ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ - АКРОБАТОВ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ - АКРОБАТОВ В ПРАКТИКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кулинич П.С. 1
1федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный педагогический университет" Институт физической культуры и спорта
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время общепринято, что физическая культура – часть общей социальной культуры общества; это есть творческая и в целом преобразовательная (специфическая при этом) деятельность, направленная на удовлетворение личностных и социальных потребностей в развитии двигательных и личностных способностей человека с целью более успешной социализации человека [19; 29].

Физическая культура «распространяет» свои ценности в процессе физкультурного образования, рекреационной и реабилитационной физической культуры, спорта, а также в процессе адаптивной физической и профессиональной физической культуры [17; 19].

Кроме того, физическая культура как социальное явление включает систему специальных научных знаний по физиологии, психологии и педагогике, а также и другим отраслям знания о человеке.

Особо значимым понятием физической культуры есть понятие физической культуры личности, то есть такого личностного интегративного качества, которое отражает подготовленность человека, обучающегося к практике направленного использования физической культуры для сохранения и укрепления индивидуального здоровья [16; 19].

Здоровьепо определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению Ю.П. Лисицына – “… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие [22].

Жизнь нам дается с одним непременным условием – каждый день защищать её. Защищать ради великолепного счастья – жить на земле. Стремиться не к формальному долголетию; главное в том, чтобы сохранить бодрость, энергию, гибкость мысли, способность к деятельности.
Для этого необходимо повысить уровень знаний у людей о здоровом образе жизни, его составляющих, повысить уровень общей культуры человека , его знаний в сфере физической культуры. Также необходимо влиять на формирование интересов, на постоянное стремление к физическому совершенству.

При всем многообразии и использовании средств, методов и форм организации процессов освоения физической культуры в действительности можно воспитать привычки здорового стиля жизни, который принесет большой вклад в созидательную деятельность нашего общества; откроет широкий простор для выявления способностей детей и особенно в практике спортивной подготовки школьников - юных спортсменов-акробатов.

Степень изученности проблемы исследования. Вопросы использования ценностного (функционального) потенциала физической культуры в становлении, развитии и воспитании личности, ее здоровья за счет ведения здорового стиля жизни нашли достаточно широкое освещение в специальной литературы и не являются новыми. Тем не менее, в связи с развитием социальной практики они всегда занимали внимание ученых и практиков общеобразовательной организации, специалистов сферы физической культуры и спорта.

Основными проявлениями изученности проблемы формирования здорового стиля жизни у школьников-спортсменов (акробатов, и не только) являются следующие:

-так в частности показаны основные аспекты технологий здоровьесбережения обучающихся в практике общеобразовательной организации; показаны при этом основные направления и технологии деятельности педагога в отношении становления и сохранения индивидуального здоровья, где роль и значение физической культуры также отмечается [1;2];

-показаны основные и прикладные основания валеологической направленности образовательной и повседневной практики как основы воспитания здорового образа жизни [4; 5];

-обоснованы роль, значение и основы использования физических упражнений как фактора сохранения здоровья и ведения здорового стиля жизни [20];

-обоснованы прикладные основания ведения здорового стиля жизни школьников с использованием физической культуры [6;20;21;22];

-разработаны теоретические и прикладные основания сохранения социального компонента индивидуального здоровья в общеобразовательной организации [23];

-разработаны прикладные особенности методик направленного использования физической культуры в деле сохранения здоровья, ведения здорового образа жизни [26; 28; 34; 40].

Тем не менее, в представленных исследованиях не упоминается столь значимая и достаточно большая по численности группа обучающихся, коими являются школьники-спортсмены. Их специфическая учебно-тренировочная и повседневная жизнь и деятельность более специфична и требует, в этой связи несколько иных (на наш взгляд) подходов к воспитанию у них основ здорового стиля жизни.

При этом следует отметить, что актуальность формирования здорового стиля жизни обучающихся школьников юных спортсменов-акробатов проявляется именно в том, что «привитие» здоровых умений и привычек – это одна из основ спортивного совершенствования и совершенствования. Надо учесть также и то обстоятельство, что ЗСЖ необходимо формировать и в том числе и в период нахождения юного спортсмена в образовательной организации, где процесс формирования ЗСЖ (наряду с процессом спортивной подготовки) становиться многограннее, шире и более продуктивнее в части повышения спортивного мастерства. Важно также и то, что привлечение школьников-спортсменов к практической работе по трансляции ценностей здорового стиля жизни имеет, на наш взгляд, и профориентационную направленность и эффект в отношении приобщения к педагогической работе в сфере физической культуры.

Проблема исследования. Изучение литературных источников, передового опыта использования физической культуры в контексте воспитания личности, теории физической культуры позволяет сформулировать проблему исследования – подбор дидактического обеспечения и обоснование методических оснований применения ценностей физической культуры в воспитании и формировании здорового стиля жизни обучающихся -спортсменов (акробатов) в практике работы общеобразовательной организации.

Тема исследования: «Формирование здорового стиля жизни у юных спортсменов-акробатов в практике общеобразовательной организации».

В связи с вышеизложенным, цельюнашего исследования стало выявить особенности методики использования ценностей физической культуры в практике образовательной организации для формировании основных характеристик здорового стиля жизни.

Объект исследования: образовательный процесс обучающихся школьников-спортсменов (акробатов).

Предмет исследования: функциональный потенциал физической культуры в формировании знаний и навыков здорового стиля жизни.

Гипотеза: целенаправленное использование ценностей физической культуры в практике деятельности общеобразовательной организации окажется продуктивным в формировании основных характеристик здорового стиля жизни обучающихся школьников-спортсменов (акробатов) при условии разработанности методики, основными положениями которой являются:

-разработанность содержания и увеличение объема теоретической подготовки обучающихся в рамках процесса спортивной подготовки и в режиме деятельности образовательной организации;

-включение школьников-спортсменов в процесс организации и реализации содержания организационных форм освоения физической культуры, направленного на формирование характеристик здорового стиля жизни;

-подбор и внедрение внеурочных организационных форм освоения ценностей физической культуры в отношении направленного воздействия на характеристики здорового стиля жизни.

Задачи исследования. Достижение цели исследования потребовало решение следующих задач:

1. Изучить состояние проблемы формирования здорового стиля жизни в процессе комплексных педагогических воздействий ценностями физической культуры в практике деятельности общеобразовательной организации.

2. Обосновать функциональной потенциал физической культуры и её ценностей в формирование навыков здорового стиля жизни.

3. Разработать дидактические основания методики использования ценностного потенциала физической культуры в формировании навыков здорового стиля жизни.

4. Выявить эффективность предложенных систематических воздействий в рамках методики в формировании здорового стиля жизни обучающихся спортсменов (акробатов).

Методы исследования. В настоящем исследовании использовались следующие методы:

-изучение литературы и накопленного социального опыта в сфере физической культуры в отношении воспитания и формирования здорового стиля жизни обучающихся: анализ, синтез, обобщение;

-педагогический эксперимент (констатирующий; формирующий параллельный).

Практическая значимость исследования: заключается в возможности использовании физкультурно-спортивной деятельности и ценностей физической культуры в практике формирования здорового образа жизни, что проявляется, в частности, в следующем:

-разработана (модифицирована) методика диагностики и оценки сформированности здорового стиля жизни юных спортсменов-школьников;

-подобрано дидактическое обеспечение процесса реконструированного физкультурного образования в формировании основных характеристик здорового стиля жизни школьников – спортсменов.

База исследования. Исследование было организовано и проведено с привлечением обучающихся МАОУ СОШ № 57 г. Оренбурга, а также юные спортсмены-акробаты Муниципального автономного учреждение 

«Спортивная школа № 10» (Центр спортивной гимнастики и акробатики, отделение – Спортивная акробатика).

