ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЁР ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Гурчинская М.М. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление

«Главный режиссёр постсоветской эпохи», - именно таким титулом некоторые исследователи кинематографа постсоветской России наделяют Алексея Балабанова. И есть за что. За его совершенно разное и сокрушительно честное кино. Не все, разумеется, с этим титулом согласятся. Но то, что этот режиссёр заставил говорить о совершенно новом явлении в кинематографе – о самом серьёзном явлении российского кино – это факт.

Личность Балабанова и его жизненный путь

Судьба любого значимого художника всегда имеет непосредственное отношение к тому, что выходит из-под его «пера». Балабанов, разумеется, не исключение. Режиссёр жил на стыке эпох. Слома советской системы и неудачных попыток создать ей альтернативу. Жил при череде сменяющих один другого руководителей страны.

Вслед за генсеком Брежневым, бразды правления страной взял глава КГБ Андропов. Затем Черненко, Горбачёв, Ельцин. Чехарда «новых курсов страны», «перестроек», «реформ», смена политических курсов и неустроенность жизни миллионов простых людей и вызвали, как и у всякого выдающегося художника, отклик в его творчестве. Но и в первую очередь – и в неустроенности, перепадах, метаниях и самой жизни маэстро.

Родился Балабанов, этот «питерский» режиссёр, в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Жил, учился, как обычный советский пацан. Отзываются о нем в воспоминаниях, как о хулигане, то есть нормальный мальчишка, не собирающийся строить себе карьеру или гламурную известность.

Учился на военного переводчика, работа которого впоследствии была сопряжена с опасностью, особенно в период его работы в Афганистане, где гремела война.

Потом будущее призвание дало о себе знать: поехал в Москву и поступил во ВГИК. На сценариста. Однако после первого курса из престижного вуза ушел. Причиной стала разгромная критика и насмешки маститых преподавателей по поводу написанного им сценария. Как тут не вспомнить Джузеппе Верди, которого отказались принять в Миланскую консерваторию (которая впоследствии стала носить имя Д. Верди) на том основании, что слабо владеет игрой на фортепиано и что он не так молод, чтобы у него было какое-либо будущее в музыке.

Но звезда Балабанова не переставала светить ему, указывая его жизненное предназначение. Он устроился на Свердловской киностудии. Он расстался с главным и престижным киноинститутом страны, но не с кино.

В Свердловске же пристрастился к русскому року, стал часто бывать в местном рок-клубе, где в то время выступала группа «Наутилус Помпилус», и её основателями были Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий. Так возник творческий союз, проявившись в будущем как основной музыкальный фон легендарной дилогии «Брат».

Какие ещё ключевые моменты биографии и взглядов Балабанова стоит отметить в первую очередь? Наверно, то, что он был настоящим патриотом. Что тельняшка, в которой он всегда ходил, была его символом и талисманом, нерушимой его связью с армией.

Балабанов неразрывно соединял в себе советское и несоветское. Хотя Балабанов, с одной стороны, достаточно пессимистичен, с другой – в своём пессимизме человек он в жизни и своём творчестве настольно деятелен, что это особый род пессимизма, не пессимизм бездействия, охов и ахов. Он выражается, как и у его героя Бодрова, в действии, когда тот берёт правосудие в свои и вершит то, что считает правильным и справедливым.

Условия съёмок, ставших впоследствии культовыми фильмами, для Балабанова были крайне аскетичными. Оно и понятно: отчисленный из ВГИКа провинциал не мог рассчитывать на фонды минкульта. Так, впервые встретившись Сергеем Бодровым на сочинском кинофестивале, он предложил своему будущему главному герою снять совместно хорошее кино, но бесплатно: денег платить актёру у режиссёра не было. Та же ситуация с оператором Балабанова – с Астаховым.

Как говорят в народе, голь на выдумки хитра. Всё, что было у Балабанова, то и шло для съёмок. Его коммунальная квартира, где снимали сцены «Брата», трамвайное кольцо и соседнее с ним Смоленское лютеранское кладбище, где он навещает немца с блошиного рынка.

Но не смотря на ограниченность в средствах, условия жизни, не располагавшие к размаху творчеству, снятые фильмы становятся выдающимися явлениями в мировой кинокультуре.

Творчество в кинолентах

Конечно, последние фильмы Балабанова сняты уже цифровой камерой. Более того, снять почти в одиночку на киноленте, учитывая затратность и трудоёмкость процесса, одиночкам не под силу. Тем не менее – слово «киноленты» ассоциируется с фундаментальностью кино творений, с классикой кино, к которой принадлежат фильмы Балабанова.

Конечно, о каждом из них можно и нужно судить с разных точек зрения. Для кого-то дилогия «Брат» – фильм о правильном пацане, решительном, справедливом. В суждениях и диссертациях интеллектуалов, исследователи приводят параллели между Данилой и Родионом (Раскольниковым), для большинства же зрителей – это, может быть, тот же (на современный манер) образ красноармейца Сухова из «Белого солнца пустыни» – фильм, который всегда смотрит перед вылетом каждый советский и российский космонавт. Тот же почти сказочный богатырь, который должен быть в жизни на страже справедливости.

