МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Бударева Н.А. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что мотивация воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) – это важный фактор повышения качества образовательного процесса. Профессия воспитателя или педагога является крайне почётной и уважаемой. С одной стороны, в данной профессии привлекает общение с детьми и возможность участвовать в их развитии, творческая составляющая, обучение детей, личное активное развитие коммуникационных навыков. С другой стороны, это высокая нагрузка, взаимодействие со «сложными» детьми, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей, большая вероятность профессионального выгорания и невысокая заработная плата.

Изучениемотивационнойсферы педагогических кадров занимает особое место в профессиональной психологии, так как эффективность педагога и его профессиональные интересы существенно влияют на удовлетворенность успехом в профессии и деятельности в целом.

Целью данного исследования является составление мотивационного профиля личности воспитателя детского сада.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие мотивации личности.

2. Обосновать выбор методик исследования.

3. Провести анализ полученных результатов в ходе исследования.

4. Описать результаты психодиагностических исследований воспитателей детского сада и сделать выводы по результатам исследования.

5. Составить карту эмпатии и личностно-ресурсную карту для воспитателя детского сада.

Объект исследования: мотивационные потребности воспитателя детского сада ИП Богомаз О.Б. «Зернышко» (г. Владивосток, Приморский край).

Предмет исследования: мотивационный профиль.

Эмпирический объект: воспитатели детского сада.

Теоретический объект: мотивационная сфера.

Эмпирическая база: 10 воспитателей детского сада от 24 до 46 лет.

Методики эмпирического исследования:

1. Тест «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина [1].

2. Тест «Изучение интегральной удовлетворенности трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) [2].

3. Тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реан [3].

Гипотеза исследования: воспитатели детского сада преимущественно обладают потребностями высшего порядка.

На первом этапе было проведено психодиагностическое исследование воспитателей по методике «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина по 12 ведущим мотивационным потребностям. Для сравнительного анализа в описании каждой индивидуальной потребности (мотивационного фактора) авторы методики приводят наиболее часто встречающееся значение (мода), среднее значение (медиана) и диапазон – самое низкое и самое высокое значения [1]. Эти данные дают возможность оценить, насколько высока значимость той или иной потребности в целом в социуме (мода), а также значимость каждой потребности для конкретного человека, сравнивая данные его мотивационного профиля со средним значением (медианой). Крайний столбец отражает и его среднее групповое значение по каждому показателю «потребности». Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ мотивационных потребностей воспитателей по методике Ш. Ричи – П. Мартина

п/п

Наименование

Комментарии

Диапазон

Мода

Медиана

от

до

1

Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок

Выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни, повышенное значение потребности

11

54

27

36

2

Потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке

 

15

49

17

29

3

Потребность в чётком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах работы. Потребность в снижении неопределённости

Мерило потребности в руководстве и определённости, потребность, которая может служить индикатором стресса или беспокойства, может возрастать или падать

5

51

26

30

4

Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесная связь с коллегами

Показатель стремления работать с другими людьми, не следует путать с тем, насколько работник хорошо относится к своим коллегам. Этот фактор может иметь очень низкое значение, тем не менее человек может быть хорошо социально адаптированным

3

37

27

22

5

Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности

Потребность в более тесном контакте с людьми

10

50

18

23

6

Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума

Показатель показывает на симпатии к другим и хорошие социальные взаимоотношения, это потребность личности на внимание со стороны других людей, желание чувствовать свою значимость

15

52

35

31

7

Потребность ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их; это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным

Показатель стремления намечать и завоёвывать сложные, многообещающие рубежи

16

41

36

27

8

Потребности во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности

Показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния

1

22

31

12

9

Потребность в разнообразии, переменах, стимулировании; стремление избегать рутины и скуки

Указывает на тенденцию всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям, любви к переменам и стимуляции

11

64

34

39

10

Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей

Показатель свидетельствует о тенденции к проявлению пытливости, любопытства, нетривиального мышления. Но идеи не обязательно будут правильными и приемлемыми.

25

51

35

40

11

Потребность в совершенствовании, росте и развитии личности

Показатель желания самостоятельности, независимости, само-совершенствования

25

51

35

40

12

Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе

Показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением с элементами общественной полезности

26

51

41

36

Из данной таблицы видно, что в настоящее время для воспитателей наиболее актуальны две потребности: в совершенствовании, росте и развитии личности и потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей, на втором месте – потребность в разнообразии, переменах, стимулировании, стремление избегать рутины и скуки, на третьем месте – потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок. Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими, настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности имеет самый низкий показатель.

