ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Дарбишева А.А. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В понятийно-терминологическом словаре под редакцией В. И. Селивёрстова даётся следующее определение понятию звукопроизношение: «Это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным ( голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» [5].

ОпроблемепорождениявысказыванияупоминаетсявработахФерденандадеСоссюра,В.Гумбольдтаидр.лингвистов,которыерассматривалиречьслингвистическойточкизренияинераскрывалипсихологическихмеханизмовговорения,алишьупоминалионих [3].

Так порождение высказывания В. Гумбольдт, основываясь на работах Ф.ДеСоссюра«Курсобщейлингвистики»,называетоднойизважнейшихпроблем: «В звуковой форме двумя главнейшими моментами, подлежащимирассмотрению, предстают обозначения понятий и законы построения речи» [3].

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковыеявления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слови предложений в материальную звуковую форму.

А.И. Томсон говорит, что фонетика изучает звуковую сторону языка безотношениякзначениям.Звукиречиможноизучать:1)вусловияхихпроизводства, т.е. в физиологической работе органов речи при производствезвуков речи; 2) в физическом (акустическом) отношении, т.е. в звуковых волнахречи и в физических условиях их возникновения; 3) в действии звуковых волнречи на органы слуха, т.е. в физиологических функциях органов слуха, припосредствекотороговоспринимаетсяустнаяречь.«Такзвукиречипредставлены в нашей душе в виде воспоминаний ощущений движений органовречи, то фонетика считается и с этими психическими явлениями, хотя они ипрямоне принадлежат к ееобласти» [7].

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр считал, что основные единицы языка (слова, словосочетание, предложения) имеют смысловую сторону и материю. Такой доступностью обладают знаки, у которых есть обозначаемое и обозначающее. Звуки и их сочетания являются обозначающими. Звуковые единицы языка: звук, слог, такт, фраза - связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт - группа слогов, обозначенная одним ударением, фраза состоит из нескольких тактов, объединенных интонацией [6].

Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти единицы взаимосвязаны.

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон слова. Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка [2].

Д. Б. Эльконин писал, что очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка [9].

Последнее, по мнению Д. Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка, т.е. овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи.

Стоит отметить, что носитель языка имеет две относительно автономные базы: артикуляционную и перцептивную.

Под «артикуляционной базой языка» З. Н. Джапаридзе понимает языковую систему средств произношения фонетических единиц (включающая «артикуляторную статику и артикуляторную динамику» (Н. Д.Климов), а под «перцептивной базой языка» - языковую систему средств восприятия фонетических единиц, систему хранящихся в памяти индивида эталонов фонетических единиц и правил сравнения с ними [4],.

Звукопроизношение включает наряду с артикуляционной программой и ее реализацией, также предваряющие их уровни фонологического программирования значимых единиц (В. Б. Касевич), и уровни их перекодирования в единицы моторной программы (Н. И. Лепская, Е. Н. Винарская [1]. Для нормального звукопроизношения необходимо также использовать правила фонотактики, то есть использовать фонемы с учетом различных фонетических условий их реализации.

Фонетический (языковой) контекст – это фонетические условия реализации определенного сегмента, а именно: положение сегмента в слове (его абсолютном начале, конце или середине), позиция его в слове по отношению к ударному слогу; в соседстве с определенными звуками (место и ряд образования), сегментный состав слова, длина слова в слогах, положение ударного слога [1].

По мнению И. Р. Гальперина, важно помнить, что в звучании речи заключена выразительность, эмоциональность и звуковые ассоциации, дополняющие общее содержание высказываний смысловыми оттенками (Гальперин А. Р. Информативность единиц языка). И. Н. Горелов и К. Ф. Седов указывают на особый раздел психолингвистики, посвящённый исследованию соотношения в языковом сознании звука и смысла - фоносемантику.

Лингвистический аспект звука речи имеет в виду, что звуки речи выполняют в языке определенные функции. Они являются не только материальной оболочкой слов, но различают слова и формы слов. Например, слова дом и дам различаются гласными о и а; дом и том – согласными д и т. Звук речи в лингвистическом аспекте, то есть фонема, является основной единицей звуковой системы языка [10].

В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами — зубы, верхняя челюсть, твердое нёбо) и голосообразующий аппарат - голосовые складки [8].

Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости: гласные — [а], [э], [и], [ы], [о], [у]; согласные — все остальные.

При произнесении гласных звуков преграда в ротовой полости не образуется. Однако подвижные органы артикуляционного аппарата, производя различные движения и занимая разное положение, меняют форму полости рта, поэтому один гласный звук отличается от другого.

Артикуляционные классификации гласных строятся на степени подъема языка по вертикали (подъем), степени его продвинутости вперед или назад по горизонтали (ряд), на участии или неучастии губ (наличие или отсутствие лабиализации; от лат. labium – губа), на положении мягкого нёба [8].

По степени подъема языка гласные делятся: на звуки верхнего подъема ([и], [ы], [у]), при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; звуки нижнего подъема ([a]), при их артикуляции язык занимает максимально низкое положение в полости рта; звуки среднего подъема ( [э], [o]), при их образовании язык занимает среднее положение в полости рта; средних подъемов может быть достаточно много.

При образовании гласных переднего ряда ( [и], [э]) язык продвигается вперед в полости рта, заднего ряда ( [у], [o]) – назад, среднего ряда ([ы], [a]) – язык вытянут вдоль полости рта [10].

По участию или не участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Огубленные звуки образуются при округлении и вытягивании губ. В русском языке это [у], [o]. При произнесении неогубленных звуков губы пассивны.

По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на две группы: носовые — [м], [м'], [н], [н']; ротовые — все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок: гласные [а], [э], [и], [ы], [о], [у]; сонорные [j], [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'] звонкие [в], [в'], [з], [з'], [ж], [б], [б'], [д], [д'], [г], глухие [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [х], [х'], [ч], [щ].

Согласные звуки по способу образования делятся на:

- смычно-взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'];

- смычно-проходные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л']; 

- щелевые (фрикативные) [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж],[щ], [j], [х], [х'];

- смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];

-дрожащие (вибранты) |р], [р'].

Классификация согласных звуков по месту образования:

- губно-губные [п], [п'],[б], [б'], [м], [м'];                                                     

- губно-зубные [ф], [ф'], [в], [в'];   

-переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — [т], [д], [н], [л], [л'], [р], [р'], [ш], [ж], [щ], [ч];

- кончик языка внизу — [т'], [д'], [н'], [с], [с'], [з], [з'], [ц];

- среднеязычные [j];

- заднеязычные [к], [к'], [г], [г'j, [x], [х'] [50].

Все нарушаемые звуки у детей относятся к группе язычных, из них наиболее часто нарушаемые звуки находятся в группе переднеязычных. Это обусловлено более тонкими, дифференцированными движениями этой части спинки языка, образующей различные преграды (смычку — [т], [т'], [д], [д']; смычку с одновременным проходом воздуха — [н], [н'], [л], [л']; вибрацию — [р], [р']; щель — [ш], [ж], [щ], [с], [с'], [з], [з']; смычку, переходящую в щель, — [ч], [ц]). При этом передняя часть спинки языка может работать одновременно с кончиком языка: и кончик и передняя часть спинки языка поднимаются вверх ([т], [д], [н], [л], [л'], [р], [р'], [ш], [ж], [щ], [ч]) или кончик языка находится за нижними зубами (резцами), а передняя часть поднимается вверх и образует преграду с альвеолами ([т'], [д'], [н'], [с], [с'], [з], [з'], [ц]) [10].

Согласные звуки по степени напряжения средней части спинки языка делят на:

- мягкие [j], [щ], [ч], [т'], [д'], [н'], [б'], [в"], [г'], [с'], [р'] и др.;

- твердые [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

В русском языке смягчение является дифференциальным признаком (лук-люк, вол - вел, кон — конь). Характерным для мягких звуков является дополнительная артикуляция — подъем средней части спинки языка к твердому нёбу (палатализация, или йотовая артикуляция).

Эта артикуляция всегда присутствует при произнесении [j], [щ], [ч], поэтому они всегда мягкие, и отсутствует при [ш], [ж], [ц], поэтому они всегда твердые. Остальные согласные звуки парные по твердости и мягкости.

