ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ И НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ И НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ботунова А.С. 1, Осипова О.Ю. 1, Бибикова Н.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени И. Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья закладывает основу необходимых человеческих качеств: любви к друзьям, доброты, нежности, сострадания, обязательности, понимания, оптимизма, решительности и других не менее важных человеческих добродетелей. Школа является учреждением, которое не может ограничивать свою функцию только передачей знаний, навыков и умений, которые реализуются в процессе обучения (образовательная составляющая). Наоборот, школа должна усиливать воспитательную составляющую. Современное общество развивается слишком быстро, поэтому некоторые семьи просто не справляются и теряются в водовороте социально–экономических и геополитических процессов.

Одной из самой социально сложной проблемой в зарубежных странах и в России является семейное неблагополучие. Семья как социальный институт - очень тонкий и специфичный объект социального взаимодействия. Система семейных взаимоотношений имеет сложную структуру и зависит от большого количества не только внешних, но и внутренних факторов. Наиболее остро встает вопрос о неблагополучных семьях, которые нуждаются в помощи со стороны социальных работников.

Влияние на семью не является прогнозируемым, поскольку семья – закрытая социальная структура. Как следствие – необходимость детального изучения и понимания функционирования семьи как организма [6,с.127].

Неблагополучная семья – это семья, в которой постоянно и регулярно происходят конфликты, плохое поведение и часто пренебрежение детьми или жестокое обращение со стороны отдельных родителей, побуждающие других членов приспосабливаться к таким действиям. Дети иногда растут в таких семьях с пониманием того, что такая ситуация нормальна. Дисфункциональные семьи в первую очередь являются результатом обоих родителей, один из которых, как правило, открыто оскорбляет, а другой созависим, и могут также страдать от злоупотребления психоактивными веществами или других форм зависимости, а иногда и от невылеченного психического заболевания [3, с.44].

Проблемы неблагополучных семей раскрываются в научных трудах: И. Г. Сухогузова, В.М. Целуйко, Б.Н. Алмазова и других.

Существуют различные причины неблагополучных семей:

- падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей. - сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;

- нерешенная жилищная проблема;

- дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;

- резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;

- усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде. 104 Целуйко В.М. выделяет три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: - макросоциального характера, то есть те кризисные явления в социально - экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;

- психолого - педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;

- биологического характер — эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, здесь не рассматривается вследствие их особой специфики [6,с.132].

Рассмотрим, четыре типа неблагополучных семей:

Конфликтная семья – это семья с преобладанием конфронтационного стиля отношений, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты.

Аморальная семья, характеризуемая забвением всяких моральных и этических норм. Педагогически несостоятельная семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры.

В асоциальной семье дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Рис. 1. Типы семейного неблагополучия

По данным Росстата за 2020–2022 гг., количество неполных семей в России выросло на 30 %. В 2022 году выявлено почти 654,5 тысячи детей-сирот, из них почти 84 тысячи — это дети при живых родителях. «Такого никогда не было в нашей стране, ни после войны, ни после гражданской революции». По статистике, более половины родителей, не проживающих с детьми, периодически отклоняются от уплаты алиментов, а каждый третий - не платит их.

В России на федеральном и региональном уровнях накоплен большой опыт по проблеме семейного неблагополучия и по социальной работе с неблагополучными семьями.

В Федеральном законе от 24.06.1999 г. «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ акцент ставится на «семье, находящийся в социально опасном положении». В данном правовом документе в качестве источника социально опасного положения семьи рассматриваются не только состояние субъектов - родителей, но и состояние объектов - детей.

Под неблагополучными семьями понимаются семьи, имеющие детей, находящиеся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, а также отрицательно влияют на их поведение, либо жестко обращаются с ними [3, с.11].

Можно выделить некоторые черты являются общими для большинства неблагополучных семей:

– Отсутствие сочувствия, понимания и чувствительности по отношению к определенным членам семьи при выражении крайней эмпатии или умиротворения по отношению к одному или нескольким членам, которые имеют реальные или предполагаемые «особые потребности». Другими словами, один член семьи постоянно получает гораздо больше, чем он заслуживает, а другой находится в маргинальном положении.

– Отрицание (отказ признать оскорбительное поведение, возможно, считая ситуацию нормальной или даже полезной; также известное как «слон в комнате»).