Вторым эмпирическим исследованием было изучение удовлетворенности трудом сотрудников ДОУ по методике опроса «Изучение интегральной удовлетворенности трудом» (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). В таблице 2 представлены результаты исследования.

Таблица 2 – Результаты исследования интегральной удовлетворенности трудом воспитателей детского сада.

Составляющие удовлетворенности

трудом

Максимальный

балл по шкалам

Респонденты

УТ,%

Уровень УТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Интерес к работе

6

3

2

4

4

2

3

3

3

4

4

53

Средний

2. Удовлетворенность достижениями в работе

4

0

4

3

2

4

4

3

3

3

4

75

Высокий

3. Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами

6

6

6

6

4

6

6

6

6

5

3

90

Высокий

4. Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

6

2

2

5

4

2

5

3

4

3

5

58

Высокий

5. Уровень притязаний в профессиональной деятельности

4

0

2

3

1

2

2

2

0

2

3

43

Низкий

6. Предпочтение выполняемой работы высокому заработку

4

3

2

2

2

2

3

1

2

3

2

55

Высокий

7. Удовлетворенность условиями труда

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

95

Высокий

8. Профессиональная ответственность

2

0

0

1

1

0

1

1

0

1

1

25

Низкий

Общая удовлетворенность трудом

28

13

18

22

16

16

19

18

17

20

18

67

Высокая

В результате данного исследования обнаружена следующая тенденция: на первом месте у респондентов стоит удовлетворенность условиями труда (95% респондентов). На втором месте (90%) – взаимоотношениями с коллегами. На третьем месте (75%) – удовлетворенность достижениями в работе. Четвертый по значимости показатель (58%) – это удовлетворенность взаимоотношениями с руководством. Только 55% опрошенных предпочитают выполняемую работу высокому заработку.

Отсюда следует, что данные воспитатели полностью удовлетворены условиями труда: своим рабочим местом, графиком работы, оплатой труда, системой оплаты, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договорам, приказами и распоряжениями руководства учебным планом и т.д. Также большое значение имеют дружественные отношения со своими коллегами по работе: 90% опрашиваемых воспитателей дали ответы с наивысшим баллом на вопросы, которые определяют показатель удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами.

Учитывая, что в методике «Интегральная удовлетворенность трудом» был выявлен низкий показатель уровень притязаний в профессиональной деятельности, этот показатель более подробно исследован по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (автор А.А. Реан).

Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реан.

Мотивация на успех и категория «Ближе к мотивации успеха» относятся к позитивной мотивации. Человек, который начинает дело с такой мотивацией, может достичь чего-то конструктивного, позитивного. Эти люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении целей, целеустремленность. Мотивацией на успех обладают 6 респондентов (2, 5, 6, 7, 8, 9), еще 3 (3, 4, 10) ближе к мотивации успеха. Возможно, что трем данным сотрудникам немного не хватает положительной мотивации или в силу небольшого опыта (до 2 лет) занижают свои достижения. При этом у одного воспитателя мотивационный полюс не выявлен.

Также в данном исследовании на заключительном этапе были использованы инструменты картирования и составлены карта эмпатии и личностно-ресурсная карта воспитателя детского сада. В отличие от многих других подобных средств визуализации карта имеет три присущих именно ей характеристики:

– пространственная топика (наличие различных объектов с использованием их условных обозначений),

– навигация (центральное и удаленное от центра положение объектов),

– масштаб (указание на соразмерность или несоразмерность объектов).

Карта эмпатиикак инструмент работы психолога представляет собой упорядоченную схему чувств, эмоций, мыслей, поступков человека, которые они испытывают и предпринимают в определенной проблемной ситуации. Она помогает выявить ценности, взгляды, боли и мотивации людей с помощью внешних (СМИ, соцсети, опросы, интервью, тестирования) и внутренних (анализ данных, предположения и мысли) источников, объединенные в семь основных блоков, в которые нужно занести относящуюся к ним информацию. При разработке карты эмпатии психологу очень важно поставить себя на место другого человека, чтобы отразить информацию о его болях и выгодах (рисунок 2).

Личностно-ресурсная карта представляет собой значимое психологическое средство, позволяющее человеку увидеть себя и свое действие по-новому: в другом масштабе и в другом контексте [4]. Личностно-ресурсная карта строится по принципу интеллект-карты и имеет пространственную топику (места интересов, ресурсы, события), векторность (навигация, маршруты, приоритетные задачи), масштаб (пространство и время реализации образовательных событий). Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.). Личностно-ресурсная карта воспитателя ДОУ отвечает запросам профессиональной мотивации и является путеводителем по удовлетворению профессиональных потребностей воспитателей детского сада (рисунок 3).

