Статья посвящена творчеству выдающегося российского художника, воссоздавшего в живописных образах российскую и мировую историю, - Ильи Сергеевича Глазунова.
Культура XX века - это культура кризиса в изначальном смысле этого слова. В культуре XX века необычайно ярко и четко представлены черты, присущие исключительно переломному времени. Эти черты проявляются не только в новаторстве, отвергающем художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплощать художественные идеи в традиционной, доступной форме, но и в общем потрясенном состоянии, в котором пребывает искусство, теряющее старую и обретающую новую почву для своего дальнейшего развития. Кардинальные изменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Поэтому невозможно обнаружить единый художественный стиль, наиболее характерный для XX века, культура которого отличается мозаичностью, калейдоскопичностью.
Многие художники современности отказались от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким его видит человек. Этот мир предстает на живописных полотнах деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются в большей степени своим воображением, нежели зрительным восприятием окружающих нас явлений.
Творчество Ильи Сергеевича Глазунова противостоит этим модернистским тенденциям; его можно сравнить с публицистикой.
У Глазунова было тяжёлое детство: он пережил Ленинградскую блокаду в которую потерял родителей и других близких родственников. Учился, преподавал. Ещё в советский период организовал музей народного искусства и стал его директором. Кроме того, Глазунов стоял у истоков академии и галереи, которые носят его имя. Это учебное заведение стало достойным продолжателем классических традиций в искусстве, и этот вектор задал именно Илья Сергеевич Глазунов. Сам факт существования Государственной картинной галереи Ильи Глазунова, расположенной в старинном особняке в центре столицы отражает масштаб личности Ильи Сергеевича не только как общественного деятеля, но и как мастера живописи. При картинной галерее Ильи Глазунова действует музей сословий, основу экспозиции которого составляют предметы из личной коллекции мэтра. Многие раритеты и культурные ценности были буквально спасены от уничтожения и сохранены, благодаря самоотверженным усилиям Глазунова.
Живопись Глазунова, без сомнения, заслуживает внимания, изучения и признания. Он хороший иллюстратор, график. Широкую известность получили его иллюстрации к произведениям русских писателей и поэтов. В частности, к сочинениям Ф. Достоевского, А. Блока, герои которых неизменно ассоциируются с визуальными образами, созданными художником.
Художник создал собственный узнаваемый стиль, которым, безусловно, обогатил российскую культуру. В центре его внимания – исторические судьбы России, русского народа. Многие его работы воссоздают события и образы отечественной истории. Масштабные эпохальные полотна И. С. Глазунова – «Сто веков», «Мистерия 20 века», «Великий эксперимент» и другие – производят впечатление не только своими размерами. Они всесторонне иллюстрируют многовековую историю нашего государства, трагические события русской революции, а также рисуют образ наполненной катаклизмами мировой истории 20 столетия.
Илья Сергеевич Глазунов был истинным патриотом. Его творчество следует считать национальным достоянием нашего народа.
Список литературы
1. Миронов А. Н. О творчестве И. С. Глазунова. URL: https://proza.ru/2020/11/23/1546 (дата обращения: 8.12.2022).
2. Бриленова Н. Художественная культура XX – XXI вв. URL: https://natalibrilenova.ru/hudozhestvennaya-kultura-xx-xxi-vv/ (дата обращения: 8.12.2022).