Отношение мужчин и женщин разных возрастных групп к информационным сообщениям иностранных СМИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Отношение мужчин и женщин разных возрастных групп к информационным сообщениям иностранных СМИ

Фесько В.В. 1, Бойко А.В. 1, Павловский В.В. 1
1МГУ им. адм. Г.И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире человек неотделим и ежедневно погружен в информационное пространство, которое оказывает огромное влияние на сознание индивида. Культура, в которой человек рождается и существует, является основой для будущих установок и отношений. Отношение человека определяется как отражение его связи с объектами внешнего мира и строится на фундаменте культурного знака.

На сегодняшний день погружение в чужое информационное пространство является не такой сложной задачей и нередким явлением: начиная от посещения иностранных сайтов и заканчивая путешествиями и иммиграцией. Возникает вопрос: как человек реагирует на стимулы чужой культуры, и насколько его отношение к родной культуре разнится с отношением к чужой. Именно этот вопрос лег в основание данного исследования.

Категория отношений. Австрийский психолог А. Адлер говорил о понятии «отношение» через призму раннего опыта ребенка, его социализации в структуре семьи [2]. Такое понятие как «психическое отношение» проявляется во внутренней части связи человека с внешним миром, в которой личность – это активный субъект, обладающий способностью к избирательности внутренних переживаний и реальных внешних действий, сосредоточенных на всевозможных элементах объективного мира. Иными словами, психическое отношение проявляется в активной избирательной позиции индивида, которая напрямую влияет на индивидуальный характер деятельности, действий и поведение. На отношение личности влияет ее индивидуальность, активность, опыт, вследствие чего утрачивается зависимость от непосредственных условий среды, реакции личности на различные события становятся внутренне обусловленными.

Понятие «отношение» в рамках теории о личности А. В. Петровского представляется в двух значениях: как объективно складывающаяся взаимосвязь субъекта и объекта, и как отражение или переживание личностью этих связей [5]. В.Н. Мясищев говорил о том, что психологическая суть отношений лежит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающего мира [4].

А.Ф. Лазурский выдвинул концепцию, в которой впервые было сформировано положение об отношениях личности, которые являются ее центром [1]. По его мнению, основная цель и задача личности – адаптация к внешнему миру, в который входят природа, социальная среда, различные ценности. Личность, согласно А.Ф. Лазурскому есть соединение двух психологических механизмов – эндопсихика и экзопсихика [1]. Под эндопсихикой он понимал внутренний механизм психики человека, состоящей из различных основных психических функций, способности к проявлению волевого усилия, эмоциональность, темперамент, характер. Второй механизм, экзопсихика, основывается на отношении личности к внешнему миру и его объектам.

Сообщение и информация. Сообщение, или же послание, есть «продукт интеллектуальной деятельности человека» [3]. Интерпретация (или восприятие) является приобретаемым знанием, а коммуникация – это само действие, передача, трансляция. Клод Э. Шеннон в рамках разработанной им теории связи описал систему связи. Она начинается с источника информации, который создает и преподносит первичную информацию (сообщение, предназначенное для передачи). Далее идет передатчик, кодирующий и модулирующий первичную информацию источника, ориентируясь на желаемый эффект. Далее канал передает обработанную информацию в приемник. Во время передачи сигнала информация, как правило, подвергается воздействию шума, вследствие чего искажается. Приемник декодирует сообщение и доносит до адресата [6].

Согласно Д.В. Иванову, информация – это «коммуникация, операция трансляции символов, побуждающая к действию» [3]. Главной задачей информации, преподносимой СМИ, является создание выгодного для них образа, что, в свою очередь, является манипулированием при помощи символов и знаков.

Установка. Г. Олпорт говорил в своих работах о том, что установки ««детерминируют определенный модус поведения, благодаря им одни типы действия совершаются, а другие сдерживаются» [7]. По его мнению, аттитьюд является склонностью субъекта к определенным реакциям на события внешнего мира. Установка имеет аффективный (симпатия или антипатия) и когнитивный компонент, которые отображают характеристики объекта установки и соотносимых с ним объектов. В зависимости от ситуации может изменяться доминирующий компонент. Некоторые авторы причисляют к компонентам поведенческую составляющую

Практической значимостью исследования является возможность использования его результатов для формирования более эффективных информационных сообщений в СМИ.