Структура работы. Основное содержание работы изложенов содержании двух глав, каждая из которых имеет по два раздела. Завершают работу заключение и список использованной и цитируемой литературы. Всего в работе 51 страница; 1 таблица; список литературы содержит 41 литературный источник.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ

Понятие здорового стиля жизни

В настоящее время практически во всех странах мира особое внимание отводится здоровому образу жизни. Так в частности, такое положение дел имеет результат, что снижение показателей смертности населения на 80,0% (по данным и результатам в США) связано, в большей мере, с улучшением условий жизни и деятельности человека, его профессионально и повседневной практики (по данным ВОЗ).

Тем не мене, в России дела обстоят не столь позитивно. Так установлено, что в настоящее время только около 10,0% школьников считаются здоровыми. Растет число болеющих, что не может не сказываться на смертности среди детей и подростков. По некоторым данным, [6] это связано с нездоровым образом (стилем) жизни населения страны, где около 80,0% мужского и около 60,0 женского населения ведут отнюдь не здоровый стиль жизни.

Приводятся и основные факторы, которые позволяют говорить о нездоровом образе жизни; ими являются:

-кипокинезия;

-вредные привычки (наркомания, алкоголизм, курение и т.д.)

- нерациональное питание;

-отсутствие режима повседневной жизни и деятельности; [4;21].

Гипокинезация– состояние, характеризующееся недостаточной двигательной активностью человека. Недостаточная двигательная активность и мышечное голодание, обусловленные комфортом социальной практики, при водит к нарушению в деятельности органов и систем организма, ответственных за его оптимальное функционирование. Особо значима кипокинезия в практике многочисленных профессий (особо – автоматизированных). Это приводит к снижению «жизненных сил», социальной активности (включая семью), профессиональной и бытовой работоспособности. И что особо значимо в контексте настоящего исследования – кипокинезия настоящее зло образовательной и повседневной жизни и деятельности детей – обучающихся. Тем не менее, следует отметить, что настоящее зло в меньшей степени касается школьников-спортсменов, хотя в отношении здорового стиля жизни (ЗСЖ) это негативным образом проявляется в период нахождения обучающихся непосредственно в образовательной организации.

В этой связи, по сути, общепризнано, что практически каждый обучающийся (независимо от возраста и пола) необходимо должен заниматься физическими упражнениями в объеме не менее 10 000 локомоций в день (для поддержания биологической составляющей школьника) [34].

Особое место в практике ведения ЗСЖ имеет избегание всяких вредных привычек; здесь же следует отметить, что в настоящее время в России весьма существенное место имеет проблема наркомании, курения, токсикомании. К числу вредных привычек чаще всего относят наркоманию, алкоголизм, курение [28 ; 33]. Так в частности известно, что (по данным литературы) около 25,0 % и более семей сталкиваются с применением наркотиков и испытали уже действие наркотиков. Отмечается также, что никотинизм – причина достаточно многих и достаточно тяжелых заболеваний. Так установлено (по данным Всемирной Организации Здравоохранения) что ежегодно курение является причиной тяжелых заболеваний, приводящих к смерти, более 2,0 миллионов человек. Это происходит потому, что психические процессы, благодаря никотину, на определенное (небольшое) время возбуждаются, но затем происходит продолжительное торможение.

Сдвигая привычный для себя маятник умственной - психической деятельности, курильщик неотвратимо вызывает ее возвращение. При этом никотин существенно нарушает деятельность дыхательной и сердечно - сосудистой системы; вызывает воспаление (значительное) носоглотки и горла, хронический бронхит, рак легких и многие другие заболевания, происходящие от функций сердца и дыхания [33].

Хроническое употребление алкоголя наносит вред всем органам и системам, особенно предрасположенным к заболеваниям. Вредно действует на сердце и кровеносные сосуды, органы дыхания, вызывает цирроз печени, язву желудка. Употребление алкогольных напитков детьми, подростками женщинами имеет свои особые черты. Прежде всего, они быстрее, чем мужчин, приобретает систематический характер, перерастая в алкоголизм, который труднее поддается лечению. Невозможно и нельзя забывать о разрушительном, вреднейшем действии алкоголя на наше потомство, на детей. Давно доказано, что зачатие чревато большой опасностью для будущего ребенка, если один из супругов или оба находятся в нетрезвом состоянии.

Неправильное питание наносит существенный вред организму; является причиной достаточно большого количества заболеваний и в существенной мере обусловливает их развитие. И если ранее пища была малоколорийной и была проблема рациональность питания (в силу его отсутствия и пищевой малоценности), то в настоящее время нерациональность питания проявляется в его избытке и несоответствии качества-количества потребляемой пищи энергорасходам (в силу гипокинезии).

При недостатке белков в пище замедляется физическое развитие и рост, снижается иммунитет и работоспособность, замедляя нервно – психические реакции организма и т.д. Главным энергетическим материалом организма являются жиры. Они необходимы для нормальной работы различных систем организма. Углеводы играют огромную роль в энергетическом балансе организма, составляют 60,0 – 70,0 % рациона пищи человека и около 55,0% её калорийность. Они составляют 1,0 % веса тела , половина их находится в печени и мышцах. При избытке или недостатке углеводов возникают нарушения обмена веществ, которые в результате приводят к различным заболеваниям. Витаминов человеку нужно немного – 100 – 150 мг, но жизнь без них невозможна. При дефиците витаминов в организме развиваются такие серьезные заболевания, как цинга, рахит, «куриная слепота».

Минеральные вещества играют большую роль в построении и формировании костей и тканей организма, а также участвуют в ферментативных и других жизненно важных процессах организма. При не соблюдении режима питания наблюдается различные расстройства кишечника, желудка, как правило, следствием этого является переедание, ожирение, неврозы, утомление.

Основной понятийный аппарат здорового стиля жизни и его характеристика. В настоящее время образ жизни – определяют как понятие, которое характеризует качество-количество повседневной и профессиональной жизни и деятельности человека [26;23;20].

Далее говоря о здоровом образе жизни, а точнее - здоровом стиле жизни, следует «разделить» («развести») эти с сущности не идентичные понятия. Так в частности, в литературе отмечается, что понятие «здоровый образ жизни» отражает более созревший в сознании человека модельный образ жизни и деятельности, тогда как «здоровый стиль жизни» означает реальную включенность человека в деятельность по сохранению и укреплению индивидуального здоровья.

В литературе выделяют образ жизни определённой социальной группы, возможно сельского и городского населения. Кроме того, понятие здорового стиля жизни распространяется на различные виды труда, отдыха, в режиме свободного времени, задавая правила жизни и деятельности человека.

Лисицын Ю. П. [21;22] предлагает в понятие «образ жизни» включить фактор – медицинскую активность, которая им рассматривается в следующих аспектах:

1. Характер активности людей: интеллектуальная, физическая.

2.Сфера активности: трудовая, внетрудовая.

3.Виды активности – производственная, социальная, культурная (образовательная), медицинская, физическая и другие виды активности.

Им также понимается под здоровым образом жизни средства и методы (способы) различные (в том числе и типичные) повседневной и профессиональной жизни человека, обеспечивающие активизацию и укрепление возможностей организма для выполнения самых разнообразных функциональных обязанностей.

Организм наш имеет колоссальные, во многом наши ещё не познанные резервы, которые мы унаследовали от природы. Они требуют своего постепенного выявления, последующей мобилизации, повседневной тренировки. И в этом деле необходим комплексный подход: понятие здорового образа жизни включает физическую культуру, рациональное питание, создание оптимальный экологической среды (этот фактор особо значим для проживающих в сложных климатогеографических условиях), отработка индивидуального режима труда и отдыха. Конечно, этими составными частями не исчерпывается проблема здорового образа жизни: имеют значение наследственные факторы, преодоление гиподинамии и другие негативные «спутники» современной цивилизации.

