Взаимосвязь свойств внимания и успеваемости у курсантов - судоводителей морского колледжа - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Взаимосвязь свойств внимания и успеваемости у курсантов - судоводителей морского колледжа

Нагорнова А.А. 1, Данченко С.А. 1
1Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психическую жизнь человека часто сравнивают с потоком образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов воображаемого будущего. В этот поток постоянно вливаются другие и другие потоки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями собственного психического и физического состояния. Почему наша умственная деятельность не превращается в поток, а течет по определенному руслу, поддерживается то в одном, то в другом направлении? Такое расположение достигается с помощью внимания.

Внимание — это избирательная ориентация и концентрация на определенном объекте, углубленная познавательная деятельность по отношению к объекту [2]. Ориентацию следует понимать, прежде всего, как избирательность психической деятельности, то есть преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта. Понятие ориентации также включает в себя поддержание активности в течение определенного периода времени [1]. Что бы быть внимательным надо, во-первых, выбрать ту или иную деятельность, во-вторых, удержать этот выбор. Когда мы говорим о внимании, мы так же подразумеваем концентрацию, или тщательное внимание к деятельности. Чем сложнее задача, стоящая перед человеком, тем более интенсивным, сосредоточенным и глубоким становится его внимание; и наоборот, чем проще задача, тем менее глубоким становится его внимание. В то же время концентрация связана с отстранением от всего постороннего. Чем больше мы концентрируемся на задаче, тем меньше замечаем все вокруг [3]. Таким образом, когда мы направляем свое внимание на объект, он находится в центре нашего осознания, а все остальное в этот момент воспринимается слабо, то есть, образно говоря, находится на периферии восприятия. Это делает размышление четким и позволяет идеям и мыслям оставаться в сознании до тех пор, пока деятельность не будет завершена, пока цель не будет достигнута. Таким образом, внимание выполняет так же функцию контроля или регуляции деятельности.

Цель исследования: изучить взаимосвязь свойств внимания и успеваемости у курсантов-судоводителей морского колледжа.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие 103 курсанта, девушки и парни, в

возрасте от 15 до 18. Курсанты учатся в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на

судоводительском факультете, первый курс.

В работе использовалась методика корректурная проба Ландольта.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты тестирования по методике «тест Ландольта» отразили следующие данные.

Устойчивость внимания оценивается по показателю скорости переработки информации. Полученные результаты отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Показатели скорости переработки информации.

В ходе тестирования из 103 исследуемых 40 респондентов показали высокую скорость переработки информации и у 8 респондентов скорость переработки информации выше среднего – это означает, что они обладают высокой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу для их высокой продуктивности, способности выполнять большое количество работы в единицу времени. 52 респондента показали среднюю скорость переработки информации. У 3 респондентов скорость переработки информации низкая, что говорит о низкой скорости протекания мыслительных процессов и процессов переработки информации.

Результаты показателя средней продуктивности отражены на рисунке 2.

Рисунок 2 – показатель продуктивности.

В ходе тестирования из 103 исследуемых 10 респондентов показали высокий уровень продуктивности и 38 респондентов показали уровень выше среднего, это означает, что они способны не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Средний показатель набрали 53 респондента. 2 респондента набрали низкий уровень — это указывает на то, что они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполняемой деятельности, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга.

 

Низкая 40%

Средняя

49%

Результаты концентрации внимания отображены на рисунке 3.

Высокая 11%

Рисунок 3 – концентрация внимания

По результатам исследования из 103 исследуемых у 11 респондентов высокий уровень концентрации внимания – это означает, что они могут длительное время сохранять выявленный уровень продуктивности, т.е. скоростные характеристики деятельности без утомления. У 51 респондента средний уровень концентрации внимания. Низкий уровень концентрации внимания показали 41 респондент — это говорит о том, что они быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности c умеренной интенсивностью поступления информации.

В таблице 1 представлены респонденты, которые не аттестованы за

первое полугодие, а также их результаты исследования.