– Неадекватные или отсутствующие границы для себя (например, терпимость к ненадлежащему обращению со стороны других, неспособность выразить приемлемое и неприемлемое обращение, терпимость к физическому, эмоциональному или сексуальному насилию).

– Неуважение к границам других (например, физический контакт, который не нравится другому человеку; нарушение важных обещаний без уважительной причины; намеренное нарушение границы, выраженной другим человеком).

– Крайности в конфликте (либо слишком много драк, либо недостаточно мирных споров между членами семьи).

– Неравное или несправедливое обращение с одним или несколькими членами семьи из-за их порядка рождения, пола, возраста, роли в семье (мать, бабушки, отец и т.д.), способностей, расы, касты и т.д. (может включать частое умиротворение одного члена за счет других, или неравномерное / непоследовательное применение правил) [2].

Социальный педагог в работе с неблагополучными семьями в своей деятельности использует технологии: диагностические и профилактические.

Технологии диагностики предусматривают использование таких методов как наблюдение, беседа и равноправный диалог или интервью, устный опрос, анкеты, тесты, экспрессивные методики и анализ документации.

Технологии профилактики предусматривают педагогическое просвещение родителей, индивидуальные и групповые беседы с младшими школьниками, консультирование.

Реализация социальным педагогом в работе с неблагополучными семьями технологий диагностики и профилактики предполагает использование таких форм и методов работы, как:

- вовлечение младших школьников в кружки и секции дополнительного образования;

- контроль за проведением досуга и свободного времени младших школьников;

- оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье и младшему школьнику;

- вовлечение членов семьи в школьные мероприятия;

- посещение на дому, с целью выяснения условий проживания младших школьников;

- проверка документации (дневники, тетради), посещение уроков, контроль за процессом обучения и другое.

В Большенагаткинской средней школе им. Героя Советского Союза В.А.Любавина реализована социальная программа «Помощь в социализации неблагополучной семьи, имеющих родителей с алкогольной зависимостью».

Целью социальной программы являлась помощь в социализации обозначенных семей, а задачами - установление отношения партнерства и сотрудничества с такой семьей, а также содействие индивидуальному и социальному развитию родителей. Деятельность специалиста по социальной работе с неблагополучными семьями состоит в том, чтобы помочь справиться с жизненными трудностями внутри семьи, наладить внутрисемейные отношениям между родителями и детьми, проводить профилактические 103 мероприятия с членами семьи, используя технологии и методы социальной работы с неблагополучными семьями [8, с.127].

Реализация социальной программы основывалась на теоретических обоснованиях и поиске наиболее эффективных технологий при социальной работе с неблагополучными семьями. Рассмотрим основные понятия «семья» и «неблагополучная семья». Общеизвестен факт, что семья является основным институтом социализации, через который усваиваются основные социальные знания, приобретаются нравственные умения и навыки, воспринимаются ценности и идеалы, необходимые всем нам для жизни в обществе, именно поэтому данный аспект следует рассмотреть подробно.

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Основой ее является составление индивидуальной программы социального сопровождения семьи. При этом модель работы в основном ориентирована на формальные показатели, и из нее зачастую «выпадает» несовершеннолетний, обычно страдающий при неблагоприятных внутрисемейных отношениях [9, с.243].

В профессиональной деятельности специалиста по социальной работе большое значение имеет непосредственное воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит социальному консультированию. Специфика консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. Социальное консультирование представляет собой сложный многоплановый процесс, заключающийся в проведении с получателем социальных услуг консультативной беседы, включающей в себя налаживание контакта с клиентом, сбор информации о причине его обращения и социальном положении, поиск путей решения насущной проблемы и анализ результатов [2, с.111].

Социальное консультирование – это технология оказания социальной помощи путём преимущественно психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм поведения и общения. Социальное консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов социальной работы с неблагополучными семьями, таких как наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, консультационный инструктаж.

Технология проведения очного социального консультирования включала в себя определенные этапы. Первоначально, специалист по социальной работе занимался установлением контакта с семьей и членами семьи алкоголика. Представляясь клиенту, консультант разъяснял свои профессиональные возможности. Происходил процесс сбора информации о данной семье и решался вопрос о том, что является ее проблемой.