Ряд основополагающих положений имеющих место в основе здорового стиля жизни (ЗСЖ) может быть показан следующим образом:

1. Активным носителем ЗСЖ является конкретный человек, как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

2. В реализации ЗСЖ человек выступает в единстве своих биологических социальных начал.

3. В основе формирования ЗСЖ лежит личностно –мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, психических возможностей и способностей.

4. ЗСЖ является наиболее эффективным средством обеспечения здоровья, первичной профилактики болезни и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье. Программа и организация здорового образа жизни для человека определяется следующими факторами [4;6].

Программа и организация здорового стиля жизни для человека определяется следующими факторами:

-индивидуально-типологическими наследственными факторами;

-объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

-конкретным условием жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

-личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни [5].

Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство все сторон, материально бытового, природного, социально-культурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы.

По мнению Вайнера Э.Н. [5] структура здорового стиля жизни должна включать следующие факторы:

-оптимальный двигательный режим;

-тренировка иммунитета, закаливания;

-рациональное питание;

-психофизиологическая регуляция и саморегуляция;

-рациональный (оптимальный для каждого человека) режим жизни (повседневной) и профессиональной деятельности;

-валеологическое самообразование [34].

Чтобы достичь этого, человек должен стать носителем идеи здоровья, прежде всего тому будут способствовать знания о здоровом образе и стиле жизни и его составляющих. Вопрос обучение здоровью – часть глобальной проблемы человека в современном мире. Учат человека многому и с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается. Важно при этом сформировать именно прикладные знания о здоровье и здоровом стиле жизни и именно с использованием ценностей физической культуры.

Мотивация. Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив – осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов – мотивация, в большей степени определяющая modusVivendi – образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа и стиля жизни [11].

Нельзя сказать, что люди не понимают значение здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда и возникает мотивация – вылечить болезнь, стать здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.
Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей [9 ; 12].

Таким образом, в контексте нашего исследования и с ориентацией на основные факторы (компоненты структуры ЗСЖ) представить функциональный потенциал ценностей физической культуры как фактора оптимизации двигательной активности человека на пути сохранения и укрепления индивидуального здоровья и ведения ЗСЖ.

Функциональный потенциал физической культуры в становлении здорового стиля жизни

Функциональный потенциал физической культуры заключается в триединстве: обучении; воспитании; развитии личности с использованием всей совокупности материальных, духовных и художественных ценностей физической культуры [15;16;18].

Обучение в процессе физкультурного образования преследует образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определённой степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные сними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания. Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:

-обеспечить “начальную школу движений”, т.е. научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;

-обучить действиям, которые будут использоваться как “подводящие” упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей.

-сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности, и, главное, умения и навыки двигательного характера для оптимизации двигательной активности;

-сформировать должную и «целевую» систему теоретических знаний, необходимых для ведения ЗСЖ.

Воспитаниерассматривается как специальный процесс и результат формирования физических и социально-психологических новообразований личности. [15; 19]. Так в частности различают:

-нравственное воспитание; содержание нравственного воспитания в нашем обществе, в том числе и в процессе физкультурного образования направлено на формирование нравственного сознания, морально-волевых качеств.

-умственное воспитание; умственное воспитание приобретает все большее значение как одна из основ всестороннего развития личности. Без глубоких знаний и широты кругозора современный человек не может полностью проявить себя как социально активная личность. В процессе физкультурного образования и в единстве с ним предусматривается обогащение занимающихся специальными знаниями и на этой основе развитие их познавательной активности, качеств ума. Систематическое расширение и углубление специальных знаний в их практическом приложении составляет главное содержание умственной деятельности в процессе физкультурного образования.

-эстетическое воспитание; направленное на формирование эстетического восприятия, эстетических переживаний, хороших вкусов, понимания эстетического отношения человека к жизни и к самому себе. Эстетические ценности физической культуры не сводятся лишь к внешним проявлениям телесной красоты или красоты движений. Эти ценности более всего определяются тем, что физическая культура ведет к полноценному здоровью, всестороннему развитию физических способностей и тем способствует достижению идеала физического совершенства.

-трудовое воспитание; говоря о трудовом воспитании, по существу, имеют в виду главное прикладное направление, определяющую линию всех видом воспитания (нравственного, умственного, физического, эстетического), которая объединяет их в отношении подготовки человека к основной социальной функции – творческому труду.

В означенном контексте, очевидно, что воспитательная направленность физкультурного образования (как фактора, в том числе, и формирования ЗСЖ, проявляется в воспитании базовой культуры личности.

Кроме того, воспитательная направленность физкультурного образования проявляется в следующем: - направленное воспитание физических качеств (двигательных) способностей, совершенствование телосложения, укрепления здоровья, достижение и многолетнее сохранение высокой общей работоспособности.

Развитие – необратимый процесс качественных и количественных изменений свойств, качеств и функций личности в практике физкультурно- спортивной деятельности. Так выделяют:

1. Духовное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Психическое развитие – обеспечивает становление психических процессов их оптимальное протекание (интеллектуальное, эмоциональное, чувственное и др.).

4. Физическое развитиеэто процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими признаками, как рост, вес, окружность груди, входят также показатели развития двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способностей к овладению двигательными навыками [10].

Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако направление физического развития, его характер, уровень, а также физические качества и способности в большей степени зависят от условий жизни и воспитания. На физическое развитие оказывают большое влияние занятия спортом. Средние данные длинны тела, веса, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, силы кисти у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Юные спортсмены пропорционально сложены, хорошее физическое развитие сочетается у них с высокой сопротивляемостью организма, особенно к простудным заболеваниям. Зная и умело используя законы физического развития человека, можно в принципе воздействовать на организм человека так, чтобы обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для творческого труда, и даже "отодвинуть" сроки старения, увеличив тем самым активное долголетие человека.

Обучение в сфере физической культуры, физкультурное образование - есть процесс формирования личности, а именно ее физической культуры. Движение создает человека, оно является основным стимулятором жизнедеятельности. Наши движения чрезвычайно разнообразны, но не все они являются физическими упражнениями. Физические упражнения - это двигательные, целенаправленные, сознательные действия человека, связанные с целым рядом психических процессов: представлением о движении, мыслительной работой, переживаниями. Например, ходьба и бег становятся физическими упражнениями, когда используются в целях физического воспитания: как обучить технике бега, развить выносливость, подготовить к участию в соревнованиях.

Физические упражнения возникли из естественной потребности человека в движении. Только благодаря движениям организм человека может нормально развиваться. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье, физическом состоянии человека, его духовном развитии. Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Напряженная умственная деятельность также невозможна без движений. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, т.к. многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга.

Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.

Благодаря движениям происходит полноценное развитие сердечно - сосудистой системы. Особенно благоприятным является увеличение мощности сердечных сокращений, что находит выражение в увеличении так называемого ударного объема сердца. Благодаря этому, тренированное сердце при меньшем числе сокращений за единицу времени способно лучше, чем нетренированное сердце, обеспечить потребности организма в переносимых кровью кислороде и питательных веществах. Вместе с тем это позволяет сердцу и больше отдыхать.

В тесной связи с сердечно - сосудистой системой функционируют органы дыхания, обеспечивающие в организме газообмен. Под влиянием занятий физическими упражнениями в органах дыхания происходят значительные положительные изменения: увеличивается объем легких и грудной клетки, более подвижной становится диафрагма. Физические упражнения обеспечивают нормальную работу органов пищеварения, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих важную роль в росте и развитии молодого организма.

