ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Хамзатханова Е.А. 1, Артеменко О.Н. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Над вопросом общего недоразвития речи (ОНР) работали такие ученые как Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина и другие, которые понимали под ней такую форму патологии речи, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы (как звуковой, так и смысловой стороны речи), а для детей характерно наличие нормального слуха и первично сохранного интеллекта [3].

Общее недоразвитие речи – это речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи [1].

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина приводят следующее определение: «Общее недоразвитие речи – это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи [7].

Для ОНР характерны аграмматизмамы, нарушения звукопроизношения, дефекты фонемообразования, позднее появлениее речи, выраженные отставания в формировании лексико-грамматического строя, бедность и не активизированность словарного запаса.

Под звукопроизношением понимается «процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы».

Ребенок с ОНР не может быстро приспособить свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. Поэтому, они склонны замещать сложные звуки на более простые по артикуляционному укладу. В иных случаях, если у ребенка не получается воспроизводить необходимые для верного произнесения звука движения, то он на но слух улавливает разницу между звуками и приспосабливает собственную артикуляцию так, чтобы по возможности появился подобный акустический эффект (щёчное или губное [ш]; [у] или [ы] вместо [л] и т. д.) [6].

Часто произносительные затруднения менее стойки по сравнению с фонематическими. У многих детей имеется незначительные нарушения устной речи, но звуковой анализ слов вызываетт у них затруднения. Даже при отсутствии явных нарушений произношения замечается смазанность, нечеткость или недостаточная артикулируемость звуков при произнесении слов, что способствует затруднению произнесения слов, имеющих сложную структуру, недоговаривание некоторых слов и т. д.

При произнесении простых предложений, состоящих из нескольких слов, отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций:

- смешение падежных форм («едет машину», а не «на машине»);

- отсутствие согласования глаголов с существительными;

- ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов («две ручка» – «две ручки», «папа пила чай»);

- нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными: «пат машина» – «пять машин», «кука» – «белая куртка».

Большие трудности вызывают у детей пользование предложными конструкциями: зачастую предлоги в речи ребенка просто опускаются, заменяются или недоговариваются, при этом существительные могут употребляться в начальной форме («нига упай и тая» – «книга упала со стола»); вероятны замены предлога и нарушения предложных форм.

Союзы и частицы в повседневной речи дети употребляют редко.

В воспроизведении слогового контура слов отмечаются ошибки, которые выражаются в неумении передать нужное количество слогов: «аава» – «корова». Вместе с этим замечаются выраженные трудности в звуковом наполнении слогового контура: «умка» – «сумка», «мооко» – «молоко».

Обнаруживаются своеобразные лексические ошибки:

- замены названий профессий названием действий («дядя продает апельсины» – вместо «продавец»);

- замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» – «роза», «роза» – «цветок»);

- замещение названий признаков («узкий» – «маленький»; «широкий» – «длинный»; «короткий» – «некороткий» и т. д.).

Звукопроизношение ребенка с общим недоразвитием речи отстает от требований к возрастной нормы. Наиболее характерным является:

- замена звуков более простыми по артикуляции («колобка», а не «коробка», «тясы», а не «часы»);

- нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному;

- смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет;

- недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.

Вместе с нарушениями звукопроизношения в некоторых случаях встречается и пропуск звуков или частей слова. Чаще пропускается безударная часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных.

В речи ребенка также отмечаются смазанные звуки, которые возникают в связи с недостаточной артикуляционной установкой. Нередко можно заметить нечеткую дифференциацию мягких и твердых согласных, звонких и глухих. Выделюятся затруднения в воспроизведении слоговой структуры, к ним относятся в слова, сложные для повторения в самостоятельной речи.

У ребенка нет довольно отчётливого представления о звуковом составе слова из-за нарушения слоговой структуры. Важно выделить, что особенности звукопроизношения детей с общим недоразвитием речи напрямую зависят от уровня его развития. Так, при общем недоразвитии речи первого уровня имеет место смазанность, неустойчивость в произношении даже тех звуков, которые изолированно произносятся правильно.

В основном дети ошибаются в звуконаполняемости: встречаются перестановки, замены, уподобление слогов, сокращение согласных при стечении.

Чаще всего ребенок в общении малоактивен, редко первым начинает разговор, предпочитая отвечать на вопросы односложно. Так, могут возникнуть трудности в формировании сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Так, можно сделать вывод,что у ребенка с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звукопроизношения, степень которых зависит от уровня недоразвития речи. Так, при ОНР отмечаются грубые нарушения звукопроизношения, звуковой анализ нарушен, звукопроизношение существенно отстает от нормы или же нарушено незначительно.

Список литературы:

1. Волкова Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова; под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2012. - 364 с.

2. Жаренкова Г. И. Выявление недостатков речи у детей / Г. И. Жаренкова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М.: Просвещение, 1965. - С.150-165.

3. Каверова Э. А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э. А. Каверова // Специальное образование. - 2015. - №11. - том 2. - С. 145-149.

4. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 106 с.

5. Рогозина И. А. Преемственность в работе детского сада и школы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи / И. А. Рогозина. - СПб., 2002. - 173 с.

6. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. -М.: ДРОФА, 2010. - 189 с.

Просмотров работы: 133