ТВОРЧЕСТВО ВАЛЕРИЯ КОШЛЯКОВА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТВОРЧЕСТВО ВАЛЕРИЯ КОШЛЯКОВА

Лялина Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сообщение посвящено творчеству одного из известных представителей современного изобразительного искусства – художника Валерия Кошлякова.

Валерий Кошляков на данный момент является одним из самых востребованных российских художников нового поколения. Его работы хранятся в крупнейших музеях мира, в собраниях коллекционеров, с успехом выставляются на биеннале в Сан-Паоло, Венеции, Нью-Йорке.

В своих работах В. Кошляков создает фантастическую среду, в которой органично соединяются различные эпохи и стили (от античности до социального реализма). Для своих шедевров он обращается к традициям классических произведений искусства и известных архитектурных памятников. Валерий Кошляков работает в разных направлениях искусства: живопись, инсталляции, скульптура. В своих работах он использует обрамляющие рамы, которые становятся не просто декором, но и важнейшей деталью в композиции картины.

Кошляков работает в необычной технологии – живопись на многослойном бывшем в употреблении гофрокартоне. Оборванные куски, обнажающие структуру материала и зачастую скрывающие части изображения; краска, ложащаяся на выступающие ребра картона, – все это создает эффект трех измерений, выхода за пределы живописной поверхности. Сам художник сравнивает свои работы с «фресками, потерявшими со временем цвет или произведением ремонтников, которые пришли и что-то закрасили, а потом еще пришел кто-то и отмыл это». Мастер работает гуашью, разбавленной белилами и акрилом. А для основы использует гофрированный упаковочный картон. Сочетая эти материалы, он создает необычные эффекты размытости, туманной дымки, создаваемой случайными потеками.

Интересна сама структура выставок художника, которая создает иллюзию разрушенного города. Основа выставок Кошлякова это руины российских домов и античных городов в тёплых тонах, на фоне которых размещены предметы быта времён СССР. Так художник показывает связь настоящего с прошлым. Разрушенные города плавно переходят в огромные картины с живописными пейзажами, разглядеть которые можно только через руины. Полотна-видения античного времени дополнены вычурными современными элементами, например, рядом лежащим разломанным телевизором или вычурным дверным проемом.

Отличительные для Кошлякова разводы красочных слоев служат легким «занавесом», благодаря которому все созданное мастером напоминает сюжеты из снов. Картины-видения являются дополнением артефактов из реального бытия: разломанная старинная мебель, прикрученные к нарисованным дверям вычурные ручки, большие скульптуры.

Мои пространственные объекты – иконосы1 – начались с плоскости, потом доросли до объема и далее – до пространства. Они как наследники, освободившиеся от своих предков, от прошлой культуры. Это образы религиозных ценностей, пространственные иконические воспоминания, поиск пространства для существования, места сугубо персонального: монолог, забор, келья, личный храм. … Эти формы включают следы влияния русской самодельщины: шалашей, собачьей конуры, туалета, кабинок, скворечников, часовен, мусорок и т. д. Такая дилетантская архитектура создает агрессивную, реальную и свободную по своей форме среду. Из этого (то есть из иконописи и традиционного строительства) рождались кубизм и русский конструктивизм, самые передовые школы, экспериментирующие с формой [2].

Иконосы Кошлякова с формальной точки зрения действительно близки логике построения архитектурных форм на иконе с их внеордерной, неклассической и нефункциональной природой. В них также хорошо просматривается и архитектурная графика русских конструктивистов, а по безумию спонтанно разросшейся формы в пространстве они напоминают мерцбау Швиттерса, постепенно заполняющие интерьер.

По мнению художника, человек «рисующий», а тем более если он, прибегая к известной формуле Мандельштама, оглядывается на вечное, на «тоску по мировой культуре» – фигура почти трагическая, вытесненная на периферию. Такое положение дел, впрочем, характерно не только для русской культуры, а для всего современного искусства, изнывающего под диктатом победившего концептуализма.

Сегодня Валерий Кошляков – один из самых известных и востребованных русских художников в России и на Западе. Его произведения выставлялись в лучших музеях Европы и Америки – в парижском Лувре, Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке и Бильбао, Музее современного искусства Рима, Центре Помпиду, Кеннеди Арт центре в Вашингтоне. Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Московского музея современного искусства (Москва), Музее современного искусства (Авиньон, Франция) и других. Он создал монументальные живописные произведения для Русской Гостиной в Кеннеди Центре в Вашингтоне, США, стал участником трех Венецианских биеннале, постоянным участником международных аукционных торгов.

