ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Колкова О.В. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема мотивации к речевой деятельности является актуальной в наше время, так как речь – важное условие жизни человека. Во все времена общение удовлетворяло потребности человека, именно поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний [4].

От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке [4].

В мотивах общения проявляются потребности ребенка, заставляющие его искать помощь взрослого, при этом потребность в новых впечатлениях порождает познавательные мотивы общения, потребность в активном функционировании – деловые мотивы общения, а потребность в признании и поддержке – личностные мотивы общения. У дошкольников чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер, редко имеет функциональные причины: помощь, забота о другом.

Совсем иная картина становления мотивации к речевому общению наблюдается у безречевых детей. В последние годы число детей, имеющих

комплексное органическое нарушение, значительно отягощающее процесс речевого взаимодействия, другими словами, алалия, существенно увеличилось. Общение у таких детей и речь в целом неразвиты, словарный запас беден.

Е.М. Мастюкова под алалией понимает специфическое языковое недоразвитие, возникающее в результате поражения соответствующих отделов коры головного мозга в доречевом периоде [6].

А.В. Никитенко и Е.А. Фролова отмечают, что исходя из нарушения у алаликов формирования базовых систем, в частности, развития психической активности, эмоциональной, сенсорной и двигательной сфер, на непроизвольном уровне нарушается зрительная, слуховая, тактильная

память, а также элементарные навыки речевого общения [7].

Таким образом, есть основание предполагать, что у безречевых детей наблюдается нарушение всех параметров, составляющих структуру компонентов речевого общения.

Развитие мотивационной сферы у ребенка, как отмечает Л.И. Божович, играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации [1].

Из исследований И.А. Зимней и Т.Н. Ушаковой известно, что еще на довербальном уровне, когда у ребенка в норме начинают свое формирование первичные интенциональные потребности, у детей с нарушением речи лепет беден, а в некоторых случаях отсутствует вовсе. Потребность ребенка настолько слаба, что он готов удовлетворить только биологические потребности, коммуникативный мотив общения отсутствует [3], [ 8].

Коммуникативная деятельность детей с ОНР долгое время остается ограниченной, в своих исследованиях Т.Б. Филичева обращает внимание на то, что, контакт со взрослыми и сверстниками у детей нарушен [9].

Как замечено О.Л. Лехановой, дети с ОНР не умеют четко и правильно сформировать и сформулировать мысль. Перед речевым высказыванием ребенок надолго умолкает, взрослый вынужден либо подсказывать слово, либо задавать дополнительный вопрос. Отмечается большой интервал между словами, ребенок не может дать полноценную информацию, выразить сообщение. У него обнаруживается речевая беспомощность выражения мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, языковая способность не формируется [5].

Неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активному развитию речевой деятельности.

Таким образом, формирование мотивационной деятельности является необходимым условием для успешной учебной деятельности, коммуникативных навыков и преодоления речевого дефекта у детей с ОНР. Педагоги логопедической группы создают такие условия, которые стимулируют у дошкольника собственное желание правильно говорить. Родители должны принимать активное участие на всех этапах работы по формированию мотивации речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР, поскольку для развития речи необходимым условием является общение со взрослым. Тесное взаимодействие с родителями, повышение мотивации ребенка с помощью игровой деятельности, психолого-педагогическое сопровождение воспитанника будут лишь способствовать его активному развитию и подготовке к школьному обучению.

Литература

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

Волковская Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия : учебник– Москва : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 512 с.

Леханова О.Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи // Сборник трудов молодых учёных - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005.

Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. –Москва : Просвещение, 1992. – 95 с.

Никитенко А. В., Е. А. Фролова Приемы активизации речевой деятельности у неговорящих детей / А. В. Никитенко,. – Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 218–222.

Ушакова Т.Н., Бартенева З.С. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. 2000. №2.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. Пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.

Просмотров работы: 13