Целью исследования было изучить отношение мужчин и женщин к информационным сообщениям иностранных СМИ.

Предметом исследования было отношение к информационным сообщениям иностранных СМИ. В исследовании приняли участие мужчины и женщины разных возрастных групп.

Методы исследования: метод психологического тестирования, метод семантического дифференциала, метод математической обработки данных (U-критерий значимых различий Мана-Уитни).

Методики исследования:

Методика «Самочувствие, активность, настроение (САН)» В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошникова;

Методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» М. Рокича;

Методика «Семантический дифференциал» (модификация Ф.И. Шарков, А.А. Родионов).

Исследование проводилось в полевых условиях: мы подходили к потенциальным респондентам на улице и предлагали им принять участие в нашем исследовании. После согласия на участие в исследовании испытуемым было рассказано о теме и цели исследования, была создана положительная мотивация. С согласившимися заполняли установочные данные. В связи с тем, что время работы с респондентами было ограничено, мы были вынуждены применить экспресс-методы диагностики. Далее каждый испытуемый получил бланки с методиками «САН» и «ОТеЦ» и инструкции к ним. Далее, после заполнения бланков методик испытуемых проинформировали о том, что им будет предложено три видеофрагмента на тему «Новостное сообщение о потоплении российского крейсера «Москва»» из российских, китайских и американских СМИ. Далее показывались видеофрагменты в заранее определенном порядке: Россия, Китай, Америка. После каждого видеофрагмента испытуемым нужно было заполнить таблицу семантического дифференциала.

Были сформированы следующие группы: группа 1 (мужчины в возрасте от 17 до 21 года), группа 2 (женщины в возрасте от 17 до 21 года), группа 3 (мужчины в возрасте от 22 до 27 лет), группа 4 (женщины в возрасте от 22 до 27 лет), группа 5 (мужчины в возрасте от 28 до 35 лет), группа 6 (женщины в возрасте от 28 до 35 лет).

Для определения психологического состояния испытуемых перед предъявлением информационных стимулов мы применили методику «САН» В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошникова.


На рисунке 1 представлены средние значения по методике САН.

Рисунок 1 - Средние значения по методике САН (перед предъявлением стимульного материала)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что полученные далее в ходе исследования результаты по группам были продемонстрированы в условиях среднего и высокого самочувствия, средний активности и преобладающего высокого настроения.

Д ля комплексного описания личностной реакции испытуемого на информационное сообщение было необходимо составить ценностный портрет как самих респондентов, так и групп респондентов в целом. С учетом полевого характера исследования нами была выбрана методика М. Рокича «ОТеЦ» по сочетанию простоты проведения и имеющегося у нас времени контакта с респондентами.

Рисунок 2 - Средние значения по методике ОТеЦ (терминальные ценности)

На рисунке 2 мы видим, что для всех участников исследования наибольшей значимостью обладают такие терминальные ценности, как достижения и сохранение индивидуальности. Для женщин большую значимость имеют высокое материальное положение и сохранение индивидуальности, тогда как для мужчин более значимы достижения и сохранение индивидуальности.

Рисунок 3 – Средние значения по методике ОТеЦ (инструментальные ценности)

На рисунке 3 мы видим, что для всех участников исследования наибольшей значимостью обладают сферы общественной жизни и увлечений. Для женщин наиболее значимы сферы увлечений и обучения и образования, для мужчин же важны сферы увлечений и общественной жизни.

Для исследования отношения мужчин и женщин разных возрастных групп к информационным сообщениям из иностранных СМИ нами были предоставлены испытуемым три новостных видеофрагмента на тему «Потопление крейсера «Москва»», после каждого из них испытуемые заполняли семантический дифференциал.

Н
а рисунке 4 продемонстрированы оценки всех респондентов трех информационных стимулов.

