Статья посвящена современному монументальному искусству, ярким представителем которого является Лоренцо Куинн.
В погоне за реализацией своих взглядов, состояний, эмоций художник, кем бы он ни был, – скульптором, архитектором, дизайнером, пейзажистом, – ищет новые средства выразительности в искусстве с тем, чтобы как можно сильнее воздействовать на публику. Порой привычного мазка кистью или вновь найденной непринуждённой позы у изваяния не хватает, чтобы продемонстрировать все идеи, которые так нужны современной публике в поисках решения извечных проблем человеческого бытия.
В этой связи представляется целесообразным поговорить о монументальной скульптуре Лоренцо Куинна. С одной стороны, она простая и понятная, с другой стороны, привычные образы здесь лишь оболочка глубокой духовной, можно сказать, экзистенциальной идеи, которую художник хочет донести до нас с вами.
Лоренцо Куинн. Строительство мостов
Лоренцо Куинн – всемирно признанный автор с философским взглядом на жизнь, активной жизненной позицией и глубоким пониманием вещей и сути человека. Его скульптуры талантливы во всех отношениях и свежи в представлении идей. Обучался в Академии изящных искусств в Нью-Йорке. Изначально хотел стать художником-сюрреалистом, но нашёл своё истинное призвание в скульптуре. «Я сделал торс по рисунку «Адама» Микеланджело… работа ремесленника. У меня появилась идея, и я начал вырезать, и Ева вышла из тела Адама… Это началось как чисто академическое упражнение, но превратилось в произведение искусства», – пишет о себе Куинн.
Секундное вдохновение художника несет за собой месяцы реализации проектов, которые должны воплотить первоначальный замысел. Куинн обычно представляет каждую работу в письменном виде, и поэтический текст в конечном итоге вступает в синтез со скульптурой как неотъемлемая часть произведения, а не просто как объяснение.
Работы Лоренцо Куинна имеют спрос мирового масштаба на протяжении последних трёх десятилетий. Среди его заказов – «Древо жизни», изготовленное для Организации Объединенных Наций и выпущенное организацией в качестве марки в 1993 году. В следующем году Ватикан нанял его для создания образа святого Антония для базилики Святого Антония в Падуе в ознаменование 800-летия со дня рождения святого; скульптура была благословлена папой на площади Святого Петра в Риме перед 35-тью тысячами зрителей.
Скульптура Куинна относится к жанру монументального искусства. Произведения монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и пейзажем, становятся важной пластической или смысловой доминантой ансамбля и местности. Образно-тематические элементы фасадов и интерьеров, памятники или пространственные композиции традиционно посвящаются или стилистическими своими особенностями отображают современные идейные веяния и социальные тенденции, воплощают философские концепции. Обычно произведения монументального искусства имеют своим предназначением увековечение выдающихся деятелей, значительных исторических событий, но тематика и стилистическая направленность их напрямую связаны и с общим социальным климатом и атмосферой, преобладающей в общественной жизни.
Характерными чертами монументальной скульптуры являются крупные масштабы, единство содержания, гармония с архитектурно-пространственным окружением. Целевой аудиторией является массовый зритель. Монументальная скульптура, которая может быть как однофигурной, так и многофигурной, исполняется в виде мемориальных комплексов, памятников и рельефов. Этот вид изобразительного искусства не является самым древним, но произведения монументальной скульптуры – наиболее распространённая его форма. Самые ранние из сохранившихся, и до сих пор одни из самых крупных скульптурных изображений созданы в Древнем Египте. Ярким примером может служить Мемфисский Сфинкс, входящий в комплекс Пирамид в Гизе. Монументальная скульптура непосредственно связана с архитектурной средой, отличается значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом.
Центральная фигура творчества нашего героя – это руки. Они не являются постаментом, напротив, руки исполняют у него главенствующую роль. Это не удивительно, ведь руки - это величайший инструмент, который позволяет человеку творить, создавать, но также и разрушать. Затрагивая эту тему, мы прикасаемся к обоюдоострым граням этого вопроса. Ведь главное не то, что руки являются исполнителями определённых действий разного качества, а то, кому они принадлежат. Важно и то, какая сила скрывается в них, что может быть ими достигнуто. Ещё в глубокой древности «следы» человеческих рук несли ту же смысловую нагрузку, что и следы животных: представляли самого человека, не только заменяли его изображение, но и служили его двойником.
Руки всегда с чем-то или с кем-то взаимодействуют. Они могут иллюстрировать двух или более людей, при этом они показывают нам привычный для них образ жизни. Это может быть простое прикосновение или же обыкновенный жест. В руках могут оказаться различные предметы, из которых особо выделяется сфера в виде нашей планеты. Это говорит о том, что Лоренцо Куинн озабочен вопросом отсутствия равновесия в нашем мире как в общественной сфере, так и в сфере живой и изменчивой природы. Художник призывает к поиску баланса и считает, что всё находится в наших руках. Он обращается к рукам, как к символу поддержки и опоры в нашей сложной жизни.
В творчестве Куинна есть несколько скульптур на военную тематику, которыми автор хочет сказать, что война – это очень плохая игра, в которой людские жизни никак не сравнимы с игрушечными солдатиками, которыми можно с большой лёгкостью разбрасываться, а орудия войны – самые опасные игрушки. «Мы так озабочены политикой и войнами, что нас не волнует единственный мир, в котором мы живём», – сетует скульптор.
Помимо этого, Лоренцо Куинн добивается диалога со зрителем в своём неоднозначном искусстве. Он считает, что каждый может увидеть своё отражение в его работах. В универсальных предметах нет никакой определённости. Руки – мужские, женские или детские лишены всяких барьеров, мешающих общему восприятию смысла работы. «Я хочу вести диалог с людьми, и, если у меня есть что сказать публично, я хочу, чтобы публика смогла меня понять. Это одна из причин, почему я не занимаюсь абстрактным искусством, потому что оно очень личное и открыто для множества разных интерпретаций», – пишет Куинн.
Считается, что любое творчество должно нести в себе положительную и поучительную реакцию. В своём искусстве человек может без слов описывать чувства, надежды, формулировать важные вопросы, указывать на чьи-то недостатки, ошибки, поднимать важные социальные и политические проблемы. Глубина идей не должна отражаться в сложных формах. Порою, чем сложнее назревший вопрос, тем проще он должен быть изложен. Самого высокого мастерства достигает тот художник, который легко передаёт всю суть заложенных размышлений в своё искусство. И не важно, с каким материалом работает художник, – это штрихи пастели на бумаге, отполированный ансамбль каменных фигур или же руки, тянущиеся друг к другу.
Творчество Лоренцо Куинна занимает именно такую позицию, и, конечно же, привносит в наш мир свою порцию добра, которая подогревает наши сердца и наполняет осознанием того, что не мы одни в этом мире желаем мира, гармонии и порядка.
Список литературы
Лоренцо Куинн – биография и творчество. URL: https://lorenzoquinn.com/ (дата обращения: 8.12.2022).
Монументальное искусство. Монументальная скульптура. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Монументальное_искусство#Монументальная_скульптура (дата обращения: 8.12.2022).
Значение символа «рука». URL: http://intelros.ru/readroom/teoriya-mody/t27-2013/18976-ty-derzhish-mir-v-prostertoy-dlani-simvolika-ruki.html (дата обращения: 8.12.2022).