Вместе с закаливанием физические упражнения - важнейшее средство предупреждения заболеваний. Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что занимаясь ими, подросток не только укрепляет свое здоровье, получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает целый ряд положительных как двигательных, так и моральных качеств. К первым относятся сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, ко вторым - смелость, настойчивость, честность, дисциплинированность. Приобретаются также гигиенические знания и навыки [37].

Исходя их вышесказанного вполне очевидно, что физические упражнения просто необходимы в формировании здорового образа и стиля жизни, так как именно за их счет и обеспечивается управление двигательной активностью обучающихся, ее оптимальные объемы и интенсивность.

Педагогические основания формирования основных навыков здорового стиля жизни

Для здорового образа жизни необходимо развивать с раннего детства навыки здорового образа и стиля жизни. К числу важных направлений использования физической культуры относят следующие.

1. Речевое знание физической культуры, которое подразумевает использование средств, методов и форм организации процессов освоения физической культуры.

2. Рациональное питание, режим повседневной жизнедеятельности с использованием двигательных ценностей физической культуры.

3. Исключение вредных привычек в практике физкультурно-спортивной деятельности [7].

Означенное предусматривает рассмотрение совокупности средств, методов и форм организации процессов освоения физической культуры, которые в оптимальной мере обеспечивают здоровый стиль жизни.

Средства физической культуры. Эффективность формирование личности и ее физической культуры с отношении (в том числе и ЗСЖ) обеспечивается всей совокупностью адаптированных средств:

- естественных (средовых) сил природы;

- гигиенических факторов;

- физических упражнений [15; 19; 30; 31; 38].

Физические упражнения и их характеристика. Общеразвивающие (точнее – общеподготовительные) упражнения обеспечивают:

-всесторонность двигательной подготовленности (следует понимать как становление системы двигательных действий и воспитанность двигательных качеств);

-становление базы дальнейших специальных воздействий специально-подготовительными соревновательными упражнениями [24;35;37].

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, а так же движения и действия существенно сходные с ними по форме и характеру проявления способностей [13; 14; 27 и др.), они могут иметь самостоятельное значение, либо являются содержанием какого-либо вида спорта.

Соревновательные упражнения отражают специфические особенности вида спорта и соревновательного метода и способствующие:

-целенаправленному воспитанию физических (двигательных) качеств и специальных компонентов;

-становлению состояния спортивной формы;

-эффективному формированию двигательных умений и навыков, входящих в соревновательную деятельность;

-формированию комплекса личностных способностей [36].

Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания, повышения работоспособности человека, а так же как сопутствующие факторы дополнения и усиления эффекта физических упражнений.

В процессе физического воспитания оздоровительные силы природы используются в двух направлениях:

1. Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют и оптимизируют воздействие физических упражнений.

2. При организации специальных процедур, в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

Одним из основных результатов целесообразного использования естественных факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание человека, т.е. повышение сопротивляемости организма к различным внешним воздействиям. Человек способен жить и работать в очень широком диапазоне температур окружающей среды. Это возможно благодаря специальным механизмам терморегуляции, которые обеспечивают постоянство температуры тела человека при различной температуре внешней среды [19].

Ежедневные обтирания, обливания, воздушные и солнечные ванны приучают кровеносные сосуды к резким колебаниям температуры внешней среды. Можно выделить основные принципы закаливания:

1. Постепенность. Первое время закаливающие процедуры не должны длиться долго, а температура воды или воздуха не должна быть низкой. Постепенно время процедур увеличивается, а температура воды или воздуха снижается.

2. Систематичность. Закаливание должно проводиться регулярно. При длительных перерывах закаливание начинают вновь с исходных температур воды и воздуха.

3. Учет индивидуальных особенностей человека. Они зависят от состояния здоровья, привычек.

4. Комплексное использование различных форм закаливания.

Сочетание всех форм закаливания резко увеличивает их эффективность.
Гигиенические факторы; обеспечиваются реализацией специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т.д. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обуславливает положительный эффект занятий физическими упражнениями. Особое значение при этом имеет оптимизация в соответствии с требованиями гигиены режима нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий, предупреждению заболеваний и укреплению здоровья (душ, сауна, массаж и др.). Естественные факторы среды и гигиенические условия не являются главными специфическими средствами физического воспитания, их содействующее значение трудно переоценить. Именно поэтому в процессе физического воспитания предусматривается задача приобретения гигиенических знаний, касающихся оздоровительных сил природы, и навыков рационального самостоятельного их использования.

Вспомогательные и дополнительные средства – направлены на повышение образовательного уровня учащихся; реализацию различных восстановительных процедур. Образовательный аспект предусматривает овладение системой теоретических знаний и практических умений в сфере физической культуры, к наиболее значимым относится: знание ТМФК, ЗСЖ, навыка самосовершенствования.

Всю группу восстановительных средств можно представить следующим образом:

-средства педагогические;

-средства психологические;

-средства медико-биологические [19 ;38].

Вполне очевидно, что действенность каждого средства восстановления зависит от предшествующей нагрузки, собственно стиля повседневной жизни и деятельности, а также (главным образом) от психофизического состояния спортсмена-школьника.

Методы освоения физической культуры. Никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с его применением всеобщих педагогических средств – слов и сенсорно-образных воздействий (наглядности), причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности.

Методы использования слова – посредством слова сообщают знания (объяснения, рассказ), активизируют восприятия, ставят задачи, формируют отношение к ним, руководят их выполнением (команды, распоряжения), анализируют и оценивают результаты (разбор, замечания, словесная оценка).
Рассказ, беседа, объяснения и т. д. – приобретают в физкультурном образовании более лаконичную форму, чему способствует специальная спортивная терминология.

Команды, распоряжения, указания – специфические формы речевого воздействия. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельности занимающихся. Словесные оценки – общепринятые или специальные категории речевого одобрения, либо неодобрения.
Разбор – своеобразная форма беседы, используется в целях формирования познавательной деятельности учащихся.

Методы обеспечения наглядности. Наглядность воздействия, используется преимущественно в процессе обучения, реализуется посредством применения в практике методов зрительной, звуковой и двигательной наглядности [15].

Существуют две формы зрительной наглядности:

- непосредственный показ (реальный показ, условный, лидированный)

-иллюстративные материалы (плакаты, рисунки, фото, кино).

Методы звуковой наглядностипозволяют сформировать способность оценивать пространственно-временные характеристики движений. Для этого используются сигналы (свистки, хлопки и т.д.).

Особое значение для реализации двигательной активности имеют методы строго регламентированного упражнения , когда деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

- в твердо предписанной программе движений;

- в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения;

- в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся.

Этот метод наиболее значим для практики образования в сфере физической культуры. При этом выделяют следующие методы:

- метод избирательного воздействия; характерная черта этого метода – преимущественная направленность воздействия на те или иные функциональные и морфофункциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений;

- идеомоторный метод; представляет собой мысленное выполнение движений. Оно создает своеобразный эталон в представлении спортсмена, ориентируясь на который новичок быстрее и правильнее овладевает новыми элементами техники, а опытный спортсмен может лучше настроится на последующее правильное выполнение движения и проанализировать его после выполнения [32 ;37].

-метод расчлененного упражнения; предусматривает искусственное расчленение сложного технического действия на несколько более мелких и более простых «деталей», которые разучиваются изолированно и лишь после определенной отработки соединяются в целостное действие [37].

Игровой метод занимает одно из ведущих мест в ходе присвоения физическойкультуры. Игра является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Сущность игрового метода – организация физкультурно-спортивной деятельности на основе содержаний, условий и правил подвижных игр.
Игры имеются большое оздоровительное значение, оказывая на организм сильное физиологическое воздействие, существенно укрепляют нервно-мышечную систему, улучшают дыхание, кровообращение и повышают обмен веществ. Кроме того, подвижные игры развивают волевые качества.