Все согласные образуются с шумом, который возникает от трения органов речи при преодолении преграды – щели, смычки. Но напряженность органов речи и степень интенсивности воздушной струи при этом могут быть различными. Соответственно, все согласные по соотношению тона и шума, т.е. трения и голоса, негармонических и гармонических колебаний, делятся на две группы: сонорные и шумные. У сонорных согласных напряженность мышц в месте преодоления преграды в ротовой полости и сила воздушной струи немного слабее. Здесь преобладает голос, т.е. очень активно работают голосовые складки, поэтому сонорные очень музыкальные звуки, по этой характеристике они сближаются с гласными (разница с последними в наличии препятствия). Важным признаком является отсутствие у сонорных непозиционных глухих парных звуков. Всего сонорных 9: [м м’ н н’ л л’ р р’ j]. У шумных согласных (все остальные) интенсивность шума значительно выше, чем у сонорных, т.к. для преодоления преграды (смычки, щели), образуемой при большем напряжении мышц, требуется и более интенсивная воздушная струя. Здесь шум преобладает над тоном, голосом. Но преобладание это может быть различным, поэтому шумные делятся еще на звонкие и глухие [8].

В целом же все согласные по участию голоса можно развести на 2 группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса (с шумом). С голосом, т.е. на основании работы голосовых складок – их сближения и дрожания при прохождении воздушной струи – образуются все звонкие согласные – и сонорные, и шумные звонкие. Разница между ними (сонорными и звонкими) заключается в преобладании тона над шумом у сонорных и, наоборот, в преобладании шума над тоном у шумных звонких. Но есть и чисто шумные звуки, у которых в образовании участвует только шум, а голоса нет совсем, т.е. голосовые складки не работают, не колеблются, расслаблены, голосовая щель раскрыта. Так образуются глухие шумные согласные. При шепоте голосовые складки лишь слегка сближены и дают характерный шум от трения воздуха. Глухие и звонкие согласные различаются степенью напряженности органов речи. Глухие – более напряженные, чем звонкие, площадь соприкосновения активного и пассивного органов у глухих больше, чем у звонких. Глухие образуются с помощью более сильной воздушной струи. Наиболее ярко противопоставлены глухие и звонкие в начальном ударном слоге. По участию голоса, т.е. по звонкости-глухости, согласные образуют пары : [п-б] [п’-б’] [в-ф] [в’-ф’] [д-т] [д’-т’] [с-з] [с’-з’] [ж-ш] [г-к] [г’- к’]. Непозиционно, т.е. в изолированном произношении выделяются непарные по глухости-звонкости согласные. Непарными звонкими считаются сонорные [м м’ н н’ л л’ р р’ j]. Непарные глухие – [ц ч’х х’] [5].

Таким образом, звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Развитие звукопроизношения детей достаточно сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают ясным и правильным произношением звуков родного языка. Неравномерное усвоение звуков приводит к тому, что на различных этапах развития звукопроизношения одни фонемы оказываются уже правильно произносимыми, а другие могут искажаться, заменяться или пропускаться.

Литература

Винарская Е.Н., Богомазов, Г.М. Возрастная фонетика [Текст]. М.: АСТ, Астрель, 2005. 208 с.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / Вильгельм фон Гумбольдт; Пер. с нем. яз. под ред. и с предисл. Г.В. Рамишвили. 2. изд. М.: Прогресс, 2000. 396, с.

Касевич В.Б. Введение в языкознание Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст]. М.: Академия, 2011. 240 с.

Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]: А-Я / [сост. В. И. Селиверстов и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. Москва: Гуманитарно изд. центр "ВЛАДОС", 2009. 398 с.

Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики: Изд. Ш. Балли и А. Сеше при участии А. Ридлингера / Ф. де Соссюр ; Пер. со 2-го фр. изд. А.М. Сухотина; Под ред. и с примеч. Р.И. Шор. 2. изд., стер. М.: УРСС, 2004 (Тип. ООО Рохос). 271 с.

Томсон А.И. Общее языковедение. 2-е перераб. и доп. изд. 1910. XVI, 448 с.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность: изд. Едиториал УРСС. М., 2004. 432 с.

Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина; ред.сост. Д.Б. Эльконин. 6-е изд., стер. Москва: Академия, 2011. 383 с.

Якунина О. В. Фонетические основы логопедии: учебно-методическое пособие для логопедов / О.В. Якунина. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 63 с.

Просмотров работы: 172