Балабанов всё же заочно умудрился поучиться во второй половине 80-х в Москве на Высших режиссёрских курсах. В начале 90-х он приступил к Съёмкам «Счастливых дней», перенеся произведение С. Беккета на питерскую почву (где, действительно, угадываются мрачные дворики северной столицы, описанные Достоевским).

Оттуда и появился второй «брат Данилы» – актёр Сухоруков, с которым Балабанов уже не расставался. Он же снялся и в любимом для Балабанова фильме «Про уродов и людей». Основные съёмки проходили, опять же, в коммуналке, где ютился Балабанов. Фильм стал участником Каннского фестиваля, принеся автору мировое признание.

Парадоксально, но «Брат-2», первый сегодня в рейтинге по просмотру, Балабанов считал «дорогим и попсовым». Возможно потому, что теперь за всё и всем режиссёру приходилось немало платить: попсовым певцам, новым актёрам. Как же: теперь Балабанов – именитый режиссёр, имеет деньги, грех с него не потребовать. Отсюда и некоторый осадок, послевкусие по окончанию съёмок. Энтузиазм, порыв в творчестве для маэстро был, конечно, важнее обыкновений кинобизнеса.

Ужасный, некрофильский сюжет «Груза 200» взят автором из криминальной хроники реальной жизни. Был такой случай с похищением девушки садистом-милиционером. В конце фильма появляется надпись: «Шёл 1984 год». Это как раз и было началом той «перестройки», по крайней мере в моральном её воплощении, которая воплотилась формально чуть позже: бизнес-предпринимательство под прикрытием власти на местах. Груз-200 – это облик будущего трупа горбачёвского и ельцинского «свободного рынка».

Кстати, Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, прочтя сценарий, отказались участвовать в Съёмках: «Чернуха!» Кстати, такой же отказ последовал в своё время и от Шевчука, побоявшегося испортить репутацию своего «DDT». Замысел Мастера обычным людям понять не так просто.

Примечательные моменты. В фильмах «Я тоже хочу» и «Жмурки» попутно, вскользь проходит тема религии. В первом главные герои – двое бандитов. И один из них, тем не менее, видя купола церкви, как это делают простые люди, осеняет себя крестом. В итоге, оба бандита у Балабанова, остаются в живых и в качестве весьма преуспевающих бизнесменов, прекративших свой ужасный промысел.

Во втором фигурирует уличный (судя по тому, что он там спел) не очень успешный музыкант. И он заходит перед тем, как пойти в баню, в церковь, где неумело молится, ставит свечку. В каждом движении его угловатость, смущение. Но за этим стоит простое искреннее чувство. И этот «непрофессиональный верующий», мимоходом посещающий церковь, оказывается в итоге тем, кого неведомые силы небесные забирают в свои высшие сферы. Как и проститутку, ставшую таковой, чтобы заработать на поддержание больной мамы.

Отсюда можно сделать вывод, что высшие силы, как их понимает Балабанов, снисходительны, милостивы к простому человеку, лишь бы он был искренним. К самому же себе, как и к своим коллегам по цеху маэстро более строг. В том финале «Я тоже хочу» кинорежиссёру в милости выше отказано. Примечательная черта: Мастер должен быть требователен к себе и милостив к простым людям.

Взявшись за Булгакова в «Морфии» Балабанов по мотивам «Записок юного врача» рассматривает в динамике падение человека под действием наркотиков. Тема явилась особо актуальной в период слома эпох. Как во времена революции, так и безысходности постперестроечной. Преодоление жизненных трудностей таким образом трагичен: человек обречён. Балабанов и Бодров (здесь он – сценарист) здесь крайне убедительны.

Смотря фильм «Кочегар», понимаешь: «Вот что такое мастер!». Герои фильма просто идут по улицам: идут и идут, долго идут, а ты смотришь – и тебе интересно. На экране – правда жизни, а не условность, не наигрыш. К тому же, этот фильм, наверное – лучший символ 90-х, когда жизнь человека (в том числе, для государства) ничего не значила. Так обыденно убивали и сжигали тех, кто стоял на пути бизнеса, приобретения активов разваливающегося государства.

Заключение

Режиссёр ушёл из жизни в 54 года. Болел онкологией, но точку поставил сердечный приступ. О фильмах Балабанова будут долго ещё говорить и спорить. Как и обо всём значимом, неоднозначном, глубоком. И здесь в принципе не может быть окончательного вердикта. Как не может быть вердикта о самой жизни. Как в известном романсе: «Мир, всегда мучительно мой и не мой».

Список литературы

Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться / Документальный фильм. URL: https://yandex.ru/video/preview/11586891209626013353 (дата обращения: 8.12.2022).

Кувшинова М. Так оказалось, что я здесь живу (интервью с Балабановым). URL: Séance.ru (дата обращения: 8.12.2022).

Старостенко Г. В. Алексей Балабанов. Встать за брата… Предать брата… М.: АСТ, 2022. 230 с.

Уайт Фредерик Х. Бриколаж режиссера Балабанова. Нижний Новгород: Деком, 2016. 272 с.

Просмотров работы: 20