Игровой метод используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, самостоятельность, инициативность.

В практике освоения физической культуры применяется и соревновательный метод – способ организации физкультурно-спортивной деятельности в форме соревнований.

Успешная реализация процесса формирования личности и её физичкой культуры обеспечивается всей совокупностью общепедагогических и специфических методов.

Организационные формы овладения содержанием физической культуры:
Формы организации физической культуры целесообразно дифференцировать на классно-урочные и внеурочные [24 , 25 ;27].

Систему взаимосвязанных форм организации физкультурного образования школьников составляют:

-уроки по физической культуре и спорту;

-внеклассная спортивно-массовая работа в школе (кружки физической культуры, спортивные секции, спортивные соревнования);

-физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика для занятий, физкультурные минуты на уроках, игры и физ. упражнения на переменах и в режиме продленного дня);

-внешкольная спортивно-массовая работа (занятия в ДЮШС, самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах).

Уроки физической культуры в школах – одна из основных форм физической подготовки учащихся, однако они не могут решить всех задач, стоящих перед физкультурным образованием молодежи. По мнению многих ученых-медиков и педагогов, 2-х уроков физической культуры в неделю явно недостаточно. Ведь речь идет о предмете, имеющим первостепенное значение для укрепления и сохранения здоровья.

Внеурочные формы организации включают в себя группу внеклассных и внешкольных форм, а так же и формы организации физкультурно-спортивной деятельности в режиме дня [25].

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе. Этой работой преследуются такие задачи, как:

-организация здорового и содержательного отдыха учащихся;

-закрепление навыков сознательного использования разнообразных средств физической культуры в быту.

Внеклассная спортивно-массовая работа строится на основе самодеятельности, добровольности и заинтересованности учащихся. Спортивные секции и кружки создаются для учащихся, желающих заниматься тем или иным видом спорта в школе. Большое место в организации внеклассной спортивно-массовой работы должны занять спортивные соревнования.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня. Немаловажную роль в улучшении состояния здоровья и физического развития учащихся, повышения их работоспособности, внедрении физической культуры в быт играют специальные меры, предусматриваемые в режиме школьного дня. К таким мерам относятся: утренняя гимнастика; гимнастика до занятий - проводится в школах, где имеются для этого условия, ежедневно до начала уроков. Способствует повышению работоспособности и настрою учащихся на учебную деятельность; физкультминутки - проводятся в классе во время уроков по усмотрению учителя в зависимости от степени утомления учащихся и содержания занятий; подвижные игры и физические упражнения на переменах.

Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Однако практика показывает, что эффективность его оказывается выше, а учащиеся проводят перемены с большим интересом, если в основу перемены положены подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения, состязания типа игр - аттракционов.

Из всего арсенала средств физической культуры подвижные игры имеют большое гигиеническое и оздоровительное значение.
Задачи, преследуемые подвижной переменой: поддержание умственной и физической работоспособности; восстановление физических и духовных сил; повышение общего уровня двигательной активности.

Внешкольная спортивно-массовая работа.

Проводимая во внешкольное время организованная работа по физической культуре и спорту среди детей и молодежи играет существенную роль во всестороннем воспитании подрастающего поколения.

Спортивные школы различных типов, задачей которых является формирование у учащихся высоких моральных качеств; содействие Гармоническому, физическому развитию; всесторонняя физическая Подготовка и укрепление здоровья учащихся; подготовка спортсменов высокой квалификации.

Деятельность основной массы ДОСШ - сосредоточена на организации физкультурно-оздоровительной, воспитательной работы среди детей. Специализированные ДЮСШОР - осуществляют подготовку резервов сборных команд. Создаются на базе существующих ДЮСШ по одному виду спорта.

Физкультурное образование детей в семье. Родители должны создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, роста и нормального физического развития детей.

-организация режима дня детей;

-соблюдение гигиенических требований предъявляемых к условиям быта;

-материально-техническое оснащение физкультурного образования в семье.

Задача семьи состоит в том, чтобы привить детям с ранних лет навыки личной и общественной гигиены, вплоть до формирования привычек.

Существенное дополнение к двигательному режиму детей составляют физические упражнения в семейном быту (подвижные игры, утренняя гимнастика, прогулки и туристические походы).

Воспитывать спортивные наклонности также необходимо с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство "мышечной радости", как называл его великий русский физиолог И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Привычка заботиться о здоровье ребенка - залог здорового образа жизни, который он будет вести и тогда, когда вырастет.

Особое значение для практики ЗСЖ имеет рациональный режим жизни и деятельности. Как бы усердно школьник не занимался физическими упражнениями, как бы не закаливал себя солнечными, воздушными ваннами и водными процедурами, он никогда не станет здоровым, сильным, выносливым, работоспособным и бодрым, если будет вести беспорядочный образ жизни, забыв о правильном режиме.

Каким же должен быть режим, способствующий укреплению здоровья? Известный русский физиолог Павлов И.П. считал, что основу режима составляет "динамический стереотип", т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Рациональный режим должен быть в равной мере стабильным и вместе с тем динамичным. Это, в частности, способствует развитию хорошей адаптации к имеющимся условиям. Следует помнить, что ежедневно в одно и то же время нужно обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня: пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки. Остальные виды деятельности можно менять по времени продолжительности их выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального "биоритмического портрета", тем лучших условиях функционирования окажутся системы организма. Это положительно отразится на самочувствии, настроении, активности - в общем, на всем том, что составляет понятие "здоровый ребенок".

Для здорового стиля жизни существенное значение имеет и рациональное питание. Питание играет основополагающую роль в поддержании крепкого здоровья. Согласно концепции, разработанной академиком Покровским А.A., суть рационального питания составляет следующие правила: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энергоработы организма;
в суточный рацион должны входить пищевые вещества (нутриенты), что обеспечивается оптимальными сбалансированном виде соотношениями белков, жиров, углеводов (примерно 1:1:4) и сочетаниями незаменимых компонентов (аминокислот, витаминов и др.), дополняемых при необходимости чистыми (эссенциальными) компонентами. Усвоение нутриентов во многом зависит от режима питания. Оптимальным является 3-4 - разовое питание, желательно в одни и те же часы.
Исключение вредных привычек. Здоровье, ЗСЖ и вредные привычки (наркомания, табакокурение, алкоголизм) несовместимы. В то же время разработки обнаружили появление человека, активно занимающегося физическими упражнениями, особых биологически активных веществ эндорфинов. Взаимодействуя с определенными рецепторами мозга (структурами, на которые действует алкоголь, наркотики, вызывая болезненное пристрастие), они создают естественное состояние радостного возбуждения, характерного для увлеченных физкультурой людей. Это состояние физиологично и соответствует созидательной функции физических упражнений. В этом заключена лишь одна сторона действия эндорфинов, но существует и другая. Появившись в крови, эндорфины, как бы блокируя рецепторы, вытесняют собой патогенные раздражители - алкоголь, наркотики. В этом заключается своеобразная защитная роль физических упражнений в борьбе с пагубными для здоровья человека привычками.

Среди мер организационного характера направленных на борьбу с курением, следует отметить следующее:

-запрещение рекламы табачных изделий;

-запрещение продажи табачных изделий несовершеннолетним;

-запрещение курения в общественных местах;

-разъяснение вреда курения (лекции, беседы и т.д.).

Некоторые меры, из выше перечисленных, также можно отнести и к борьбе с алкоголизмом.

В заключении следует отметить, что лишь при использовании всей совокупности средств, методов и форм организации физической культуры возможно комплексное и полное овладение ее ценностями, как в личных, так и в социальных интересах сформированности ЗСЖ.