Выставка Domus Maxima была создана специально для анфилады исторической усадьбы Талызиных. Для этой экспозиции художник Валерий Кошляков в течение двух лет создал 60 живописных полотен – в качестве иллюстрации диалога между историей и современностью. В названии выставки термин DOMUS означает как «наш общий дом, наше бытие».

Художник своими работами задаёт нам вопрос: для чего человеку нужна архитектура, и в какой архитектуре ему хочется существовать. А нам предлагается пройти по восьми залам музейной анфилады, каждый из которых посвящен определённой теме, и ответить на этот вопрос. На полотнах – культурные символы Европы и порталы соборов и церквей как вечные источники вдохновения, архитектурные утопии и фантазии, интерьеры, русская архитектура, модернизм и современный постмодернизм.

Зал первый – Культурные символы Европы и порталы соборов и церквей как вечные источники вдохновения. Окна и виды больших городов, где сложившаяся за века городская ткань не нарушена современным строительством [см. приложение 1].

Зал второй. Дворцы и замки Франции. Образы уходящей европейской культуры - шато, парки, фонтаны. Фрагменты старинной мебели, найденной художником на улицах Парижа, как метафора архитектурных руин. Картина Фрагмент с морем по мотивам картины Эжена Делакруа выступает здесь как символ романтизма [см. приложение 2].

Зал третий Dom. Dom - название главного городского собора любого европейского города. Эта тема раскрывается в серии Порталы храмов, которые олицетворяют силу, мощь и обаяние христианского искусства. Поднимая проблему отказа от архитектурного декора и пышного убранства в храмовом зодчестве Европы, автор продолжает тему разрыва современного сознания с религией и классической культурой [см. приложение 3].

Приложение 1. Фрагмент города. Париж. Площадь согласия, 2005. Холст, масло

Реймсский собор, 2021. Холст, темпера, маркеры

Приложение 2. Инсталляция "Картинный зал шато", 2020-2021

Буря. Фрагмент по мотивам картины Делакруа, 2021. Холст, темпера, ассамбляж

П риложение 3. Портал № 2, 2021. Холст, темпера

Площадь Навона, 2020. Холст, темпера, коллаж, маркеры

Список литературы

Валерий Кошляков. URL: https://jartgallery.art/vkoshlyakov?ysclid=lbb34s22jv844482688(дата обращения: 8.12.2022).

Валерий Кошляков: “Элизии – это даже не об искусстве, а об утраченных ценностях”. URL: https://artandyou.ru/history/valeriy_koshlyakov_elizii_eto_dazhe_ne_ob_iskusstve_a_ob_utrachennyih_tsennostyah/?ysclid=lbb2toomeo829682874(дата обращения: 8.12.2022).

Любимец Рублёвки. URL: https://tanjand.livejournal.com/2201491.html?ysclid=lbb3c1a49u814336372(дата обращения: 8.12.2022).

Выставка «Валерий Кошляков. Domus Maxima» в Музее архитектуры. URL: https://galik-123.livejournal.com/838117.html?ysclid=lbb3g2cex1416026978(дата обращения: 8.12.2022).

Встреча куратора и художника. URL:https://www.rusimp.su/news/20?ysclid=lbb43jh1x965891099 (дата обращения: 8.12.2022).

В МУАРе открылась выставка Валерия Кошлякова. URL: https://www.elledecoration.ru/news/art/v-muare-otkrylas-vystavka-valeriya-koshlyakova/?ysclid=lbb43kiehw839129134(дата обращения: 8.12.2022).

MURAL PAINTING. URL: https://mural-painting.ru (датаобращения: 8.12.2022).

Художник Валерий Кошляков. URL: https://vladey.net/ru/artist/valeriy-koshlyakov(дата обращения: 8.12.2022).

Кошляков Валерий. URL: https://tretyakovgallerymagazine.ru/catalog/artists/902?ysclid=lbb492dy9k400120180(дата обращения: 8.12.2022).

1 Иконос – слово, которое придумал автор для обозначения архитектурной формы, близкой по логике построения архитектурным формам на иконе с их внеордерной, неклассической и нефункциональной природой.

Просмотров работы: 102