СОЛЬНЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ МАХМУДА ЭСАМБАЕВА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОЛЬНЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ МАХМУДА ЭСАМБАЕВА

Кясова А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Статья посвящена выдающему чеченскому танцовщику – Махмуду Эсамбаеву, который стал основателем нового направления в современной отечественной хореографии – искусства сольного народного танца.

Что такое твой танец?

Это моя жизнь.

Махмуд Алисултанович Эсамбаев – выдающийся советский чеченский танцовщик, имя которого навсегда останется в истории хореографии. Сделав себе имя на академической сцене, он обратился к народному танцу и внёс поистине неоценимый вклад в отечественную хореографию, создав первую сольную танцевальную программу в Советском Союзе [6].

Танец – это эхо музыки; по словам Белинского, это ожившая скульптура, сошедшая с пьедестала [4]. Если попытаться заглянуть в глубину веков и даже тысячелетий, можно заметить, что танец появился в глубокой древности в разных частях мира одновременно. Первоначально у всех народов танец был связан с религиозными обрядами и верованиями, а затем стал первичной формой театрального действа.

Даже сегодня, если мы обратим внимание на народные танцы из разных уголков мира, то удивимся, насколько они осмысленны и логичны, насколько богаты эмоциональным содержанием, наполнены видением мира и места человека в нем, как ярко представляют идеал человеческих взаимоотношений.

Таков и танец Эсамбаева – в нём таится нечто великое и значительное – это сама жизнь, оживающая на сцене, со всеми ее сложностями, переплетениями, противоречиями... Можно смело утверждать, что с появлением на сцене Махмуда Эсамбаева в истории отечественной хореографии началась новая глава: сложилось такое явление, как сольный народный танец. Традиций исполнения сценического сольного народного танца ранее не существовало, и Махмуду выпала честь стать первопроходцем, а, возможно, и самым ярким и неповторимым танцовщиком, своего рода феноменом отечественной и мировой эстрады в данной области.

Раньше артистами отечественной эстрады были концертирующие солисты, певцы и музыканты-инструменталисты, исполняющие разнообразные программы, передающие стиль и характер той или иной эпохи, композитора или народа. Это было привычно и понятно. Танцовщику же необходимо было научиться молниеносно перевоплощаться из одного образа в другой, подчас совершенно непохожий на предыдущий, и заполнять «собой» всю программу концерта. Можно констатировать, что Махмуд Эсамбаев с этой ролью справился блистательно. Он создал полноценный концерт одного танцора, состоящий из ярких новелл, историй, картин, наполненных мыслью и действием. В области мужского танца ничего подобного не существовало.

Вот хронометраж и последовательность номеров одного из его концертов [4]:

Чеченский танец – 5 минут.

Смена костюма и грима к танцу «Автомат».

Танец «Автомат» 3 минуты.

Смена костюма и грима к индийскому танцу – 10 минут.

Индийский танец – 8 минут.

Смена костюма и грима к «Портняжке» 6 минут.

«Портняжка» 5 минут.

Антракт 15-20 минут (смена костюма и грима к испанскому танцу).

Испанский танец – 5 минут.

Смена костюма и грима к «Аве Мария» 5 минут.

«Аве Мария» 5 минут.

Смена костюма и грима к «Макумбе» 7 минут.

«Макумба» 6 минут.

Это настоящий сольный концерт, наполненный разнообразной, весьма насыщенной программой. В перерывах, во время переодевания и смены грима, внимание зрителей занимали музыканты, исполняющие лёгкую музыку (чтобы они успели отдохнуть перед тем, как их захлестнёт новая история в танце). Так складывалась цельная и композиционно-стройная программа концерта.

Будучи один на один со зрителями, танцор одновременно является и

исполнителем, и режиссером, и постановщиком. Он рассказывает о жизни своего персонажа и умещает свое повествование в количество времени, предусмотренное хронометражем. Этот колоссальный труд требует ювелирной точности в работе над танцевальным рисунком, чувства меры и особенного отношения к произведению танцевального искусства как к истории отдельно взятого человека и человечества в целом. Именно у народа и учился наполнять содержанием каждый свой танец Махмуд Эсамбаев. Сначала у своего родного чеченского народа – из гор и рек, старинных напевов, древних обычаев, сказаний и таинственных историй, а затем и у народов всего мира. Ведь танец несет в себе все лучшее, высокое и прекрасное, что есть в каждом народе. И тогда настоящей школой танцовщика становится жизнь во всех своих проявлениях.