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1 Организационно-диагностическое и содержательное обеспечение

процесса формирования здорового стиля жизни

В настоящем исследовании использовались следующие методы:

-изучение литературы и накопленного социального опыта в сфере физической культуры в отношении воспитания и формирования здорового стиля жизни обучающихся: анализ, синтез, обобщение;

-педагогический эксперимент (констатирующий; формирующий параллельный);

-методы математической статистики;

-опрос (письменный);

Метод теоретического анализа и обобщений.

Основными способами (операциями) изучения и обобщения передового опыта в нашем исследовании явились: анализ литературных источников.

Кроме того использовался анкетный опрос как метод изучения реального состояния исследуемых характеристик.

Изучение и анализ отечественной и научно-методической литературы, связанной с темой исследования, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи исследования.

Главная направленность метода опроса (письменного) - выявление и оценка сформированности здорового стиля жизни у школьников среднего возраста.

Сформированность здорового стиля жизни оценивалась по разработанной нами методике, предполагающей анкетный опрос учащихся в ходе которого, выявили основные характеристики здорового стиля жизни (ЗСЖ) [3].

Для выявления и оценки сформированности ЗСЖ у обучающихся была разработана анкета, которая содержала следующие вопросы.

Обучающимся было предложено ответить откровенно на низлежащие вопросы. Анкета была анонимной. Надо было в анкете отметить тот ответ, который в наибольшей мере соответствовали реальному положению дел (со стороны обучающегося) (это анкетирование было организовано и проведено в рамках констатирующего эксперимента [3].

Вопросы, содержащиеся в анкете

1. Делаете ли Вы утреннюю гигиеническую гимнастику
Варианты ответа:

a) каждый день

б) 3 раза в неделю

в) 3-7раз в месяц

г) не делаю

2. Обливаетесь ли Вы холодной водой?
Варианты ответа:

a) каждый день

б) 1 раз в неделю

в) 1 раз в месяц

г) не обливаюсь

3. Посещаете ли Вы сауну или парную баню?
Варианты ответа:

a) 1 раз в неделю

б) 1 раз в месяц

в) не посещаю

4. Владеете ли Вы навыками самомассажа?
Варианты ответа:

a) владею

б) не владею

5. Ходите ли Вы в туристические походы?

Варианты ответа:

a) да

б) нет

6. Соблюдаете ли Вы режим дня?
Варианты ответа:

a) соблюдаю

б) не соблюдаю

7. Соблюдаете ли Вы режим питания?
Варианты ответа:

a) соблюдаю

б) не соблюдаю

8. Употребляете ли Вы спиртные напитки?
Варианты ответа:

a) 1-2 раза в неделю

б) 2-3 раза в месяц

в) очень редко

г) не употребляю

9. Вы курите?
Варианты ответа:

a) от 1 до 10 шт. в день

б) от 10 до 20 шт. в день

в) очень редко

г) не курю

10. Часто ли Вы болеете простудными заболеваниями?
Варианты ответа:

a) 1 раз в месяц

б) 3-5 раз в год

в) 1 раз в год и менее

11. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?
Варианты ответа:

a) да

б) нет

12. Страдаете ли Вы излишним весом тела?
Варианты ответа:

a) да

б) нет

13. Уверенный ли Вы в себе человек?
Варианты ответа:

a) да

б) нет

14. Часто ли Вы ссоритесь с родителями, одноклассниками?

Варианты ответа:

a) 1 раз в день

б) 2-3 раза в неделю

в) 2-3 раза в месяц

г) очень редко

15. Успевающий ли Вы ученик в школе?
Варианты ответа:

a) только на "5"

б) учитесь на "5"и "4"

в) преобладание "3"

г) не успевающий

16. Какова частота Вашего пульса в по/мин)?
Варианты ответа:

a) 50-60 уд/мин .

б) 60-70 уд/мин.

в) 70-80 уд/мин.

г) 80-90 уд/мин.

д) 90-100 уд/мин. и более

Метод педагогического эксперимента. Сущность педагогического эксперимента состоит в выявлении того, как и при каких условиях разработанной методики наиболее эффективно формируется здоровый стиль жизни.

Метод математической статистики. C помощью этого метода выявлялось процентное отношение показателей сформированности здорового стиля жизни учащихся в сравнительном педагогическом эксперименте.

Экспериментальная работа осуществлялась в период с сентября месяца 2021 года по март месяц 2022 года на базе общеобразовательной школы № 57 и ДЮСШ № 10 (отделение гимнастики и акробатики) города Оренбурга.
Экспериментальная работа проходила с учащимися 2-х групп, которые составили соответственно опытную (школьники-спортсмены, численность 15 человек) и контрольную (школьники, не занимающиеся спортом, численность 25 человек).

Опытная группа состояла их 15 воспитанников ДЮСШ № 10 (отделение гимнастики и акробатики). Контрольная группа состояла из 25 обучающихся 7 класса классов школы № 57 г. Оренбурга, которые не занимаются спортом.
Основа эксперимента состояла в выявлении эффективности систематических занятий спортом и реализации положений выдвинутой нами гипотезы в формировании основных характеристик ЗСЖ.

При этом, опытная группа обучающихся (спортсмены-акробаты) также обучаются в общеобразовательной школе № 57 в различных классах (5-9 классы), но регулярно посещающие спортивные тренировки (6 раз в неделю).

2.2 Результаты исследования и их интерпретация

Предварительно отметим, что обработка материалов анкетного опроса в рамках констатирующего эксперимента показала идентичность результатов опроса между опытной и контрольной группами.

В целом можно отметить (что явилось некоторым удивлением для нас и тренеров), что школьники - спортсмены ведут относительно и не вполне здоровый стиль жизни, что не может служить основанием для дальнейшего спортивного роста и продвижения.

Такое положение дел тем более утвердило необходимость реализации комплекса мероприятий по формированию ЗСЖ у обеих групп школьников за счет реализации разработанных положений и особенностей методики направленного использования физической культуры в формировании ЗСЖ.

Так, первое положение методики – разработанность содержания и увеличение объема теоретической подготовки обучающихся в рамках процесса спортивной подготовки и в режиме деятельности образовательной организации, - было реализовано следующим образом.

1. Разработанность тематики теоретической подготовки. Так, в частности, материал теоретической подготовки был реализован по следующим темам:

1.1 Вредные привычки. Что это такое и их воздействие на организм и здоровье.

1.2 Особенности использования физических упражнений в режиме повседневной и образовательной деятельности.

1.3 Основные средства и формы восстановления школьника после психофизических нагрузок.

1.4 Особенности и правила самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

1.5 Гендерные основания ЗСЖ в жизни и деятельности школьника.

1.6 Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья

Как правило, такая теоретическая подготовка осуществлялась в рамках организации и проведения классных часов для обучающихся контрольной группы. Проводились либо учителем физической культуры, либо классным руководителем. Материал теоретической подготовки разрабатывался автором ВКР.

Теоретическая подготовка для школьников-спортсменов проводилась в рамках специально организованных теоретических занятий в ДЮСШ; занятия проводил тренер или специально подготовленный школьник-спортсмен (поочередно, занятия урочного типа по теоретической подготовке по ЗСЖ проводили все школьники спортсмены).

Всего было проведено (в течение формирующего эксперимента) 12 теоретических занятий (классных часов).

2. Подбор форм организации теоретической подготовки. Помимо отмеченных специальных теоретических занятий и классных часов, были внедрены и нижеследующие формы теоретической подготовки:

2.1 Использование сведений о роли физических упражнений в формировании здоровья в ходе гимнастики до занятий (3-4 раза в неделю), физкультминуток и физкультпауз (ежедневно).

