ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР

Дарбишева А.А. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается непосредственно с помощью грамотно выстроенной коррекционной программы. Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.

Занятия по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи реализуются по следующим направлениям:

1 раздел работы — артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [1], [б'], [д], [г], [г'] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т.д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на правильно произносимых звуках. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому времени исправленные звуки [6].

2 раздел работы — дифференцировочный, в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова [6].

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, — это второй этап дифференциации.

3 раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем [5]:

1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.

3. На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой — слог; формирование умения совершать слоговой анализ слова.

5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].

6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.

8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].

10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

12. Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок -сук.

13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов [6].

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие:

1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение;

2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала;

3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь;

4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий [1].

Основная цель индивидуальных занятий - выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм ФФНР [4].

На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Благодаря индивидуальной форме деятельности ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий [4].

Основная цель подгрупповых занятий заключается в воспитании навыков коллективной работы. На этих занятиях дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.

На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Фронтальные занятия включают в себя несколько этапов, все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены [4].

Первый этап – закрепление правильного произношения изучаемого звука. В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания [2].

Второй этап – дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами. Систематические, последовательные занятия по обработке двух звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты [7].

Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:

- он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;

- нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);

- произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях;

- одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом. Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти - запоминание рядов из 3-4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава, увеличивается их количество [3].

Таким образом, основными направлениями логопедической работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи являются: уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков; сравнение каждого правильно произносимого звука на слух и в произношении со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками; формирование звукового анализа и синтеза. Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период коррекционной деятельности. Следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. Не менее важно участие родителей в процессе коррекции звукопроизношения детей: это позволит быстрее и качественнее добиться желаемого результата.

Литература

Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей [Текст]: Пособие для логопедов. 2-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2004. 208 с.

Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. Санкт-Петербург: Детство-пресс. 2012. 128 с.

Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. СПб.: КАРО, 2009.200 с.

Файзуллина Ю. Ф. Коррекция звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми трудностями / Ю. Ф. Файзуллина // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч. практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. №1 (7). С. 232-333

Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; автор-составитель: Г.В. Чиркина - 6-е изд. Москва: Просвещение, 2017. 204 с.

Филичева Т. Б. Нарушения речи у детей): Пособие для воспитателей дошк. учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина; Ассоц. "Проф. образование", Заоч. ун-т проф. обучения. М.: Б. и., 1993. 232 с.

Филичева Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Москва: МГОПИ, 1993. 72 с.

References

1. Bogomolova A. I. Narushenie proiznoshenija u detej (Pronunciation disorder in children) [Tekst]: Posobie dlja logopedov. 2-e izd., pererab. Moskva: Prosveshhenie, 2004. 208 p.

2. Vakulenko L. S. Korrekcija narushenij zvukoproiznoshenija u detej (Correction of sound reproduction disorders in children)/ L.S. Vakulenko. Sankt-Peterburg: Detstvo-press. 2012. 128 p.

3. Pozhilenko E. A Metodicheskie rekomendacii po postanovke u detej zvukov (Methodological recommendations for the production of sounds in children). Posobie dlja logopedov. SPb.: KARO, 2009.200 p.

4. Fajzullina Ju. F. Korrekcija zvukoproiznositel'noj storony rechi detej starshego doshkol'nogo vozrasta s rechevymi trudnostjami (Correction of the sound-producing side of speech of older preschool children with speech difficulties) / Ju. F. Fajzullina // Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitija: materialy VII Mezhdunar. nauch. prakt. konf. (Cheboksary, 15 janv. 2016 g.). V 2 t. T. 1. Cheboksary: CNS «Interaktiv pljus», 2016. №1 (7). P. 232-333

5. Filicheva T. B, Chirkina G. V. Korrekcija narushenij rechi: programmy doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij kompensirujushhego vida dlja detej s narushenijami rechi (Correction of speech disorders: programs of preschool educational institutions of compensatory type for children with speech disorders) / avtory programm: T. B. Filicheva, G. V. Chirkina, T. V. Tumanova, A. V. Lagutina; avtor-sostavitel': G.V. Chirkina - 6-e izd. Moskva: Prosveshhenie, 2017. 204 p.

6. Filicheva T. B. Narushenija rechi u detej детей (Speech disorders in children): Posobie dlja vospitatelej doshk. uchrezhdenij / T. B. Filicheva, N. A. Cheveleva, G. V. Chirkina; Assoc. "Prof. obrazovanie", Zaoch. un-t prof. obuchenija. M.: B. i., 1993. 232 p.

7. Filicheva T. B. Programma obuchenija i vospitanija detej s fonetiko-fonematicheskim nedorazvitiem (starshaja gruppa detskogo sada) (The program of education and upbringing of children with phonetic and phonemic underdevelopment (senior kindergarten group) / T. B. Filicheva, G. V. Chirkina. Moskva: MGOPI, 1993. 72 p.

Просмотров работы: 9