Знакомство с танцем Махмуд начинал, по его словам, прежде всего не с виртуозных движений ног, как можно было бы изначально предположить, а с лиц танцоров [4]. Потому что именно так открывалась ему душа танца, определённый смысл. И уже только после понимания самого главного, а именно, духовной сути танца, он приступал к овладению виртуозной техникой исполнения.

Если говорить об исполнительском стиле Махмуда Эсамбаева, то это, прежде всего, абсолютное владение телом, точная идеальная техника, невероятная пластичность. Однако техника не является самоцелью, она полностью подчинена исполнительскому замыслу Эсамбаева как драматического актёра. В первую очередь, он стремился к таким танцам, которые несут в себе рассказ, имеют повествовательный сюжет. Он работал над созданием конкретного запоминающегося образа. Эсамбаев всегда хотел оставить определённое послание своим зрителям, заставить задуматься. У него были и своеобразные танцы-протесты против несправедливой действительности, определённых событий. Или танцы, несущие социальный смысл. Например, «Аве Мария» (Приложение 3) о слепом человеке, бывшем узнике фашистских концлагерей, который и на родине оказался никому не нужным и был вынужден просить милостыню у прохожих. Танец «Автомат», где мы видим образ танцора, демонстрирующего блистательное владение техникой и практически полное отсутствие эмоций, словно показывает, что в холодном эгоистичном мире чувства отдельно взятого человека, особенно деятеля искусств, никому не интересны. Негритянский танец (Приложение 4) Махмуда Эсамбаева – это новелла о судьбе темнокожего африканского населения, о работорговле и тяжкой работе на плантациях, о борьбе за права, об освобождении.

Прежде всего, хотелось бы подробнее остановиться на Танцах народов мира, особенно на некоторых из них, поскольку гений Махмуда Эсамбаева наиболее ярко проявился в этих номерах, которые впоследствии принесли ему мировую известность и признание.

Танцы народов мира – это танцы-новеллы, посвящённые культуре разных народов. Первые номера – индийский танец «Золотой бог» (Приложение 1), испанский «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». Во время гастролей по миру Махмуд Эсамбаев «дополнял» свою коллекцию новыми и новыми танцами, такими как бразильский ритуальный танец «Макумба» (Приложение 2), колумбийский «Бамбуко», венесуэльский «Хоропо», узбекский «Чабанёнок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин» и многие другие [2].

Открывал свои концерты великий танцовщик неизменно чеченским танцем (Приложение 5). Неудивительно, ведь это начало его пути, корни вдохновения, которые растут из родной земли, из его народа. Всё есть в этом танце – плавность и грация, мужество, уверенность в своих силах, любовь к малой родине. В этом танце он строг и спокоен, как вулкан, который хранит в себе невероятную силу. Индийский танец «Золотой бог» стал своего рода сенсацией на сцене Советского Союза, а затем он получил высокую оценку и от представителей искусства из Индии.

Индийские народные танцы подразделяются на несколько школ: Катакх, Катакх-хали, Манипури и Бхарат-Натьям. Последняя, которая считается самой сложной, – это своего рода легенды, где движения головы, рук и мимика лица рассказывают историю. «Золотой бог» как раз относится к этой школе. Элеонора Грикурова, лучший и единственный знаток индийских танцев в Советском Союзе, изучала хореографию в Индии много лет и не брала учеников. Однако Махмуд Эсамбаев сумел убедить её своей настырностью, и она научила его танцу, который открыл ей когда-то сам легендарный танцовщик Рам Гопал [4]. Этот танец был выучен Эсамбаевым за 20 дней, хотя индийские специалисты утверждали, что меньше, чем за 8 лет, это сделать было невозможно [7]. Кстати впервые в СССР Эсамбаев исполнил «Золотого Бога» в 1957 году в Москве в зале имени П. И. Чайковского.