Второе положение методики - включение школьников-спортсменов в процесс организации и реализации содержания организационных форм освоения физической культуры, направленного на формирование характеристик здорового стиля жизни, - реализовывалось следующим образом:

1. К реализации занятий урочного типа по теоретической подготовке школьников – спортсменов в рамках тренировочного процессапривлекались специально подготовленные школьники-спортсмены (поочередно, занятия урочного типа по теоретической подготовке по ЗСЖ проводили все школьники - спортсмены).

2. К реализации содержания гимнастики до занятий, физкультуминуток и физкультпауз привлекались исключительно школьники - спортсмены. С использованием материалов и при помощи автора ВКР школьники разрабатывали комплексы физических упражнений этих форм освоения физической культуры и теоретической подготовки, сменяемость которых – еженедельно.

Третье положение методики формирования ЗСЖ школьников - подбор и внедрение внеурочных организационных форм освоения ценностей физической культуры в отношении направленного воздействия на характеристики здорового стиля жизни, - осуществлялось так:

1. Организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий. Так в частности, в рамках эксперимента (за его период) было проведено 2 Дня здоровья, приуроченных к Новому году и Международному женскому дню.

В качестве ключевых мероприятий в рамках Дня здоровья, имеющих отношение к формированию ЗСЖ, следует отметить:

-конкурс «Что я знаю о здоровом стиле жизни»?

-показательные выступления школьников-спортсменов акробатов(как наглядная иллюстрация ведения здорового образа жизни).

Кроме того, пропагандой здорового стиля жизни явились традиционно организуемая школьная Олимпиада по вида спорта (волейбол, баскетбол, лыжный спорт, шахматы, настольный теннис).

Окончание формирующего психолого-педагогического эксперимента сопровождалось итоговым письменным опросом обучающихся опытной и контрольной групп. Данные итогового опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты письменного опроса обучающихся в формирующем педагогическом эксперименте

№ п/п

Содержание вопросов

ДЮСШ -10 (спортсмены – акробаты)

МОУ СОШ № 57

Разница

1

Делаете ли вы утреннюю гигиеническую гимнастику?
Варианты ответа:
а) каждый день
б)3 раза в неделю
в) 3-5 раз месяц
г) не делаю


50,0%
25, 0%
15%
10%


20%
20%
15%
45%


30%
5%
-
35%

2

Обливаетесь ли вы холодной водой?
Варианты ответа:
а) каждый день
б) 1 раз в неделю
в) 1 раз в месяц
г) не обливаюсь


60%
20%
10%
10%


10%
20%
20%
50%


50%
-
10%
40%

3

Посещаете ли вы сауну или парную баню?
Варианты ответа:
а) 1 раз в неделю
б) 1 раз в месяц
в) не посещаю


100%
-
-


60%
30%
10%


40%
30%
10%

Продолжение таблицы 1 - Результаты письменного опроса обучающихся в формирующем педагогическом эксперименте

4

Владеете ли вы навыками самомассажа?
Варианты ответа:
а)владею
б)не владею


90%
10%


60%
40%


30%
30%

5

Ходите ли Вы в туристические походы? Варианты ответа:

a) да
б) нет


85%
15%


80%
20%


5%
5%

6

Соблюдаете ли Вы режим дня?
Варианты ответа:
a) соблюдаю
б) не соблюдаю


80%
20%


70%
30%


10%
10%

7

Соблюдаете ли Вы режим питания? Варианты ответа:
a) соблюдаю
б) не соблюдаю


60%
40%


50%
50%


10%
10%

8

Употребляете ли Вы спиртные напитки?
Варианты ответа:
a) 1-2 раза в неделю
б) 2-3 раза в месяц
в) очень редко
г) не употребляю


15%
35%
35%
15%


20%
35%
40%
5%


5%
-
5%
10%

9

Вы курите? Варианты ответа:
a) от 1 до 10 шт. в день
б) от 10 до 20 шт. в день
в) очень редко
г) не курю 10


30%
-
20%
50%


30%
30%
20%
20%


-
30%
-
30%

Продолжение таблицы 1 - Результаты письменного опроса обучающихся в формирующем педагогическом эксперименте

10

Часто ли Вы болеете простудными заболеваниями?
Варианты ответа:
a) 1 раз в месяц
б) 3-5 раз в год
в) 1 раз в год и менее


0%
15%
85%


15%
65%
20%


15%
50%
65%

11

Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?
Варианты ответа:
a) да
б) нет


15%
85%


40%
60%


25%
25%

12

Страдаете ли Вы излишним весом тела?
Варианты ответа:
a) да
б) нет 


0%
100%


15%
85%


15%
15%

13

Уверенный ли Вы в себе человек?
Варианты ответа:

а) да
б) нет 

100%

100%

0%

14

Часто ли вы ссоритесь с родителями, одноклассниками?
Варианты ответа:
a) 1 раз в день
б) 2-3 раза в неделю
в) 2-3 раза в месяц
г) очень редко 


10%
25%
40%
25%


10%
20%
50%
20%


-
5%
10%
5%

15

Успевающий ли Вы ученик в школе?
Варианты ответа:
a) только на "5"
б) учитесь на "5"и" 4 "
в) преобладание "3"
г) не успевающий

10%
60%
30%
-

10%
70%
20%
-

-
10%
10%
-

Продолжение таблицы 1 - Результаты письменного опроса обучающихся в формирующем педагогическом эксперименте

16

Какова частота Вашего пульса в покое (уд/мин)? Варианты ответа:

a) 50-60 уд/мин.

б) 60-70 уд/мин.

в) 70-80 уд/мин.

г) 80-90 уд/мин.

д) 90-100 уд/мин. и более

20%
60%
20%
-

-

5%
10%
30%
50%
5%

15%
50%
10%
50%
5%

В целом изучение и анализ представленного фактологического материала (результаты письменного опроса обучающихся опытной – спортсмены и контрольной – школьники основной школы) позволяют представить следующие обобщенные результаты, характеризующие сформированность основных характеристик ЗСЖ. Утреннюю гигиеническую гимнастику чаще выполняют учащиеся опытной группы (на 30, % больше, чем в контрольной. Обливаются холодной водой чаще учащиеся – спортсмены опытной группы (на 40, 0%) в сравнении с контрольной. Посещают сауну или парную чаще учащиеся спортсмены опытной группы (на 10,0%). Соблюдающих режим дня и питания у учащихся опытной группы спортсменов больше на 10,0 % выше в сравнении с контрольной. Обучающихся, не употребляющих спиртные напитки на 10,0% больше в опытной группе в сравнении с контрольной. В опытной группе обучающихся - спортсменов меньше курят (на 30,0%), чем в контрольной. Учащиеся опытной группы на 65,0 % реже болеют простудными заболеваниями, в сравнении со школьниками контрольной группы. Обучающиеся опытной группы вообще не страдают излишним весом тела, в отличии от контрольной, где 15,0% учащихся страдают этим недугом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научной, научно-методической и учебной литературы позволили сделать заключение, что физическая культура и занятия спортом являются одним из основных факторов формирования здорового стиля жизни (ЗСЖ) и должны присутствовать в практике физкультурно-спортивной и повседневной жизни и деятельности начиная с раннего детства, входить в содержание каждого дня, это очень важно для воспитания полезных привычек (зарядка. закаливание, подвижные игры и др.), которые благотворно влияют на развитие организма в целом, на психику юного спортсмена, на его органы и функциональные системы. При этом следует отметить, что актуальность формирования здорового стиля жизни обучающихся школьников юных спортсменов-акробатов проявляется именно в том, что «привитие» здоровых умений и привычек – это одна из основ спортивного совершенствования и совершенствования. Надо учесть также и то обстоятельство, что ЗСЖ необходимо формировать и в том числе и в период нахождения юного спортсмена в образовательной организации, где процесс формирования ЗСЖ (наряду с процессом спортивной подготовки) становиться многограннее, шире и более продуктивнее. В части повышения спортивного мастерства. Важно также и то, что привлечение школьников-спортсменов к практической работе по трансляции ценностей здорового стиля жизни имеет, на наш взгляд, и профориентационную направленность и эффект в отношении приобщения к педагогической работе в сфере физической культуры.

