Речь является ключевым фактором успешного существования и развития человека в обществе. Речь представляет собой не только способ общения и коммуникации, но и возможность освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения.
Поэтому важно наличие у человека способности к правильной речи, полноценному и всестороннему использованию своих речевых способностей в обществе. Этому могут помешать распространенные в последнее время нарушения и отклонения в речевом развитии, в частности в звукопроизношении.
В этой связи необходимо как можно раньше начать обучение детей группы риска и назначить им логопедическую помощь на этапе обнаружения первых признаков нарушения речевого развития и организация логопедической коррекции согласно выявленным отклонениям перед началом обучения в школе.
В последнее время в логопедической практике для коррекции звукопроизношения используются кинезиологические упражнения. Кинезиология один из наиболее эффективных методов всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она развивает все психические и двигательные процессы, и является здоровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ [1].
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Также кинезиологию определяют как «лечение движением».
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. А.А. Леонтьев [5]в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. В этом плане кинезиологические упражнения имеют важное значение в развитии речи и звукопроизношения.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений заключается в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает комплексно развивать как психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, так и корректировать недостатки устной речи, а также, в будущем, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.
В исследованиях многих отечественных ученых отмечается взаимосвязь моторики и речи: М. О. Гуревич, А. А. Леонтьев установили влияние движений на речевые процессы, А. Г. Иванов-Смоленский, А. Р. Лурия указывали на наличие связи между двигательными и речевыми анализаторами, В. А. Куршев обосновал зависимость особенностей произношения от характера артикуляторных движений. Так, для коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников рекомендуется применять кинезитерапию, которая включает в себя дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, логоритмику, а также артикуляционную гимнастику, совместно с движениями рук или общими движениями тела [2].
При выполнении данных упражнений необходимо учитывать определенные условия:
- занятия необходимо проводить каждый день, не пропуская;
- постепенно увеличивается темп сложности упражнений;
- движения и приемы требуется выполнять точно;
- занятия проводятся в спокойной, доброжелательной обстановке;
- упражнения следует проводить в положении стоя или сидя за столом;
- время проведения занятий зависит от возраста ребенка и составляет т 7-10 минут до получаса в день.
Применяются различные методы и приемы, например, растяжка, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные движения, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.
Специалисты отмечают, что использование кинезиологических упражнений помогает расширить границы возможностей мозга, улучшить память, внимание, мышление, а также - повысить способность к произвольному самоконтролю. Это является необходимым условием успешного обучения в школе.
На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях используются упражнения для развития артикуляторной моторики, мелкой моторики, массаж пальчиков, некоторые движения при коррекции звукопроизношения. Данные упражнения можно применять и в качестве физкультминуток. Кинезиологические упражнения можно применять и во время режимных моментов. С каждым днем упражнения могут усложняться, увеличиваться объем и темп их выполнения.
Первым этапом формирования произносительных навыков у детей с речевыми нарушениями следует постановка звуков, дыхания и голоса. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики и др.; опираемся на сохранные анализаторы (зрительный, осязательный, двигательный, слуховой), в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение.
Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи.
Например, упражнение «Надуй шарик». Исходное положение – лежа на спине. Детям необходимо расслабить мышцы живота, сделать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, зеленого цвета (цвета в течение упражнения меняются). Во время паузы задержать дыхание. При выдохе необходимо втягивать живот как можно сильнее. Пауза – вдох, при этом губы вытягиваются в трубочку и шумно «пьют» воздух. Так же можно использовать следующие упражнения: «Задуть свечу», «Дыхание носом», «Пловец» [4].
Для правильного произношения звуков необходима хорошая подвижность и дифференцированная работа органов артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения выполняются одновременно с движениями рук. При этом движения кистей рук могут дублировать движения языка или быть направлены в противоположную сторону. Например, при выполнении упражнения «Часики» сначала выполняется движение: язык вправо и руки вправо, язык влево и руки влево. Когда ребенок осваивает данное движение, вводится усложнение: язык вправо, а руки влево, язык влево, а руки вправо. В упражнении «Качели» - сначала язык вверх и руки вверх, затем с усложнением - язык вверх, а руки вниз [3].
После этапа произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
К примеру, с помощью упражнения «Колечко» можно автоматизировать уже раннее изученный звук (слог, слово…). Необходимо все пальцы одной руки поочередно соединить в колечко с большим пальцем, при этом ребенок должен проговаривать звук «Р». Сперва просим ребенка пройтись в одну сторону, затем в другую. При автоматизации звука «Р» в слогах произносим слог «ра» («ро», «ру»,…), далее также работаем с автоматизацией в слове, словосочетаниях, стихах и потешках [6].
Таким же способом можно использовать упражнения: «Зайчик и лисичека», «Ухо -нос», «Фонарики», «Лягушки», «Зайчик – коза - вилка», «Кулак - ребро - ладонь».
Использование кинезиологических упражнений дает как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Данная система работы позволяет улучшить процесс овладения навыками правильного произношения, а также повышает уровень готовности ребенка к успешному освоению школьной программы.
Применение в логопедической работе кинезиологические упражнения и приемы вызывает интерес к занятию, помогает оживить процесс обучения, при этом формируется умение ребенка понимать словесные инструкции, развивается темпо-ритмическая сторона речи, интонационная речь, увеличивается словарный запас, формируется связная речь. Кинезиология – один из наиболее эффективных способов всестороннего развития детей с нарушениями речи. Применение данного метода не требует особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности способствует оздоровлению всего организма ребенка. Кинезиологические упражнения дают возможность совершенствовать коррекцию основных психических процессов у ребенка: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость и повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиологические упражнения помогают в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Литература
Аммосова В.Г., Николаева Л.В. Кинезиологические упражнения в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 24-27;
Воронова, А. Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности / А. Е. Воронова // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. – Иркутск, 2002.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика. Издательский дом ЛИТЕРА, 2014.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с
Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.