Давайте взглянем на поэтичное описание танца, которое зачитывает ведущая: «Медленно восходит золотое солнце над пустынной и мёртвой землей. Ничего нет живого на её безмолвных равнинах. Золотой бог просит бога Неба послать на землю живительную влагу. Пошел дождь. Оживилась земля, зашелестели листьями деревья, запели птицы, зацвели сады. Но дождь не может идти вечно. Он прекратится, и все живое погибнет. Золотой бог просит бога Неба послать на землю реки. По благодатной земле Индии величаво потекли воды Ганга. Но не всегда спокоен Ганг. Поднимается буря, набегают огромные волны, река выходит из берегов, затопляет селенья, посевы, сады. И тогда неисчислимы бедствия народа. Но Ганг утихнет, вновь войдет в свое русло и снова потечет величаво, спокойно. Золотой бог уходит, чтобы дать отдохнуть уставшей земле. Голубой бог Ночи вступает в свои права. Он окутывает землю прекрасным голубым сиянием. А завтра снова придет Золотой бог, чтобы согреть землю своими лучами. И так будет вечно».

Все начинается с мрака на сцене. Размеренно звучит музыка, внезапная вспышка прожектора освещает фигуру танцовщика. Он сидит в глубоком плие, колени и руки разведены в сторону. Медленно-медленно он поднимается так, что вначале зритель не сразу замечает это движение. В оригинальном танце Рама Гопала подъём, возможно, длился бы ещё дольше, поскольку его танец занимал 45 минут. Тысячу лет назад жители Индии рассчитали скорость вставания танцора – так поднимается солнце на рассвете. Совершенно ясно, что этот танец – вершина мастерства, и доступен далеко не каждому танцовщику. После подъёма, как только бог совершает первый шаг, мы слышим звон колокольчиков. Выразительным движением головы, рук, тела одухотворяется всё неживое вокруг, наполняется поэзией весь мир…

Бразильский ритуальный танец «Макумба» – это рассказ о том, как жрец борется со злыми духами для спасения своего народа от бедствия. При этом он умирает сам, чтобы его люди жили счастливо. Этот танец Эсамбаев обычно ставил в конец программы, потому что он отнимал колоссальное количество сил - физических и душевных. Махмуду довелось увидеть оригинальный танец в Бразилии, и он произвел на него неизгладимое впечатление. Танцоры исполняют его в ярких костюмах, сшитых из шкур животных, с хвостами ягуаров, с перьями на головных уборах. Их лица разрисованы пятнами крови жертвенных животных. Они в исступлении пляшут танец, изображая и злого духа, и очищение от него. Весь танец пронизан народными представлениями о добре и зле, о силе человеческого духа, древними символами, жаждой очищения. Всего этого пытался достичь Махмуд Эсамбаев в своём собственном исполнении. Интересно, что в известном художественном фильме «Земля Санникова» (Приложение 6) он использовал фрагменты «Макумбы» в танце жреца.

В заключение хотелось бы вспомнить замечательные слова: «Все познаваемое музыкально, – писал великий педагог и музыкант Г. Нейгауз. – ... Чтобы развить свой талант, надо, фигурально выражаясь, широко раскрыть глаза и уши, вбирать в себя весь огромный мир – от чашечки цветка до космоса, чувствовать и слышать его звучание в себе и в тех гениальных творениях, которые надо пережить». Это в полной мере можно отнести к жизни и творчеству Махмуда Эсамбаева, слегка переиначив: «Всё познаваемое танцевально».

Список используемых источников

«В темноте мы все одинаковые». Памяти Махмуда Эсамбаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etokavkaz.ru/kultura/v-temnote-my-vse-odinakovye (Дата обращения: 19.11.2022).

Махмуд Эсамбаев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.culture.ru/persons/makhmud-esambaev(Дата обращения: 19.11.2022)

Махмуд Эсамбаев «Чародей танца» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://niyso-dag.ru/kultura/3572-mahmud-jesambaev-charodej-tanca.html (Дата обращения: 19.11.2022).

Пожидаев Г.А. Повесть о танце. – М.: «Молодая гвардия», 1972. –176 с.

Соловьев В.В. Махмуд Эсамбаев – великий мастер танца и светлый человек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3797&level1=main&level2=articles (Дата обращения: 19.11.2022).

Эсамбаев, Махмуд Алисултанович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дата обращения: 19.11.2022).

Эсамбаев Махмуд Алисултанович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chtoby-pomnili.net/page.php?id=3348 (Дата обращения: 19.11.2022).

Эсамбаев Махмуд Алисултан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mega-stars.ru/actors/esambaev.php (Дата обращения: 19.11.2022).

Приложения

Приложение 1

«Золотой бог»

Приложение 2

«Макумба»

Приложение 3

«Аве Мария»

Приложение 4

«Негритянский танец»

Приложение 5

«Чеченский танец»

Приложение 6

Кадр из фильма «Земля Санникова»

Просмотров работы: 125