При всем многообразии и использовании средств, методов и форм организации процессов освоения физической культуры в действительности можно воспитать привычки здорового стиля жизни, который принесет большой вклад в созидательную деятельность нашего общества; откроет широкий простор для выявления способностей детей и, особенно, в практике спортивной подготовки школьников - юных спортсменов-акробатов.

Для этого необходимо вести пропаганду здорового стиля жизни, физической культуры, а именно пользы движения. Важно не только давать информацию, но и точно знать, достигла ли она потребителя, а самое главное как она им усвоена, какой след в его сознании она оставила с учетом имеющегося опыта и уровня знаний.

Реконструкция процесса физкультурного образования в отношении формирования здорового стиля жизни может быть реализована в следующих направлениях:

-подбор и внедрение внеурочных организационных форм освоения ценностей физической культуры в отношении направленного воздействия на характеристики здорового стиля жизни;

-включение школьников-спортсменов и обучающихся школьников в процесс организации и реализации содержания организационных форм освоения физической культуры, направленного на формирование характеристик здорового стиля жизни;

-разработанность содержания и увеличение объема теоретической подготовки обучающихся в режиме деятельности образовательной организации.

Основными факторами более выраженных и позитивных сдвигов в сформированности характеристик ЗСЖ у школьников-спортсменов в сравнении с обучающимися контрольной группы являются:

-увеличение доли теоретической подготовки в практике процесса спортивной подготовки юных спортсменов-акробатов опытной группы;

-включение школьников-спортсменов в реальную практику по популяризации ЗСЖ, а также в практику реализации ценностей физической культуры в различных формах ее освоения.

В целом включение школьников-спортсменов в реальную практику реализации форм организации процессов освоения физической культуры стимулирует соблюдение норм и правил ЗСЖ; способствует становлению физкультурно – деятельностного компонента физической культуры школьника – спортсмена.

Результаты исследования показали, что в среднем уровень сформированности здорового стиля жизни обучающихся школьников-спортсменов (занимающихся в ДЮСШ) выше на 24,0%, а что значит, что занятия физической культурой и спортом (как немаловажный фактор, а также выявленные положения методики формирования ЗСЖ играют существенную роль (как выше показано) в формировании здорового стиля жизни.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акимова, Л. А. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога : учебное пособие / Л. А Акимова, Н. В. Сократов, Н. Н. Апрелева. - Оренбург, 2016. - 288 с.

Акимова, Л. А. Здоровьесберегающие технологии [Текст] : учебное пособие / Л. А. Акимова. - Оренбург, ОГПУ, 2017. - 247 с.

Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/Б.А.Ашмарин. - М.: ФиС, 1978.-223 с.

Брехман, Н. Н. Валеология - наука о здоровье /Н.Н.Брехман. - М.: ФиС, 1990.-562 с.

Вайнер, Э. Н. Общая валеология /Э.Н.Вайнер. - Л.: 1998.-482 с.

Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни/П.А.Виноградов. - M.: Мысль, 1990.-288 с.

Волков, Н.И. Двигательная активность и пациональное питание школьников//Теория и практика физической культуры //Н.И.Волков.-2001.-№8.-С.9-12.

Гуськов, Е.И. Физическая активность. Здоровье /Е.И.Гуськов, В.А. Панков.-М.: ФИС, 2000.-260 с.

Дубровский, В. И. Спортивная медицина /В.И.Дубровский: Учебник для вузов. - M.:1999.-438 с.

Дуркин, П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России.//Теория и практика физической культуры.-2002.-№ 8.-С.2-5.

Змановский, Ю. Ф. К здоровью без лекарств /Ю.Ф.Змановский. - М.: Советский спорт, 1990.-281 с.

Колесов, Д. В. Мальчик. Подросток. Юноша (пособие для учителей), Д.В.Колесов, А.Г.Хрипкова. - М.: "Просвещение", 1982.-363 с.

Коровин, С. С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК/С.С.Коровин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. -259.

Коровин, С. С. Профессионально-прикладная физическая культура в системе непрерывного образования учащейся молодежи/С.С.Коровин, Д.Н.Сысоев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996.-203 с.

Коровин, С. С. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие/С.С.Коровин, П.П.Тиссен,Н.В.Мишнаевский- Оренбург: Издат-во ОГПУ, 1999.-164 с.

Коровин, С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности/С.С.Коровин. – Оренбург: ОГПУ, 2005. – 72 с.

Коровин, С. С. Теоретические и методические основания воспитания двигательных способностей обучающегося (курс лекций по теории и методике физической культуры) [Текст] / С. С. Коровин, П. П. Тиссен. - Оренбург, 2017. - 164 с. - Б. ц. - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/631941

Коровин, С.С. Ценностный потенциал физической культуры в воспитании личности[Электронный ресурс] : / Т. М. Панкратович, С.С. Коровин .— : [Б.и.], 2018 .— 212 с. — ISBN 978-5-85859-683-7 .— Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/692659

Коровин, С.С.Введение в теорию и дидактические основания физической культуры /С.С.Коровин, 2006, ОГПУ.-132 с.

Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни/Г.И. Куценко, Ю.В.Новиков . - М.: Профиздат, 1987.-349 с.

Лисицын Ю. П. Слово о здоровье/Ю.П.Лисицын. — М.: Советская Россия, 1986. — 192 с.

Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения/Ю.П.Лисицын. — М.: Знание, 1982. — 40 с.

Лутовина, Е. Е. Сохранение социального здоровья детей в общеобразовательных организациях [Текст] : методические рекомендации / Е. Е. Лутовина, Л. А. Акимова, И. В. Чикенева.Оренбург, 2019. - 46 с. - Б. ц. - Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/635807

Матвеев, А. П. Теория и методика физической культуры/Л.П.Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания/ Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян. — М.: Просвещение, 1989. — 222 с.

Орешкин, Ю. А. /Ю.А.Орешин.- К здоровью через физкультуру. - М.: "Медицина", 1990. - 261 с.

Основы теории и методики физической культуры / Под общ. ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с..

Семке, В. Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности/В.Я.Семке. - Новосибирск: "Наука. Сибирское обделение", 1991.-238 с.

Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. – В 2 т., т.1. Киев: Олимпийская литература, 2003.– 423 с.

Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

Тер-Ованесян, А. А. Обучение в спорте/ А.А.Тер_Ованесян, И.А.Тер_ованесян. - М.: " "Советский спорт", 1992.-147 с.

Тихомирова, Л. Ф. Здоровьесберегающая педагогика : учебник для академического бакалавриата / Л. Ф. Тихомирова, Т. В. Макеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 251 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06930-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442123

Третьякова, Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры : учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. - М. : Спорт, 2016. - 281 с. : ил. - Библиогр.: с. 241-246. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461372

Филин, В. П. Основы юношеского спорта/В.П.Филин, Н.А. Фомин . — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 225 с.

Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов /В.П.Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.

Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта/В.П.Фидин. — М,: Физкультура и спорт, 1987. — 128 с.

Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта : учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - М. : Спорт, 2016. - 352 с. : ил. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454239

Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2014. - 480 с.

Чумаков, Б. Н. Валеология. Избранные лекции/ Б.Н.Чумаков, Российское педагогическое агентство, 1997.-224 с.

Ягодинский, В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя/ В.Н.Ягодинский. - М.: "Просвещение", 1986.-169 с.

Просмотров работы: 28