Рисунок 4 - Оценка респондентами мужского и женского пола разных возрастных групп трех информационных стимулов (Методика Семантический дифференциал)

Фактор «Е» отражает оценку и отношение испытуемого и является доминирующим фактором. Фактор «Р» в значительной степени отражает оценочные значения; влияние, доверие. Фактор «А» отражает эмоциональность, экспансивность восприятия стимула; активность воспринимаемой позиции. Значения могут иметь численное обозначение от 1 до 7, где меньше 4 означает отклонение к положительному полюсу, а больше 4 – отклонение к отрицательному.

На рисунке 4 мы видим, что среди всех испытуемых наиболее отрицательное значение показала группа мужчин возрастом от 28 до 35 лет по факторам «Оценка» и «Сила» относительно Американского информационного сообщения, а наиболее положительное значение показали группа женщин возрастом от 22 до 27 лет по фактору «А» и группа женщин от 22 до 27 лет по фактору «Е» относительно Китайского информационного сообщения.

Группа 1 показывает скорее положительное отношение к российскому сообщению, при этом не выражая доверия. С их точки зрения данное сообщение не оказывает сильного давления/влияния. Китайское сообщение было воспринято положительно, не вызывало недоверия, а также не оказывало давления. Американское сообщение вызвало скорее отрицательное отношение, при этой внушая доверие преподносимой информацией. Мы можем сделать вывод, что у данной группы сложилось отрицательное отношение не ко всем иностранным стимулам. При этом в связи с разницей преподносимой информацией между российскими и американскими СМИ «чужое» сообщение показалось неправдивым и продвигающим собственную позицию.

Группа 2 оценили российское информационное сообщение отрицательно, что может быть связано с тем, что доля доверия превысила долю недоверия, позиция стимула воспринята скорее активно. Китайское сообщение было воспринято крайне положительно, женщины доверяли преподносимой информации и не чувствовали давления со стороны адресанта. Американское сообщение было оценено как отрицательное, не внушающее доверие и активно пропагандирующее. Можно сделать вывод, что данная группа не имеет определенного сформированного отношения относительно всех иностранных СМИ.

Группа 3 восприняла российское сообщение отрицательно, содержание сообщения внушало доверие, при этом активность позиции не была отмечена. Отрицательное отношение может быть обосновано отрицанием предоставленной информации. Китайское сообщение вызвало также отрицательное отношение, при том, что внушало доверие и не оказывало давления. Такое отношение также можно обосновать отрицанием. Американский стимул получил отрицательные оценки, и, наравне с китайским, не вызвало недоверия и дискомфорта в связи с давлением.

Группа 4 показала отрицательную оценки российского информационного сообщения, так как содержание не казалось им надежным, при этом давления со стороны адресанта не ощущалось. Китайское сообщение было воспринято как отрицательное, содержание показалось испытуемым достоверным, при этом влияния информации имела минимальное значение. Американское сообщение показалось группе крайне отрицательным, не внушающим доверия своим содержанием, при этом имеющее пропагандистское давление. Отрицательное или положительное отношение к иностранным СМИ не выявлено. Мы можем предположить, что у данной группы отрицательное отношения к иностранным СМИ, так как оба иностранных сообщения получили отрицательные оценки вне зависимости от субъективной правдивости информации.

Группа 5 показала положительное отношение к российскому стимулу, хотя информация показалась скорее недостоверной, давления не выявлено. Можно предположить, что группа посчитала предоставленную информации скорее неполно, чем неверной, исходя из оценки. К китайскому стимулу отношение скорее отрицательное, содержание показалось правдивым, давления пропаганды не ощущалось группой. Американское сообщение оказалось для мужчин крайне отрицательным, информация была воспринято как неверная, неправдивая, при этом было отмечено пропагандистское влияние. В данной группе можно предположить наличие сформированного и предвзятого отношения к иностранным СМИ, так как оба иностранных сообщения получили отрицательные оценки вне зависимости от правдивости информации.

