченность (вызов, commitment) определяется как «убежден­ность в том, что вовлеченность в происходящее дает макси­мальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» (Maddi, 1998 b)» [1].

«Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происхо­дящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не га­рантирован. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает соб­ственную деятельность, свой путь» [1].

«Принятие риска (обязательство, challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его разви­тию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, по­зитивного или негативного. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование» [1].

Описанные выше компоненты жизнестойкости развиваются с самого детства, претерпевая основные изменения до завершения пубертатного возраста, хотя это не отменяет возможности их развития в более позднем возрасте. Исследования предполагают, что одним из решающих факторов развития вовлечённости являются отношения ребёнка со своими родителями, а именно такие их компоненты, как принятие, любовь, поддержка и одобрение в отношении ребёнка. Например, для такого элемента, как контроль, крайне важно поддерживать инициативы ребёнка, направленные на решение задач со всё возрастающей сложностью. Принятие риска развивается при наличии в среде (группе, социуме), неоднородности, изменчивости, которые дают богатые впечатления, лежащие в основе восприятия ребёнком окружающего мира.

Необходимо отметить важность развития всех трёх компонентов жизнестойкости для сохранения физического и ментального здоровья, а также сохранения работоспособности в условиях воздействия стресса. Хотя основные компоненты жизнестойкости и несколько различаются между собой, они, в целом, согласуются как друг с другом, так и с общей (результирующей) мерой жизнестойкости, что будет продемонстрировано в ходе проведения эмпирического анализа.

Убеждения, принципы и ценности, на которых базируется жизнестойкость в целом, а не только профессиональная, с одной стороны, влияют на способность оценивать ситуацию, с другой – способствуют активному преодолению трудностей. Готовность активно действовать даёт уверенность в том, что на ситуацию можно повлиять, отчего сама ситуация кажется менее опасной, менее стрессогенной. В связи с этим уменьшается психоэмоциональная нагрузка на человека, что приводит к уменьшению риска возникновения психосоматических, снижению или полному отсутствия проявлений хронических заболеваний.

В ходе данной работы нами оценена профессиональная жизнестойкость медицинских работников (40 человек) различного возраста, от студентов медицинского колледжа, едва начавших практику в должности медицинской сестры, до опытных врачей, чей профессиональный стаж составляет более 40 лет. Следует отметить, что «профессиональное выгорание» в деятельности медицинского персонала имеет особое значение, потому что напрямую отражается на взаимодействии медика с пациентом, и как, следствие на успешности лечения.

Переходя к непосредственному анализу эмпирических данных, следует напомнить, что расчёт описательной статистики включает в себя определение набора параметров (мода, медиана, среднее арифметическое, стандартное отклонение, дисперсия, наименьшее и наибольшее значение) для трёх исследуемых в рамках определения жизнестойкости шкал (вызов, контроль, обязательство) в соответствии с опросником Occupational Hardiness Questionnaire – OHQ (Морено-Джименез с соавт.), результаты которого представлены на рис. 1.

Рис.1. Расчет описательной статистики для параметров жизнестойкости.

Расчёт всех необходимых параметров в данной работе производится с помощью программы для статистического анализа JASP [3], для исследования описательной статистики используется модуль Descriptives [3]. У нормального распределения среднее, мода и медиана совпадают. В данном случае мода отличается от среднего и медианы, но все эти значения находятся в диапазоне между наименьшим и наибольшим. Дополнительная проверка, проведённая по критериям асимметрии и эксцесса, а также по критериям нормальности Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка говорит о том, что эмпирическое распределение всех параметров жизнестойкости существенно отличается от нормального. Причины подобного отклонения будут рассмотрены при подведении итогов исследования.

Далее нам следует рассмотреть взаимное влияние параметров жизнестойкости друг на друга, а также влияние на них возраста испытуемых (опрашиваемых) медицинских работников. Для этого проведём корреляционный анализ в программной среде JASP [3], используя модуль Correlation [3], результаты которого представлены на рис. 2.