№респондента

Количество неаттестаций

Уровеньскоростипереработки

информации

Уровеньпродуктивности

Уровеньконцентрации

1

6

Вышесреднего

Высокий

Вышесреднего

2

4

Средний

Низкий

Средний

3

7

Средний

Низкий

Средний

4

1

Средний

Средний

Средний

5

2

Средний

Средний

Средний

6

3

Средний

Низкий

Средний

7

2

Средний

Низкий

Средний

8

2

Средний

Низкий

Средний

9

2

Средний

Низкий

Средний

10

2

Средний

Низкий

Средний

11

3

Средний

Низкий

Средний

12

1

Средний

Средний

Средний

13

2

Средний

Средний

Вышесреднего

14

3

Средний

Низкий

Средний

15

2

Средний

Низкий

Средний

16

6

Низкий

Низкий

Средний

17

1

Средний

Низкий

Низкий

18

4

Средний

Низкий

Средний

19

3

Средний

Низкий

Средний

20

2

Высокий

Низкий

Высокий

21

1

Средний

Низкий

Средний

22

1

Средний

Низкий

Средний

23

1

Средний

Высокий

Средний

24

1

Средний

Средний

Средний

25

1

Средний

Низкий

Средний

26

1

Вышесреднего

Средний

Высокий

27

3

Средний

Низкий

Средний

28

6

Низкий

Средний

Низкий

29

3

Средний

Низкий

Средний

30

1

Средний

Средний

Средний

31

4

Средний

Низкий

Средний

32

1

Средний

Низкий

Средний

33

3

Средний

Низкий

Средний

34

2

Средний

Средний

Низкий

По результатам таблицы можно увидеть у 26 из 34 не аттестованных респондентов наблюдается снижение показателей свойств внимания. Исходя из этого можно сделать вывод что свойства внимания влияют на успеваемость курсантов.

Далее мы провели вычисления корреляционной связи между количеством неаттестаций у курсантов, с каждым показателем свойств внимания.

Получившиеся результаты отобразили в таблице 2.

     

Неаттестация

Спирмена

Скоростьпереработкиинформации

Коэффициенткорреляции

-0,558**

Знч.(2-сторон)

0,000

N-количествореспондентов

103

Показательпродуктивности

Коэффициенткорреляции

-0,475**

Знч.(2-сторон)

,000

N-количествореспондентов

103

Уровеньконцентрации

Коэффициенткорреляции

-0,342**

Знч.(2-сторон)

0,000

N-количествореспондентов

103

Из результатов таблицы следует: корреляция принимается на уровне 0,001. Мы обнаружили высокую отрицательную корреляционную связь между скоростью переработки информации и количеством неаттестации, показателем продуктивности и количеством не аттестации, и между уровнем концентрации и количеством не аттестаций.

Выводы

Внимание – существенное, а также необходимое требование эффективности абсолютно всех разновидностей работы человека. Внимание теснейшим способом сопряжено вместе с деятельностью. Внимание студентов является одним из основных факторов их успеваемости. Т.М. Марютина исследовала взаимосвязь между характеристиками внимания и успеваемостью и обнаружила, что произвольное внимание, которое при этом хорошо развито и улучшено, может не оказывать существенного влияния на успеваемость. Успех в изучении отдельных предметов определяется различными характеристиками внимания.

Мы выбрали методику корректурная проба Ландольта, которая позволяет изучить такие свойства внимания как устойчивость, концентрация и продуктивность внимания. Для выявления взаимосвязи между свойствами внимания и успеваемостью мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Он подходит для статистического изучения связи между явлениями.

Эмпирическое исследование показало, что у курсантов, получивших не аттестацию в первом семестре, наблюдается снижение показателей свойств внимания. Мы обнаружили высокую отрицательную корреляционную связь между скоростью переработки информации и количеством не аттестации, показателем продуктивности и количеством не аттестации, и между уровнем концентрации и количеством не аттестаций.

Большинство курсантов обладают средним уровнем устойчивости внимания, продуктивности. Однако концентрации внимания снижена у 40% курсантов.

Исследование показало, что у курсантов, получивших не аттестацию в первом семестре, наблюдается снижение именно этого свойства внимания.

С помощью корреляционного анализа было доказано, что существует взаимосвязь свойств внимания и успеваемости у курсантов – судоводителей морского колледжа, в большей части это касается концентрации внимания.

На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы: чем выше показатели свойств внимания, тем меньше количество не аттестаций у курсантов – судоводителей.

Список литературы

Алёшина, Н. Представления об объектах экологического риска уподростков:монография/Н.Алёшина.–М.:LAPLambertAcademicPublishing,2019. –188c.

Немов, Р.С. Психология, в трех книгах 4-е издание, книга 1. ОбщиеосновыпсихологииПсихология:учебник/Р.С.Немов.–М.:ВЛАДОС,2003–688с.

Немов, Р.С. Психология в 3-х т. Психодиагностика: учебник / Р.С.Немов.– М.:ВЛАДОС,2001 – 640с.

Просмотров работы: 20