ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колкова О.В. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области)» [6].

Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…»[6]. Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.

Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реализовываться сформулированный О. К. Тихомировым закон онтогенетического развития целеобразования, постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Многие четырехлетние дети, например, уже до рисования говорят, что собираются нарисовать, т. е. обозначают цель-объект. В пятилетнем возрасте уже 80% детей составляют предварительный план рисунка, в шестилетнем — все дети при рисовании обозначают цель, т е. то, что должно получиться [1].

Такое постепенное формирование целенаправленности характерно и для других видов деятельности ребенка-дошкольника. Однако даже для 6-7-летних детей еще характерно окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения действия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала (формы, цвета кубиков при постройке дома). Все же важно отметить, что уже с 4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, так как ребенок начинает планировать смысл своей деятельности. Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка.

В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л. С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем.

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроледругих.

В последующем начинается усвоение этических норм, которые тоже учитываются ребенком при планировании своих поступков. Происходит подавление внутренних побуждений в связи с привлекательностью предметов, а не только выбор одного предмета из многих, как у младших дошкольников. Этот переход хорошо обрисовал Д. Б. Эльконин (1960). Он пишет, что у младшего дошкольника желания носят характер аффекта: не ребенок владеет желаниями, а они владеют им. Старший дошкольник уже может во многих случаях побороть и свои желания.

Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми — это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационныхустановок.

С возрастом изменяется не только структура мотива (увеличивается число факторов, учитываемых при формировании намерения), но и ее содержание за счет смены доминирующих мотиваторов, в частности доминирующих потребностей. А.А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность, компонентами которой являются: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюденийребенка.

Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный В.И. Лубовским, показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей - объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей - она становится внеситуативно-личностной.

Важным условием успешного обучения является речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Однако многократное однообразное повторение надоедает детям, быстро утомляет их. В связи с этим возникает вопрос об использовании таких приемов обучения, которые обеспечивали бы сочетание многократных повторений речевого материала с эмоциональной настроенностью детей. Таковыми являются общепринятые в работе с младшими дошкольниками игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала. Важноумелое использование и правильное чередование этих приемов. Однако моторные проявления тормозят речевую деятельность. Именно поэтому использование сюрпризного момента является наиболее эффективным приемом мотивации детей к речевой активности.

Для эмоционального стимулирования и активизации речевой активности целесообразно использовать ситуации сравнения и элементы соревнования. Данные ситуации влияют на самооценку ребенка и его эмоциональную включенность в деятельность, что побуждает ребенка быть более активным и повышать собственную значимость, мотивирует ребенка в большей степени нарезультат.

Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности имеет чтение художественной литературы (чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение в сочетании с музыкой и др.)[5].

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование становятся частью занятия с детьми по развитию речи, ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.). Экспериментальная деятельность способствует проживанию детьми речевых ситуаций, вхождению в них, пропусканию через себя, что обеспечивает не просто усвоение норм речевого общения, а осознанное ихпонимание.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. После проведения экспериментальной деятельности рекомендуется побуждать детей к комментированию и обсуждению хода и результата опыта.

Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил кто- то из детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Весь процесс решения проблемной ситуации сопровождается речью: педагог представляет ситуацию, дети выслушивают, а затем предлагают свои варианты, то есть развивается устная речь [2].

Таким образом, создавая проблемные ситуации, взрослые побуждают детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучают не бояться допускать ошибки. Чтобы мотивировать ребенка дошкольного возраста к активной речи необходимо создать такие условия, которые эмоционально привлекают детей. Для успешного формирования коммуникативных, речевых навыков дошкольника в первую очередь необходимо сформировать у него положительную мотивацию на активную речевую деятельность. Так как сформированная мотивация – это залогуспеха.

Литература

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство «Питер»,2000.

Н.И.Левшина, Л.В.Градусова - Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. -2015.- № 2-9. -С.1988-1992.

Н.Г.Постолова, Л.Н. Санникова - Условия планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении с группами компенсирующей направленности // Международный журнал экспериментального образования. -2014. - № 7-2. - С.37-39.04

Маркова А.К. Формирование мотивации учения - М.: Просве¬щение,1990.

СохинФ.А.Развитиеречидетейдошкольноговозраста:Пособиедлявоспитателядетскогосада – М.: Просвещение, 1984.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа-www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html

Просмотров работы: 31