Группа 6 показала положительное отношение к российскому сообщению, хотя информация была воспринята скорее, как недостоверная, неполная. Позиция не показалась испытуемым активной. Китайское сообщение было воспринято отрицательно, хотя информация показалась правдивой и не пропагандистской. Американское сообщение показало отрицательное отношение с попытками сформировать определенное мнение, при этом информация не была воспринята ни как достоверная, ни как ложная. В данной группе отмечено отрицательное отношение к иностранным сообщениям, так как субъективная недостоверность информации российского сообщения не помешала испытуемым оценить его положительнее, чем остальные.

Основываясь на наших подсчетах (с использованием U-критерия значимых различий Мана-Уитни), были выделены следующие существенные выводы:

Женщины в возрасте от 28 до 35 лет с большим недоверием отнеслась к сообщению американского СМИ, чем группа мужчин возрастом от 28 до 35 лет (α=0,05);

Мужчины призывного возраста (от 22 до 27 лет) дали негативную оценку (в сравнении с результатами мужчин возрастом от 28 до 35 лет) сообщению российского СМИ (α=0,01);

Мужчины в возрасте от 28 до 35 лет с большим недоверием отнеслись к информационному сообщению американского СМИ, нежели мужчины призывного возраста (α=0,01);

Женщины в возрасте от 17 до 21 года оценили содержание информационного сообщения китайского СМИ значительно положительнее, чем женщины возрастом от 22 до 27 лет (α=0,001);

Женщины в возрасте от 17 до 21 года дали более негативную оценку сообщению российского СМИ, нежели женщины возрастом от 28 до 35 лет (α=0,05);

Женщины в возрасте от 28 до 35 лет дали негативную оценку (в сравнении с группой женщин возрастом от 17 до 21 года) сообщению китайского СМИ (α=0,001);

Женщины в возрасте от 28 до 35 лет более позитивно оценили информационное сообщение российского СМИ, нежели женщины возрастом от 17 до 21 года (0,001).

Различия отношений по половому признаку были выявлены лишь в группах возрастом от 28 до 35 лет, где женщины с большим недоверием отнеслись к информационному сообщению американского СМИ.

Среди мужчин наиболее отрицательное отношение к информационному сообщению российского СМИ выявлено у мужчин призывного возраста. Наиболее отрицательное отношение к сообщению американского СМИ выявлено у мужчин в возрасте от 28 до 35 лет.

Среди женщин наиболее отрицательное отношение к информационному сообщению китайского СМИ было выявлено у группы возрастом от 28 до 35 лет, имеющей также положительное отношение к сообщению российского СМИ. Наиболее отрицательное отношение к сообщению американского СМИ наблюдается у группы В возрастЕ от 17 до 21 года, отношение остальных женщин также отрицательное.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что группа женщины в возрасте от 28 до 35 лет имеет наиболее отрицательное отношение к информационным сообщениям иностранных СМИ и наиболее положительное отношение к сообщению российского СМИ среди всех испытуемых.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что существуют различия отношения к информационным сообщениям иностранных СМИ среди женщин и мужчин возрастной группа от 28 до 35 лет. Среди женщин разных возрастных групп также присутствуют значительные различия, как и среди мужчин разных возрастных групп.

Максимально отрицательные значения отношения к сообщениям иностранных СМИ и максимально положительные значения отношения к сообщению российского СМИ выявлены у женщин в возрасте от 28 до 35 лет, на основе чего можно сделать вывод, что данная группа является наиболее эффективным и желательным адресатом для российских СМИ.

Список источников:

Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие/ Вячеслав Афанасьевич Аверин. - Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А.,1999. - 89 с.

Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии.30 - 60 годы ХХ века. (Тексты). - М., 1986

Иванов, Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д.В. Иванов. - М.: Петербургское Востоковедение, 2002. - 224 c.

Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 356 с.

Петровский, А. В. История и теория психологии. В 2 т. Т. 2. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 413 с.

Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: Издательство иностранной литературы, 1963. — 830 с.

Allport H. Social Attitudes and Social Consciousness // Classic Contribution to Social Psychology. N.Y.: Oxford University Press, 1972. P. 189–190.

Просмотров работы: 13