В современном обществе педагоги общаются с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуются электронным журналом, ищут дополнительные материалы в интернете. С уверенностью можно сказать, что интернет, особенно во время карантина, стал важным участником образовательного процесса.
Модернизация российского образования и мировая тенденция непрерывности образования приводят к трансформации профессиональных компетенций педагога. Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования акцентирует внимание на процессе профессионального роста педагога как индивидуальной траектории развития, которую необходимо сопровождать [1].
Обратимся к сущности процесса сопровождения. В толковом словаре В.И. Даля сопровождать означает «сопутствовать, идти вместе с кем, следовать» [3]. Е.И. Казакова сопровождением называет метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [4]. Е.И. Винтер определяет педагогическое сопровождение как систему мер, оказывающих продуктивное влияние на развертывание педагогического процесса и достижение поставленных целей [6]. В.Ю. Кричевский, Л.Г. Тарита трактуют сопровождение как педагогический метод «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности» [8]. А.П. Тряпицына считает, что успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна. По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение – это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия. [2]
Ситуация современного педагога содержит в себе увеличение нервно-психологического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Возникает проблема профессиональной дезадаптации, как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога многозадачности и наличием внутренних энергоресурсов. Эти противоречия вызывают достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. Это может проявляться как эмоциональная сухость, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, другими словами, эмоциональное «выгорание» [5].
Психическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье и учащихся. Высокий уровень психического здоровья педагога представляет собой состояние благополучия, в котором педагог реализует свои способности, может противостоять жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в образовательный процесс.
Эмоциональное «выгорание» может привести к игнорированию индивидуальных особенностей учащихся и оказывать достаточно сильное влияние на характер эмоциональной стороны профессионального педагогического общения. Сегодня можно довольно четко проследить факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний: тревожность, уныние, подавленность, апатию, разочарование, хроническую усталость.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию; четко распределит обязанности, продумав должностные инструкции, организовать здоровые взаимоотношения сотрудников. Кроме того, обеспечить справочными материалами и пособиями, укомплектовать библиотеки изданиями периодической печати.
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов.
Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье.
Необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека.
Известный петербургский психотерапевт А.В.Гнездилов, обсуждая вопрос о профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций» [7].
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания:
Первое - развитие креативности у педагогов.
Второе - нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию.
Третье - снятие у сотрудников стрессовых состояний.
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Система образования строится с учетом личностных и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса. Сопровождение педагогов является условием их личностного и профессионального роста [1].
Только совместная работа администрации, мотивированность педагогов и их стремление к саморазвитию будет способствовать комплексному решению проблем социальной адаптации. Также, хотелось отметить, что педагогам необходимо проявлять внимание к самим себе, чтобы жизнь во всех её проявлениях (работа, семья, друзья, отдых) приносила радость и силы, чтобы «жить, гореть и не угасать».
Список литературы:
1. Ковылина А.А. Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации / А.А. Ковылина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019 — № 2 (240). — с. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55421/ (дата обращения: 03.01.2023).
2. Тряпицына А.П. под ред «Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения» Издательство: Питер -2017- 304 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка — Режим доступа: http://slovardalya.ru/description/soprovozhdat/38555. — (дата обращения: 25.12.2022).
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. [Текст] — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528с.
5. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Динамика, тренинги, упражнения», автор-составитель О.И. Бабич. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2012.
6. Короткова Е.Г. Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению. Вестник Южно-Уральского государственного университета [Текст]// Серия: Образование. Педагогические науки — 2012 — № 41 (300) — С. 29–35.
7. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.
8. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / Под ред. М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко. [Текст] — Великий Новгород: НовГУ Им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. — 316 с.