Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок

Уварова Н.П. 1, Божедонова А.П. 2
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
2Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность в концепции дошкольного образования Республики Саха (Якутия) говорится, что в результате воздействия культуры происходит присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности и любви к своей Родине. Обогащение личного, культурного опыта ребенка происходит в результате расширения представлений о культурно – этническом многообразии окружающего мира, развитие эмоциональной сферы включает умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира, искусства, обычаями и традициями своего народа. В настоящее время вопросы культурного воспитания детей становятся все более актуальными. Как известно, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому воспитание основ культуры поведения с точки зрения нравственного отношения к окружающему миру ставится на первое место в воспитании детей дошкольного возраста.

Исследование Петериной С.В. о воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста; труды Соловьевой О.И., Федяевской В.М. об использовании художественной литературы в образовательном процессе; работы Эргис Г.У. по этнопедагогике народа саха.

Сказка на якутском называется «кэпсээн» и «остуоруйа». Исследователи прошлого столетия еще различали употребление якутами того или иного из этих терминов. По мнению Пекарского Э.К. «кэпсээн» - это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» - искаженное русское слово «история». Серошевский В.Л. так же считал, что «кэпсээн» - настоящая якутская сказка, а «остуоруйа» в сущности, нечто иное, как русская сказка. Сказки
- остуоруйа рассказывали в основном вечером, после дневных забот. Эмоциональная сила сказок особенно оповещалось тогда, когда их рассказывали опытные сказочники и сказочницы настоящие мастера слова [1, с. 64].

Сказки народа Саха в основном двух, трех персонажей: герой, враг. Художественным приемом, используемым в сказках, является сравнение, выполняющее функции изобразительного, смыслового и эмоционального средства. В сказке Саха свойственна детализация в передаче различных явлений, предметов. Сравнения часто носят образно - психологическую, эмоциональную выразительность и выявляют национальное своеобразие мышления, поражают своей необычностью. Например: «четырехногий золотой», «девица с глазами из халцедона», «девушек больше, чем окуней» [3, с. 56].

Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание [5, с. 15]. Жанру волшебной сказки свойственна гиперболизация, сказочники используют гиперболу при описании внешнего вида персонажей, их силы, красоты, различных их качеств. Например: «зарезал быка, не вмещающегося в речке», «шуба, сшитая из шкур со спины 30 быков», «идет шум, от которого земля содрогается». Одной
из особенностей сказки народа саха являются имена персонажей, которые даются в виде определений, характеризующих их функции в сказке. Классическим образцом этом плане является сказка «Старуха Таал - Таал». У Таал-таал бабушки сыновей зовут Глаза-глаза, Нос- нос, Уши- уши, у Чаачахаана Волосяное горлышко, Травяная нога, Лиственная грудь, Пузырная голова, Травяные штанишки, Мозг на макушке. Эти дети все умирают и как бы смерть их предопределена именами, характеризующими их недолговечность. Имена -характеристики можно встретить и в других сказках: Ненасытный обжора, Мэник-мэнигийээн, Хороший Юдьюйэн и другие [2, с. 25] Имена-характеристики выполняют не только номинативную функцию, но и характеризующую, заменяя их описание внешности, личных качеств, их функции в сказке. В цветовой символике белый цвет обозначает счастье, добро, красоту, а черный - горе, несчастье, зло. В сказке народа саха широко используются различные средства художественной выразительности, придающие ей неповторимый, удивительный национальный колорит. Сказки народа саха отличаются тем, что сказочник верит в происходящее событие, в ее достоверность. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы (Алаа Могус, Чаачахаан, Таал- таал бабушка, Мэник-мэнигийээн и других), выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника - делают сказку средством для воспитания и развития детей.

Сказка удовлетворяет естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности: в сказке герой действует самостоятельно, делает выбор, принимает решение, полагаясь на самого себя; потребность в компетентности: герой сказки преодолевает все препятствия и достигает успеха; потребность в активности: герои сказки всегда активны, находятся в действии [4, с. 127].

Известно, что сказки являются неотъемлемым атрибутом детства. Все родители читают детям сказки. На занятиях и в режимных моментах в ДОО сказка занимает главное место. Необходимо использовать педагогические возможности сказок в нравственном воспитании ребенка. Также сказки можно использовать в качестве диагностики развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Важное значение имеет обсуждение сказки, анализ поступков героев, их характеристики. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определения образов и символов в сказках.

На практике МБДОУ «Бютейдяхский Центр развития ребенка детский сад «Чэчир» Мегино – Кангаласского улуса на основе полученных данных выявления уровней воспитанности культуры поведения по методикам Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Подели игрушки» мы выделили следующие критерии и показатели:

Высокий уровень – ребенок относится к сверстникам одинаково ровно, оказывает помощь по собственному желанию, делает все охотно, помощь действенна;проявляет чувство долга ко всем окружающим: проявляет заботу по отношению
к слабым 
сверстникам, соблюдает правила поведения вне зависимости
от присутствия взрослого, заботится о растениях и животных, следит
за своим внешним видом; замечает настроение других людей, 
старается вникнуть в суть происходящего.

Средний уровень – ребенок относится к сверстникам равнодушно, отдает предпочтение только интересующим его детям; оказывает помощь только по просьбе сверстника или взрослого, начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает; чувство долга проявляется периодически (просьба или напоминание взрослого); чаще замечает бодрое, радостное настроение, принимает участие в веселых мероприятиях, не принимает плохое самочувствие сверстников; часто завидуют успехам других и огорчаются при собственных неудачах.

Низкий уровень – ребенок относится ко всем сверстникам отрицательно, негативно, проявляет враждебность; оказывает помощь только по предложению взрослого, делает все с неохотой, формально; чувство долга развито очень слабо; часто не замечает эмоциональное настроение другого, требует к себе особого внимания, постоянной подсказки взрослого, не принимает критику сверстников; на успех и неудачу реагирует неадекватно; могут радоваться неудачам других и проявлять чувство зависти при успехе сверстников.

В формирующем эксперименте мы разработали перспективный план работы по использованию якутских народных сказок в воспитании культуры поведения старших дошкольников и игры, используемые при ознакомлении дошкольников с якутскими народными сказками. Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с якутскими народными сказками нами сделан подбор сказок.

В месяц рассказывали по две сказки. При отборе сказок мы учитывали возрастные особенности детей, времена года, их изменения. При ознакомлении детей со сказкой наша основная цель заключается в передаче детям мудрости отцов, в основе этого лежит любовь к человеку. Ребенок, слушая сказку, осмысливает, что связано с любовью к человеку, с отношением к труду, отношение к окружающим, с совестью. По каждой сказке мы подготовили вопросы. Так же к каждой сказке подобрали иллюстрации, музыкальное сопровождение, пословицы, поговорки, загадки
и разные виды игр: дидактические, подвижные, словесные.
Необходимыми условиями воспитания культуры поведения у детей посредством якутских народных сказок являются:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения
со сверстниками.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться
от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. 

3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения.

Таким образом, в ходе проживания в сказке, ребенок и взрослый совместно разыгрывают, меняют, дополняют сюжеты сказки в театральной деятельности, изготовляют атрибуты, маски, придумывают сказочное пространство в виде макетов, декораций, сказочной среды. У ребенка с взрослым происходит диалог, диалог двух культур. Педагоги создают в группе атмосферу сотрудничества, партнерства, уважения к окружающему, доверия, автономности, творчества и свободы в выборе деятельности каждого члена группы. Самостоятельно определяют, разрабатывают конкретные направления образовательной деятельности, выбор его содержания и формы организации совместно с детьми. Взаимодействуют с семьей и социальными партнерами на основе сотрудничества, уважения по решению образовательных задач.

Ссылки на источники:

Сказка в детском саду/ М - во образования Респ. Саха (Якутия), Саха гос. Пед. Академия; [авт-сост.: О.И. Михалева, Е.К. Дмитриева].- Якутск: СГПА, 2006. - 50 с.

«Тосхол» национальнай о5о тэрилтэлэрин базовай программата / Г.И. Карпова, О.О. Михайлова - Дьокуускай: Уч. - изд. 3, 1998 – 64 с.

Урунтаева, Г.А., Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. -М. : Просвещение: Владос, 1995 – 291 с.

Фесюкова, JI.B. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольной возраста / Л.В. Фесюкова. – Харьков: «Фолио», 1997. - 460 с. илл.

Якутские сказки. / Сост. Д.К. Сивцев - Суорун Омоллоон,П.Е. Ефремов. Пер. С.И. Шуртаков, В.Н. Федоров. Вступ. Статья С.П. Данилова. Худ. И.И. Попов. - Якутск: Кн. изд - во, 1990. - 336 с.

Просмотров работы: 28