Для того, чтобы не происходило профессиональное выгорание, а воспитательно-педагогические кадры были в ресурсном состоянии для реализации своих высших целей, необходимо отслеживать свой мотивационный профиль, проводить педагогическую рефлексию и отвечать на вопросы: «Что мне нравится?» и «Что меня не устраивает в моей профессиональной деятельности?». И на основании самооценки и самоанализа проектировать свою дальнейшую индивидуальную карьерную траекторию.

Исследуя мотивационные потребности воспитателей детского сада выбранной группы, мы получили следующие результаты. Наиболее актуальными потребностями для воспитателей ДОУ являются потребности высшего порядка – самосовершенствование, профессиональный и личный рост. Они стремятся быть креативными, анализирующими, думающими, открытыми для новых идей, а также испытывают потребность в высокой заработной плате и достойном материальном вознаграждении.

Воспитатели ДОУ испытывает удовлетворенность своими достижениями в работе, условиями труда, взаимоотношениями со своими коллегами руководством. Они стремятся реализовать себя как профессионалы своего дела, считают свою профессию значимой, достойной и важной и стремятся быть лучшим в профессии и относится к ней как к призванию.

Таким образом, была доказана гипотеза, что воспитатели детского сада преимущественно обладают потребностями высшего порядка.

Чувствует и думает

Ответственность за воспитательно-образовательный процесс, удовлетворенность от своей деятельности,

удовлетворенность коллективом и собственную значимость в профессии

О повышении своей квалификации и профессиональных знаний

Анализирует собственные мысли и переживания

Слышит

О важности педагога в концепции патриотического воспитания молодого поколения

О роли педагога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Благодарности от родителей и руководителя за доброе и терпеливое отношение к делу

Удивление и восхищение выполняемой работой

Зачастую – слухи и разговоры «за спиной», доходят в искаженной форме

 

Видит

Физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие детей

Соответствие поведение детей этическим нормам и его оценка

Опыт своих коллегам и клиентов

Оценку собственной деятельности и ее предпосылок

Смотрят комедии, исторические фильмы, фильмы, основанные на реальных событиях. Плоды творческой деятельности

Говорит и делает

Может дать хороший совет по воспитанию и взаимодействию с детьми

Может дать обратную связь по воспитательно-образовательному процессу

Считает, что может быть надежной опорой в процессе воспитания и взросления ребенка

Проявляет заботу о младших и старших воспитанниках, оказывают им помощь в развитии навыков

Читает педагогическую, психологическую, классическую и современную художественную литературу

.

Боли

Разочарование от финансовой недооцененности своей профессии

Страх навредить процессу образования и воспитания ребенка

Высокой оплаты повышения квалификации и дополнительного обучения

или отсутствие возможности лояльной выплаты за нее

Ценности

Креативность и открытость для новых идей

Совершенствование, рост и развитие личности

Финансовое благополучие и материальное стимулирование

Радость собственных достижений и достижений воспитанников

Рисунок 2. Карта эмпатии воспитателя ДОУ.

 

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Обучение на курсах

Практика

Наблюдение, эксперименты

 

ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Магистратура

Онлайн-курсы

Курсы на базе ПК ИРО

ЗАБОТА О СЕМЬЕ И ЗДОРОВЬЕ

Летний оплачиваемый отпуск

Здоровый образ жизни

Семейная династия

Право на личную жизнь

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ

ПРИЗНАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАСЛУГ

Конференции

Публикации

Конкурсы профессионального

мастерства

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Обучение

Развитие

Передача опыта

Стратегический план на 5-10-15 лет

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА, ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО

Функциональная грамотность

Финансовая грамотность

Цифровая грамотность

Soft Skills & Hard Skills

ДОСТОЙНАЯ

ОПЛАТА ТРУДА

Премии, надбавки

Дополнит. услуги и финансирование

Грантовые конкурсы

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Выбор актуальной идеи

Популяризация опыта

Представление проекта на конкурсе профессионального мастерства

Рисунок 3. Личностно-ресурсная карта воспитателя ДОУ.

Список источников

1. Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://hr-portal.ru/article/motivacionnyy-profil-lichnosti-kak-osnova-obespecheniya-udovletvorennosti-rabotoy-i (дата обращения 20.01.2023).

2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 362 с.

3. Тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psy.wikireading.ru/54604 (дата обращения 01.02.2023).

4. Данченко С.А., Гуремина Н.В. Использование технологии картирования в деятельности психолога// Russian Journal of Education and Psychology. 2022, Вып. 13, № 1-2. С. 150-159.

Просмотров работы: 68