ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Зотова О.А. 1, Старшенкова М.А. 1, Мартовая Я.В. 1, Полубехин Д.Ю. 1
1ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровизация профессионального образовательного процесса вызвана необходимостью адаптации системы профессионального образования к запросам цифровой экономики и цифрового общества, становление которых отражает всеобщие тенденции современной эпохи и приоритеты государственной политики Российской Федерации.

Цифровизация образовательного процесса представляет собой обоюдную трансформацию образовательного процесса, формирующегося в современных условиях, с применением технических средств, которые внедряются в образовательный процесс.

Таким образом, цифровые технологии стали неотъемлемой частью в образовательном процессе. При этом использование цифрового инструментария не рассматривается как методический подход, а лишь как средство для реализации коммуникативной задачи. Цифровые технологии позволяют объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение. Цифровой инструментарий способствует развитию новых учебных возможностей, реформированию проведения занятий, обеспечивает поддержку учебно-методическими ресурсами для самостоятельной работы.

В образовательном процессе в настоящее время широко применяются такие ресурсы, как: электронная почта, онлайн доска, видеоконференции, интерактивные видео, задания на образовательных платформах Moodle, Sferum.ru, Stepik.ru.

С помощью сервисов Mentimeter, Quizziz, Kahoot, Quizlet можно создавать викторины по различным лексическим темам, организовывать интеллектуальные игры и онлайн-опросы. Подготовка презентаций в MS Power Point и Google Slides позволяет наглядно представить материал по той или иной теме.

Тем не менее, не все так однозначно с цифровизацией. С одной стороны, стремительно развивающуюся в последние 10–15 лет цифровизацию все привыкли воспринимать как средство, облегчающее жизнь. С другой – еще в позапрошлом веке человечество осознало, что в техническом прогрессе есть не только плюсы, но и минусы: освобождая от тяжелого труда, машина вместе с тем лишает человека работы, а значит, и средств к существованию.

 Один из самых спорных моментов – это цифровизация образования. Она имеет значительные недостатки:

Отсутствие творчества. Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками. Это также способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер.

Низкий уровень усвоения информации. Европейские исследования в области образования выявили, что материал, прочитанный с бумажной книги, усваивается и запоминается лучше, чем с книги электронной.

Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.

Плохая социализация. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека, что влияет на дальнейшее развитие личности.

Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.

Функция педагогов. После внедрения цифровизации в образовательный процесс становится спорным вопрос об основных функциях педагога.

Таким образом, цифровизация должна быть обоснована, проанализирована и вводится под контролем, потому что ее последствия могут оказаться необратимыми.

Литература:

1. Нарциссова С.Ю., Маклаков В.В. Высшее образование: педагогика высшей школы в информационном обществе : учебное пособие / С.Ю. Нарциссова, В.В. Маклаков. – М.: Академия МНЭПУ. – 2018. – 285с.

2. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В. И. Блинова, М.В. Дулинова, Е. Ю. Есениной, А.М. Кондакова, А. М. Кондакова; под науч. ред. В. И. Блинова – ФИРО РАНХиГС, Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций – 2020. – 98с.

3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, 2019. – 342с.

4. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» – https://base.garant.ru/71670570/

Просмотров работы: 21