КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НА СЦЕНЕ У ПИАНИСТА ЗВУЧАЛА МУЗЫКА, А НЕ «ГОЛЫЙ ТЕКСТ» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НА СЦЕНЕ У ПИАНИСТА ЗВУЧАЛА МУЗЫКА, А НЕ «ГОЛЫЙ ТЕКСТ»

Корман Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, что публичное выступление для музыканта - это кропотливый труд и итог продолжительной работы, как ученика, так и педагога. Безусловно, выход на сцену следует отнести к ответственному моменту, который несёт в себе дальнейший профессиональный рост и повышение исполнительского мастерства.

К сожалению, часто можно столкнуться с проблемой, что даже очень хорошо выученная программа за несколько дней до выхода на сцену начинает получаться и звучать хуже, а то и вовсе теряет свою содержательность. Бывает, когда на самом выступлении звучит не прекрасная музыка, а «голый музыкальный текст». Почему же происходят такие срывы и куда исчезает музыкальная мысль в исполнении пианиста? Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо обратить своё внимание на занятия и психологическое состояние музыканта перед выступлением. Такая проблема может возникнуть у каждого, поэтому стоит попробовать обозначить какие-то общие причины. Если такие срывы происходят за несколько дней до выхода на сцену, то к одной из главных совершаемых ошибок можно отнести работу «без головы», то есть неправильные, некорректные занятия. Это может быть и отсутствие чуткого слухового контроля, и старание наиграть как можно больше часов, думая, что изнуряя себя можно добиться больших результатов. Иногда мы говорим себе, что пока не исполним без ошибок определённый участок раз десять подряд, то не перейдём к следующему, но где достоверность того, что в следующий раз это будет так же хорошо? Такое многократное проигрывание часто не приносит должного результата, так как человеческий мозг имеет свойство быстро уставать и терять контроль над музыкой. В такие моменты стоит остановиться и вспомнить о том, что лучше брать не количеством, а качеством работы. Должна работать не механическая память, а долговременная. Если это какие-то сложные места в техническом плане, то стоит проучить их вдумчиво и медленно, осознанно подойти к проблеме.

Встречаются музыканты, которые наоборот перестают усиленно заниматься и репетировать перед выступлением, думая, что если уже все выучено, то так и будет на сцене. К сожалению, это происходит не всегда и следует найти золотую середину в занятиях. Необходимо помнить и о том, что нельзя заниматься только над отдельными эпизодами произведения. Нужно постоянно собирать их в единое целое, то есть в конце занятий стараться проигрывать произведение с начала до конца, в идеале три раза. Иначе оно будет распадаться на части, которые останутся «голым текстом», не несущим идею и музыкальную мысль.

Сама музыкальная мысль - понятие очень многогранное и обширное. Возможно, чтобы лучше суметь отобразить её в исполняемом произведении и суметь донести до слушателя во время выступления, следует с самого начала разбора попытаться углубиться и разгадать то, что нам хотел донести композитор. Такой подход заложит хороший фундамент для того, чтобы в конечном итоге на сцене звучали не просто ноты и несвязные звуки, а идея. Кому-то будет достаточно послушать великих исполнителей, и он сам сможет воссоздать у себя в голове яркий образ и то, что он захочет передать, а кому-то помогут более конкретные действия. Например, можно сформулировать эту самую мысль лично себе словами, даже проговорить их вслух. Иногда может помочь, на первый взгляд, незамысловатый вопрос «про какое время года я играю?». С ним рождаются не только какие-то ассоциации, но даже и физические ощущения. Воображение рисует различные образы, и исполнение становится живее и ярче. Можно выделять идею также кратким тезисом. Тогда даже при сильном волнении или в самые ответственные моменты будет всплывать ассоциация, помогающая сосредоточиться на главном.

Но в чем же причина, когда музыкант и занимается правильно и вдумывается в содержание музыкального произведения, а на сцене все равно звучит «голый текст»? Главной причиной, и чаще всего основополагающей, является сценическое волнение. Этой проблеме посвящены многие работы знаменитых психологов и музыкантов-педагогов. В их числе А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, И. Гофман, С.Е. Фейенберг и др.

Особенности сценического волнения зависят от психологии исполнителя, типа его нервной системы, силы воли, а также умения настроить себя на успех. Безусловно, волнение присуще всем людям, но одни справляются с ним легче, а другие терпят провалы и неудачи. Часто именно боязнь сцены так сильно затуманивает исполнительский разум, что снова возникает проблема «голого текста».

Все, что накануне было выучено и проработано, стирается сильной паникой и потерей контроля. Чтобы такого не случалось, необходимо найти к себе индивидуальный подход, научиться максимально управлять своими эмоциями перед выходом на сцену. Самое важное - это высокая концентрация и хороший, положительный настрой. Именно поэтому кто-то перед сценой молчит и сосредотачивается, не ведёт ни с кем даже короткого диалога, кому-то необходимо играть до самого выхода на сцену, кто-то просматривает произведение по нотам и прорабатывает внутренним слухом, кому-то вечером, накануне выступления, необходимо суметь сыграть его в темноте, а кому-то, закрыв глаза, представить от начала до конца. Можно попробовать разные варианты и тогда обязательно найдётся самый подходящий. Из-за сценического волнения часто рождается боязнь забыть текст на сцене. И как следствие, данная проблема снова возвращает к неинтересному исполнению.

Ни для кого не секрет, что чем лучше и качественнее выучено произведение, тем больше возрастает шанс исполнить его профессионально и качественно.Чтобы исполненная программа была действительно интересной для слушателя, необходимо формирование верного психологического состояния творческого подъёма. Сюда можно отнести и приобщение к прекрасному, участие в исполнительском процессе, потребность в творческом общении и взаимодействии с публикой, а также желание самовыражения и стремления донести до других своё видение мира с помощью творчества. Именно увлечение исполнительским процессом позволяет музыканту направить своё волнение в нужное русло и максимально не обращать на него внимание. Не зря выдающийся пианист С.Т. Рихтер говорил, что стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям; в эти минуты забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя.

В заключении хотелось бы сказать, что для решения проблемы сценического волнения, порождающей исполнение «голого текста» с отсутствием музыкальной мысли и содержательности, необходимо найти для себя плюсы выступления. Понять, что учить только для исполнения в классе - это скучное занятие, которое не развивает личность как музыканта. Помимо этого следует стараться раскрепощаться и заставлять себя чаще выходить на сцену - ведь все умения приходят с опытом. Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на сцену, тем реже он страдает от волнения и достигает успешных результатов.

Список литературы

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: «Музыка», 1974.

Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 1963.

 Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. М.: «Музыка», 1978.

Просмотров работы: 34