В ходе беседы специалист по социальной работе выдвигал несколько гипотез о причине возникновения проблемы и обсуждал ее, задавая вопросы. Далее специалист излагал одну проверенную фактами гипотезу и объяснял возможности клиентов в решении проблемы.

На втором этапе работы вместе с неблагополучными семьями обсуждалось то, какими клиенты хотят стать, что изменится в их жизни. На этом этапе важно было, чтобы у клиентов возникли переживания, связанные с осознанием собственных возможностей. Специалист проводил беседу так, чтобы переживаемые членами семьи алкоголика в ходе диалога изменения, привели и к изменениям в их поведении. Затем с клиентами обсуждались различные варианты решения их проблемы, создавались условия для выбора ими альтернатив. На третьем этапе социального консультирования специалист по социальной работе обобщал результаты взаимодействия. На этом этапе работы учитывались индивидуальные особенности членов семьи.

Консультации заканчивались своеобразным домашним заданием по закреплению установок на изменение поведения клиентов. На этом этапе консультирования социальный работник совместного с психологом наркологического диспансера подключал и метод мини - тренинга. Его применение позволяло сформировать у членов семьи алкоголиков необходимые им навыки изменения поведенческих реакций поведения путем кратковременных тренировок. По окончанию социального консультирования с участниками была проведена диагностика (анкетирование).

Участникам предлагалось ответить на вопросы и оценить эффективность проведенной с ними работы.

Проанализируем полученные результаты. Наибольшие трудности в процессе социального консультирования возникли у мужчин (25 %). В целом социальное консультирование имело положительный эффект при работе с неблагополучными семьями (рисунок 2). Наибольший эффект от социального консультирования заметили мамы (64 %) и дочери (77 %).

Полученные данные свидетельствуют о том, что участники социального консультирования применили полученные знания при решении своих семейных проблем.

Рис. 2. Оценка эффективности консультативной работы

Таким образом, можно сделать вывод, что социальное консультирование как технология социальной работы располагает большими возможностями благоприятного воздействия на неблагополучные семьи, которые испытывают трудности в семейных отношениях и нуждаются в квалифицированной социальной поддержке. Социально - реабилитационный центр «Причал надежды» успешно осуществляет социальную работу при работе с неблагополучными семьями.

Технология работы со случаем семейного неблагополучия предусматривает соблюдение следующих этапов:

1) сбор информации по случаю: изучение ситуации и определение существующих проблем, которые предполагают риск опасности для ребёнка;

2) вовлечение семьи в плодотворное сотрудничество: установление контакта с семьей и совместная оценка проблем, ставших причиной данного случая, и разработка плана работы.

3) оценивание природы данной проблемы: причины возникновения проблемы и оценка возможностей и ресурсов данной семьи для ее решения.

Второй и третий этапы предполагают:

- сбор фактов, свидетельствующих о социально опасном положении ребенка в семье;

- анализ этих фактов с точки зрения релевантности;

- формирование на основе фактов рабочих гипотез;

- сбор дополнительной информации и проверка гипотез;

- формирование списка основных причин неблагополучия ребенка в семье

4) формулирование цели и задачи: определение и описание желаемых результатов вмешательства, которые должны основываться на оценке ситуации (изменения в семье, которые должны произойти в результате вмешательства).

5) определение действий по вмешательству, которые необходимы для достижения поставленных целей и решения задач: распределение ответственности между поставщиками социальных услуг и членами семьи.

6) осуществление плана реабилитации семьи различными поставщиками социальных услуг;

7) анализ эффективности вмешательства в семью предполагает определение, были ли действия успешными для достижения желаемого результата;

8) мониторинг дальнейшей ситуации в семье; 9) закрытие случая.

В процессе осуществления технологии необходимо использование психодиагностических методик, направленных на изучение ситуации в семье и положение ребёнка в семье: рисуночные методики на выявление роли ребёнка в семье и распознавание типов воспитания; шкалы на привязанность ребёнка к членам своей семьи и на степень отверженности ребёнка в семье, шкала самооценки ребёнка; опросники для родителей «Типы воспитания детей» и «Анализ семейных взаимоотношений», методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина; проективная методика Р. Жиля для исследования внутрисемейных отношений; шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина и др.

Составление графических и схематических изображений – экокарты (рис.3) и генограммы семьи также необходимо для установления характера семейных отношений и социальных контактов семьи.

