ЭФФЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИСТРОЙКИ В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКАНТА ПРОФЕССИОНАЛА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЭФФЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИСТРОЙКИ В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКАНТА ПРОФЕССИОНАЛА

Марусев Е.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пристройка – это способ создания невербального контакта с человеком, который помогает установить коммуникативные позиции собеседников. Психологическая пристройка помогает сблизиться с человеком, найти к нему определённый подход и лучше узнать своего собеседника. По П. М. Ершову (из книги «Технология актёрского искусства»). Пристраиваться к другому человеку или группе людей можно тремя способами: «сверху», «снизу» и «на равных».

1. Пристройка сверху – это проявление некого доминирования и превосходства. Такой тип встречается в отношениях между учителем и учеником (со стороны учителя), или же начальника и подчинённого. Может проявляться в советах, замечаниях, порицаниях, покровительственных интонациях, взгляде сверху вниз и прочих приёмов предназначенных, чтобы занять доминирующую позицию. Попытка осуществить данную пристройку может вызвать неприязнь и возмущение со стороны того к кому она направлена.

2. Пристройка снизу – как понятно из названия имеет противоположный характер. Осуществляется она при помощи подчинения, но так же является способом манипуляции. Данной пристройке присущи виноватые или заискивающие интонации, опускание головы, наклоны корпуса, взгляд снизу вверх. Обычно применяется при извинениях, просьбах и тому подобному.

3. Пристройка рядом - этот тип пристройки можно назвать общением на равных. Она являет собой желание сотрудничать и обмен информацией. Данной пристройке характерны вопросы, повествовательные интонации, налаживание контакта без проявления доминирования или же подчинения.

Использование психологической пристройки при обучении музыканта профессионала

Как обычному педагогу, так и преподавателю музыки необходимо уметь наладить контакт со своим подопечным. Как было отмечено ранее, следует учитывать какой тип психологической пристройки лучше подобрать в данном случае. Пристройка снизу определённо не подходит, так как педагог должен внушать авторитет и уважение. Пристройка сверху может отпугнуть студента, и вызвать у него нежелание посещать занятия, а пристройка рядом не даст нужного эффекта в создании авторитета преподавателя.

Со стороны педагога лучшим методом будет объединение двух типов, а именно «сверху» и «рядом». Таким способом становиться возможным, наладить максимально близкий контакт и при этом в моменты, когда это необходимо, настоять на своей точке зрения и сохранить позицию наставника. Главенствующей всё - же будет позиция «сверху» для сохранения дистанции «студент – преподаватель». Так же педагогу невозможно обойтись без замечаний, советов и наставлений, но необходимо учитывать характер студента и отталкиваясь от этого делать их должным образом. В случае, когда учащийся остро реагирует на критику и у него пропадает желание заниматься, лучше избегать грубых интонаций и говорить спокойным (повествовательным) тоном, аргументируя замечании, при этом соблюдая позицию вышестоящего. Следует сохранять спокойный уверенный взгляд и выпрямленную позу. Речь должна быть медленной и с выдержанными паузами, они дадут студенту время обдумать сказанное и сделать выводы.

Эффект психологической пристройки лучше всего работает со знакомыми людьми - так педагог, уже знающий особенности студена, может формировать своё поведение исходя из них.

Пристройка со стороны студента

Студенту не менее, а то и более важно уметь использовать психологическую пристройку. С его стороны естественно будет преобладать тип пристройки снизу, это поможет показать его готовность внимать словам преподавателя, а так же расположить его к себе. Человек, использующий данный тип пристройки создаёт впечатление покорного и готового к послушанию человека.Студент, пристраивающийся «снизу», выражает готовность воспринимать любую реакцию педагога, зачастую соглашаться с ней.

Чтобы показать позицию покорного студента следует использовать приёмы невербального общения. Немного приниженная поза со слегка опущенной головой. