Психическую жизнь человека часто сравнивают с потоком образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов воображаемого будущего. В этот поток постоянно вливаются другие и другие потоки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями собственного психического и физического состояния. Почему наша умственная деятельность не превращается в поток, а течет по определенному руслу, поддерживается то в одном, то в другом направлении? Такое расположение достигается с помощью внимания.
Внимание — это избирательная ориентация и концентрация на определенном объекте, углубленная познавательная деятельность по отношению к объекту [2]. Ориентацию следует понимать, прежде всего, как избирательность психической деятельности, то есть преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта. Понятие ориентации также включает в себя поддержание активности в течение определенного периода времени [1]. Что бы быть внимательным надо, во-первых, выбрать ту или иную деятельность, во-вторых, удержать этот выбор. Когда мы говорим о внимании, мы так же подразумеваем концентрацию, или тщательное внимание к деятельности. Чем сложнее задача, стоящая перед человеком, тем более интенсивным, сосредоточенным и глубоким становится его внимание; и наоборот, чем проще задача, тем менее глубоким становится его внимание. В то же время концентрация связана с отстранением от всего постороннего. Чем больше мы концентрируемся на задаче, тем меньше замечаем все вокруг [3]. Таким образом, когда мы направляем свое внимание на объект, он находится в центре нашего осознания, а все остальное в этот момент воспринимается слабо, то есть, образно говоря, находится на периферии восприятия. Это делает размышление четким и позволяет идеям и мыслям оставаться в сознании до тех пор, пока деятельность не будет завершена, пока цель не будет достигнута. Таким образом, внимание выполняет так же функцию контроля или регуляции деятельности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь свойств внимания и успеваемости у курсантов-судоводителей морского колледжа.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие 103 курсанта, девушки и парни, в
возрасте от 15 до 18. Курсанты учатся в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на
судоводительском факультете, первый курс.
В работе использовалась методика корректурная проба Ландольта.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты тестирования по методике «тест Ландольта» отразили следующие данные.
Устойчивость внимания оценивается по показателю скорости переработки информации. Полученные результаты отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Показатели скорости переработки информации.
В ходе тестирования из 103 исследуемых 40 респондентов показали высокую скорость переработки информации и у 8 респондентов скорость переработки информации выше среднего – это означает, что они обладают высокой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу для их высокой продуктивности, способности выполнять большое количество работы в единицу времени. 52 респондента показали среднюю скорость переработки информации. У 3 респондентов скорость переработки информации низкая, что говорит о низкой скорости протекания мыслительных процессов и процессов переработки информации.
Результаты показателя средней продуктивности отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 – показатель продуктивности.
В ходе тестирования из 103 исследуемых 10 респондентов показали высокий уровень продуктивности и 38 респондентов показали уровень выше среднего, это означает, что они способны не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Средний показатель набрали 53 респондента. 2 респондента набрали низкий уровень — это указывает на то, что они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполняемой деятельности, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга.
Низкая 40%
Средняя
49%
Результаты концентрации внимания отображены на рисунке 3.
Высокая 11%
Рисунок 3 – концентрация внимания
По результатам исследования из 103 исследуемых у 11 респондентов высокий уровень концентрации внимания – это означает, что они могут длительное время сохранять выявленный уровень продуктивности, т.е. скоростные характеристики деятельности без утомления. У 51 респондента средний уровень концентрации внимания. Низкий уровень концентрации внимания показали 41 респондент — это говорит о том, что они быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности c умеренной интенсивностью поступления информации.
В таблице 1 представлены респонденты, которые не аттестованы за
первое полугодие, а также их результаты исследования.
№респондента |
Количество неаттестаций |
Уровеньскоростипереработки информации |
Уровеньпродуктивности |
Уровеньконцентрации |
1 |
6 |
Вышесреднего |
Высокий |
Вышесреднего |
2 |
4 |
Средний |
Низкий |
Средний |
3 |
7 |
Средний |
Низкий |
Средний |
4 |
1 |
Средний |
Средний |
Средний |
5 |
2 |
Средний |
Средний |
Средний |
6 |
3 |
Средний |
Низкий |
Средний |
7 |
2 |
Средний |
Низкий |
Средний |
8 |
2 |
Средний |
Низкий |
Средний |
9 |
2 |
Средний |
Низкий |
Средний |
10 |
2 |
Средний |
Низкий |
Средний |
11 |
3 |
Средний |
Низкий |
Средний |
12 |
1 |
Средний |
Средний |
Средний |
13 |
2 |
Средний |
Средний |
Вышесреднего |
14 |
3 |
Средний |
Низкий |
Средний |
15 |
2 |
Средний |
Низкий |
Средний |
16 |
6 |
Низкий |
Низкий |
Средний |
17 |
1 |
Средний |
Низкий |
Низкий |
18 |
4 |
Средний |
Низкий |
Средний |
19 |
3 |
Средний |
Низкий |
Средний |
20 |
2 |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
21 |
1 |
Средний |
Низкий |
Средний |
22 |
1 |
Средний |
Низкий |
Средний |
23 |
1 |
Средний |
Высокий |
Средний |
24 |
1 |
Средний |
Средний |
Средний |
25 |
1 |
Средний |
Низкий |
Средний |
26 |
1 |
Вышесреднего |
Средний |
Высокий |
27 |
3 |
Средний |
Низкий |
Средний |
28 |
6 |
Низкий |
Средний |
Низкий |
29 |
3 |
Средний |
Низкий |
Средний |
30 |
1 |
Средний |
Средний |
Средний |
31 |
4 |
Средний |
Низкий |
Средний |
32 |
1 |
Средний |
Низкий |
Средний |
33 |
3 |
Средний |
Низкий |
Средний |
34 |
2 |
Средний |
Средний |
Низкий |
По результатам таблицы можно увидеть у 26 из 34 не аттестованных респондентов наблюдается снижение показателей свойств внимания. Исходя из этого можно сделать вывод что свойства внимания влияют на успеваемость курсантов.
Далее мы провели вычисления корреляционной связи между количеством неаттестаций у курсантов, с каждым показателем свойств внимания.
Получившиеся результаты отобразили в таблице 2.
Неаттестация |
|||
Спирмена |
Скоростьпереработкиинформации |
Коэффициенткорреляции |
-0,558** |
Знч.(2-сторон) |
0,000 |
||
N-количествореспондентов |
103 |
||
Показательпродуктивности |
Коэффициенткорреляции |
-0,475** |
|
Знч.(2-сторон) |
,000 |
||
N-количествореспондентов |
103 |
||
Уровеньконцентрации |
Коэффициенткорреляции |
-0,342** |
|
Знч.(2-сторон) |
0,000 |
||
N-количествореспондентов |
103 |
Из результатов таблицы следует: корреляция принимается на уровне 0,001. Мы обнаружили высокую отрицательную корреляционную связь между скоростью переработки информации и количеством неаттестации, показателем продуктивности и количеством не аттестации, и между уровнем концентрации и количеством не аттестаций.
Выводы
Внимание – существенное, а также необходимое требование эффективности абсолютно всех разновидностей работы человека. Внимание теснейшим способом сопряжено вместе с деятельностью. Внимание студентов является одним из основных факторов их успеваемости. Т.М. Марютина исследовала взаимосвязь между характеристиками внимания и успеваемостью и обнаружила, что произвольное внимание, которое при этом хорошо развито и улучшено, может не оказывать существенного влияния на успеваемость. Успех в изучении отдельных предметов определяется различными характеристиками внимания.
Мы выбрали методику корректурная проба Ландольта, которая позволяет изучить такие свойства внимания как устойчивость, концентрация и продуктивность внимания. Для выявления взаимосвязи между свойствами внимания и успеваемостью мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он подходит для статистического изучения связи между явлениями.
Эмпирическое исследование показало, что у курсантов, получивших не аттестацию в первом семестре, наблюдается снижение показателей свойств внимания. Мы обнаружили высокую отрицательную корреляционную связь между скоростью переработки информации и количеством не аттестации, показателем продуктивности и количеством не аттестации, и между уровнем концентрации и количеством не аттестаций.
Большинство курсантов обладают средним уровнем устойчивости внимания, продуктивности. Однако концентрации внимания снижена у 40% курсантов.
Исследование показало, что у курсантов, получивших не аттестацию в первом семестре, наблюдается снижение именно этого свойства внимания.
С помощью корреляционного анализа было доказано, что существует взаимосвязь свойств внимания и успеваемости у курсантов – судоводителей морского колледжа, в большей части это касается концентрации внимания.
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы: чем выше показатели свойств внимания, тем меньше количество не аттестаций у курсантов – судоводителей.
Список литературы
Алёшина, Н. Представления об объектах экологического риска уподростков:монография/Н.Алёшина.–М.:LAPLambertAcademicPublishing,2019. –188c.
Немов, Р.С. Психология, в трех книгах 4-е издание, книга 1. ОбщиеосновыпсихологииПсихология:учебник/Р.С.Немов.–М.:ВЛАДОС,2003–688с.
Немов, Р.С. Психология в 3-х т. Психодиагностика: учебник / Р.С.Немов.– М.:ВЛАДОС,2001 – 640с.