Межведомственное взаимодействие обеспечивает привлечение всех ресурсов сообщества, конкретных органов, учреждений, организаций и ведомств, необходимых для сбора достоверной и полной информации. На всех этапах сопровождения семьи закреплённый кейс-менеджер является проводником и координатором работы учреждений и организаций, участвующих в решении судьбы конкретной семьи и ребёнка [1;3].

Примерно через полгода работы делается повторная оценка семьи, после которой сравниваются два профиля, по которым можно увидеть, что изменилось.

Рисунок 3 – Экокарта семьи

Многие стереотипы поведения и закономерности взаимодействия воспроизводятся в поколениях. Узнать историю семьи и правильно ее записать можно с помощью генограммы – схематического изображения структуры семьи, выполненного с использованием специальных символов. Генограмма создает представление о семье, ее окружении, членах и родственных связях. Генограмма должна включать схему всех членов семьи, всех родственников, их даты рождения и смерти, а также важные события в жизни семьи (даты вступления в брак, даты развода, смены местожительства, заболевания, смерти – всё то, что резко меняет жизнь семьи). Как правило, на генограмме изображают родственников до трёх поколений. Расширенная генограмма (например, включение прабабушки, прадедушки) допустима, если этот человек играет значимую роль в жизни ребенка. Информацию о семье можно выяснить в учреждении и у самой семьи [3].

Основным инструментом оценки ребёнка и семьи является Акт обследования условий жизни ребенка, который помогает специалистам установить наличие угрозы жизни и здоровью ребенка и спланировать меры обеспечения безопасности ребёнка.

В Акте отражается следующая информация: 1. Дата и время проведения обследования 2. Сведения о специалистах, проводящих обследование. 3. Сведения о ребёнке. 4. Сведения о родителях. 5. Сведения о других родственниках. 6.Сведения о жилищно-бытовых условиях. Ситуация в семье. 8. Мотивация родителей к изменению. 9. Меры обеспечения безопасности ребенка.

В Акте также заполняется раздел, включающий перечень факторов, угрожающих жизни и здоровью ребёнка: применение родителем различных видов насилия по отношению к ребёнку. Анализ имеющейся информации дает возможность сделать вывод о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка и принять решение об изъятии ребенка из семьи. Если такой угрозы нет, то на основе имеющейся информации составляется технология работы по преодолению основной проблемы и План по обеспечению безопасности детей. Акт ориентирован на конкретного ребенка и должен заполняться на каждого ребенка в семье. Если требуется План безопасности для ребенка, то между специалистами должны быть обсуждены те действия, которые должны быть в него включены, чтобы защитить ребенка.

Таким образом, технология работы со случаем семейного неблагополучия позволяет изучить историю семьи, понять истоки её проблем, использовать внутренний потенциал семьи, активизировать каждого члена семьи с опорой на собственные ресурсы осуществлять поиск путей выхода из социально опасного положения и обеспечить безопасность ребёнка.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Болдина, М. А. Применение технологии социального консультирования малообеспеченных семей в рамках социального проекта / М. А. Болдина, Д. В. Грушина, Е. В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — № 189. — С. 107–114.

3. Горбачева Е.Н., Смагина М.В. Социально–педагогическая работа в школе по профилактике девиантного поведения младших школьников // Материалы Всероссийской научно–практической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России «Защита детства: проблемы, поиски, решения». – 2018. – С. 518–521

4. Михайлова Л. С. Работа с трудными подростками / Л. С. Михайлова. // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 40–41.

5. Рожкова, Е. С. О семейном неблагополучии как социальном явлении / Е. С. Рожкова // Молодой ученый. — 2020. — № 49

6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко - М.: ВЛАДОС, 2011. - 271 с.

7. Работа социального педагога с неблагополучными семьями / А. М. Магомедовна, Р. И. Мугутдинова, В. К. Агарагимова, // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72–1. — С. 24–26.

8. Николаева, Л. А. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями / Л. А. Николаева, Т. А. Черникова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 6–5(108). — С. 127–129.

9. Черникова, Т. А. Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях / Т. А. Черникова, Л. Д. Шайдукова // Мир экономики и управления. — 2018. — № 4. — С. 241–253.

Просмотров работы: 999