Рис.2. Таблица корреляции параметров «Вызов», «Контроль», «Обязательство» и «Возраст» в среде JASP [3] с использованием модуля Correlation [3].

Для объяснения полученных результатов, необходимо ввести несколько определений:

«Корреляция (от лат. correlatio – соотношение) - мера силы и направления связи между значениями двух переменных. Направление связи определяется следующим образом: если возрастанию значений одной переменной соответствует возрастание значений другой переменной, то взаимосвязь называется прямой (положительной); если возрастанию значений одной переменной соответствует убывание значений другой переменной, то взаимосвязь является обратной (отрицательной) [2].

Показателем направления связи является знак коэффициента корреляции (r) - количественная мера силы и направления вероятностной взаимосвязи двух переменных; принимает значения в диапазоне от -1 до +1. Это мера прямой или обратной пропорциональности между двумя переменными» [2].

Интерпретация значений коэффициента корреляции производится на основании его значения (силы). В нашем случае можно говорить о наличии слабой связи (r0) между возрастом испытуемых и параметрами жизнестойкости, а также об умеренной положительной связи (0,30  r ≤ 0,69) между самими параметрами жизнестойкости. В нашем случае распределение эмпирических значений не является нормальным, а число респондентов превышает 30 (опрошено 40), принимаем решение об использовании коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена (r-Spearman's) при необходимости проведения дальнейших расчётов (рис. 2).

Коэффициент статистической значимости (p-value) имеет значение p ≤0,05, что говорит о высокой значимости (достоверности) полученных результатов (рис. 2).

 

Рис.3. Диаграмма рассеивания (scatter plot) [12] параметров «Вызов» и «Контроль».

С целью визуальной демонстрации взаимосвязи между параметрами жизнестойкости были построены диаграммы рассеяния (scatter plot) в модуле Correlation [3] программной среды JASP [3]. Это график (рис. 3), на котором по горизонтальной оси (X) откладывается одна переменная, по вертикальной (Y) другая, а каждому объекту на диаграмме соответствует точка, координаты которой равняются значениям пары выбранных для анализа переменных. Характеристиками диаграммы рассеивания являются наклон (направление связи) и ширина (сила, теснота связи).

О силе взаимного влияния параметров жизнестойкости друг на друга, то есть об их согласованности можно судить по расположению точек на графике: чем они теснее расположены около линии регрессии (рис. 3), тем сильнее связь (сила влияния).

На основании результатов проведённого опроса медицинских работников был проведён статистический анализ полученных эмпирических данных, позволяющий сделать следующие выводы:

1. Распределение параметров жизнестойкости отличается от нормального (гауссовского), что было подтверждено дополнительной проверкой по критериям нормальности (Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка). Полученные результаты говорят о высоком уровне профессиональной жизнестойкости среди респондентов. Основной причиной отклонения эмпирического распределения от нормального является влияние неучтённых параметров, определяющих те индивидуальные свойства характера человека, которые повышают его жизнестойкость и дают ему возможность работать в сфере здравоохранения, не приводя его к «профессиональному выгоранию». В качестве таких параметров можно выделить врождённые характеристики личности (темперамент, акцентуация личности) и приобретённые черты, обусловленные взаимодействием с обществом и средой, а также воспитанием.

Второй причиной отличия распределения от нормального кроется в самом принципе формирования выборки: все медицинские работники имеют образование выше среднего (колледж, ВУЗ и др.), что говорит об изначально таких хорошо развитых компонентов жизнестойкости, как контроль и принятие риска. Эти люди способны сами ставить себе задачи и решать их, готовы действовать без надёжных гарантий успеха, рассматривают жизнь как способ приобретения нового опыта. Из корреляционного анализа нам известно, что все три компонента жизнестойкости связаны положительной умеренной связью, поэтому у таких людей компонент вызова будет так же высок.

