Проблема сценического волнения на протяжении многих лет является одной из наиболее актуальных и важных как для профессиональных музыкантов, так и для любителей. Для юных исполнителей это особенно важно. Существует множество примеров, когда от неумения справляться со страхом перед сценой, дети отказываются выступать, неудачно сдают экзамены (при хорошей подготовке) или вовсе заканчивают свое обучение.
Следовательно, решение данной проблемы необходимо искать еще на раннем этапе обучения в музыкальной школе. Для понимания, как и зачем нужно прорабатывать свое психическое состояние на выступлениях, необходимо разобраться, что собой представляет сценическое волнение и как оно может проявляться.
Сценическое волнение - естественная реакция на сам факт выступления музыканта-исполнителя перед слушательской аудиторией.
Степень волнения напрямую зависит от нервной организации исполнителя. Закономерно, что проявление волнения и способы его снижения всегда будут сугубо индивидуальны по отношению к каждой личности.
Сам факт волнения может начать проявляться в разных временных точках:
-за несколько дней (недель) до момента выхода на сцену;
-в день выступления;
-за несколько часов до исполнения;
-в момент исполнения
Музыкант должен самостоятельно проконтролировать момент появления некоего страха, связанного с выходом на сцену для подготовки своего эмоционального состояния в будущем.
Можно выделить некоторые факторы, влияющие на волнение:
-степень подготовленности к выступлению;
-ожидание похвалы или отрицательной реакции со стороны педагога и родителей;
-необходимость получения оценки (отметки);
-соперничество и конкуренция между учащимися;
Для детей более старшего возраста сюда можно отнести осознание ответственности и обилия выполнения исполнительских задач.
Отдельную нишу составляет конкурсная деятельность, где все факторы могут проявляться в более ярко выраженном виде. То есть на мероприятиях подобного рода подготовка к выступлению должна быть более тщательной и осуществляться, по возможности, с самого начала изучения данного музыкального произведения.
Если у учащегося присутствует страх забыть текст, о решении данной проблемы нужно позаботиться как можно раньше до момента выхода на сцену. В классе во время работы над произведением с ребенком необходимо выделить места, которые станут для него «спасительным кругом», то есть тем фрагментом, откуда можно продолжить произведение. Выбирать эти эпизоды стоит грамотно (начало пассажа, раздела, появление новой фактуры).
Ученики старшего возраста могут самостоятельно заниматься «без нот». О пользе «мысленного пропевания» музыкального произведения говорили многие известные педагоги и исполнители.
Еще одним важным условием на пути к контролю волнения является «обыгрывание». Репетиция исполнения программы выступления должна производиться дома, на уроке и, при возможности, на сцене. Произведение должно быть сыграно от начала до конца без остановок и замечаний педагога в момент исполнения. Необходимо создать ситуацию, максимально приближенную к экзамену или концерту.
Следует обратить внимание учащихся на важность распорядка дня в день выступления. Необходимо выспаться, сильно не перегружать себя умственно и физически. Рекомендуется проанализировать, стоит ли данному ребенку заниматься в день концерта, экзамена или достаточно немного «разыграться». Если же и работать над произведением в день выступления, то делать это стоит преимущественно в медленном темпе, без особой эмоциональной отзывчивости.
Г.Г. Нейгауз пишет: «Очень важно беречь свои эмоциональные силы в день концерта, не говоря уже о пользе тщательного, точного и внимательного проигрывания (одними пальцами при помощи рассудка, «холодного» ума») [2, 230].
Незадолго до выхода на сцену преподаватель должен обеспечить учащемуся атмосферу спокойствия, быть дружелюбно настроенным. Следует напомнить юному артисту о задачах, которые стоят перед ним в музыкальном произведении, но не перегружать ребенка информацией. Можно попросить ученика рассказать о произведении с позиции его программности (какой сюжет, посыл, чувства вложены учеником).
Возможно, с некоторыми учащимися, лучше вести беседу, не связанную напрямую со сценической деятельностью.
Для снятия напряжения можно применить метод «напряжение-расслабление». Все тело осознанно напрягается от ног до головы, это состояние фиксируется на несколько секунд, после чего следует сброс напряжения. Данная методика поможет снять мышечное напряжение.
Непосредственно в момент исполнения ученик должен думать о различного рода задачах. Мысли «я не помню, что дальше играть», «сейчас могу забыть текст», «интересно, что подумают зрители» лишь усугубят и без того волнительный момент. Но если голова будет занята представлениями по типу «сейчас будет пассаж, я должен начать его тише», «это место я повторяю, и второй раз нужно сыграть ярче, эмоциональнее», то времени на страхи не останется. Все эти моменты также необходимо обговаривать заранее на уроках.
Таким образом, подготовка детей к выступлению является сложной, многодневной работой. Успех этой деятельности зависит от совместной работы учащегося, преподавателя и родителей. Задача ученика состоит в выполнении указаний педагога, в своевременном, выучивании нотного текста наизусть. Со стороны педагога необходимо правильно сформулировать все исполнительские трудности, которые предстоит преодолеть ребенку при подготовке к концерту, экзамену и направить на пути их решения. Ни в коем случае не апеллировать угрозами плохой оценки и др. Задачей родителя является в меру строгий контроль текущей успеваемости учащегося, степени подготовленности к выступлению и наблюдение за выстраиванием взаимоотношений между преподавателем и учеником. В таком случае гарантия успешного выступления становится значительно выше.
Список литературы
Ашихина А.А. Сценическое волнение и способы его преодоления. URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/09/17/stsenicheskoe-volnenie-i-sposoby-ego-preodoleniya (дата обращения 23.11.22).
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога: Учебное пособие. 5-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. 256 с.