2. Степень корреляции между шкалами «Вызов», «Контроль» и «Обязательство» в рамках исследования жизнестойкости говорит о наличии умеренной положительной связи между ними. Человек с сильным компонентом вызова будет получать удовольствие от своей деятельности, при этом хорошо развитый компонент контроля даёт человеку ощущение того, что он сам создаёт свой вектор развития, выбирая ту деятельность, которая позволяет рассматривать жизнь как способ приобретения опыта, оставаясь в готовности действовать (принятие риска, обязательство) при отсутствие гарантий успеха, «на свой страх и риск», стремление к комфорту и безопас­ности воспринимается как обедняющее жизнь личности.

Коэффициенты Пирсона и Спирмена имеют высокую статистическую значимость, что говорит о достоверности полученных результатов. В силу того, что данная выборка не подчиняется нормальному закону, в следствие чего должны использоваться непараметрические методы статистики. Выборка превосходит 30 человек, поэтому значимым для расчётов корреляции считаем критерий Спирмена.

3. Корреляционный анализ показал, что жизнестойкость практически не зависят от возраста испытуемых, так как коэффициент парной корреляции практически равен нулю. Для того, чтобы это подтвердить, был построен график изменения параметров жизнестойкости («Вызов», «Контроль» и «Обязательство») в зависимости от возраста испытуемых, которые были разбиты на группы (интервал – 5 лет). Расчёт проводился в программной среде Microsoft Excel [4] и показал результат, подтверждающий результат корреляционного анализа (рис. 4).

Анализ зависимости значений шкал в рамках исследования жизнестойкости от возраста респондентов показал, что среднее значение компонента вызова снижается в возрасте «кризиса четверти жизни», связанного с чувством сомнения в собственной жизни, которое вызвано стрессом от становления взрослым. Далее с возрастом значения показателя «Вызов» продолжает логично расти, прерываясь провалом в возрасте 50 лет – «кризисом профессии», когда заниматься любимым делом стало сложнее, в каких-то моментах не хватает юношеского задора и энергии. Максимальных значений параметр «Вызов» достигает в юношеском возрасте, когда подросток имеет определённые, привычные, сформированные внешними мотивами направления для деятельности, и в зрелом возрасте, когда человек следует самостоятельно выбранному направлению деятельности.

Рис. 4. Динамика изменения параметров жизнестойкости в зависимости от возраста респондентов.

Значения параметра «Контроль» минимально в периоды «кризиса четверти жизни» и «кризиса профессии», и максимально в зрелом возрасте. В юношеском периоде значение параметра «Контроль» близко к минимальному, потому что подросток не имеет сформированных представлений о «реальном мире» и практически не способен осознанно выбирать собственную деятельность.

Высокие значения параметра «Обязательство» в юношеском возрасте обусловлены недостатком практического опыта и переоценкой своих возможностей. После соприкосновения с «реальным миром» значения показателя падают до минимума в возрасте «кризиса четверти жизни», а затем стабильно растут по мере взросления человека и накопления им жизненного опыта, максимальных значений достигая в зрелом возрасте. Небольшое уменьшение значения параметра «Обязательство» в возрасте 40 лет может быть связано с состоянием неудовлетворенности жизнью, которое сопровождается неуверенностью в себе, сожалениями о сделанном выборе, но проходит к зрелому возрасту.

Совокупный анализ динамики изменения параметров жизнестойкости говорит о том, что параметры профессиональной жизнестойкости, связанные с психической деятельностью человека, имеют тенденцию к повышению своих значений с увеличением возраста и накоплением им жизненного опыта. Параметры, связанные с физиологической деятельностью людей, имеют тенденцию к снижению в силу наступления старости и уменьшению жизненных сил организма, в том числе, физической силы и выносливости, способных помочь в преодолении сложных и экстремальных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. — М.: Смысл. — 2006. — 63 с. — Текст: непосредственный. — ISBN 5-89357-228-9 (дата обращения: 06.12.2022).

2. Высоков, И. Е.  Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов / И. Е. Высоков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 431 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11806-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489340 (дата обращения: 06.12.2022).

Просмотров работы: 61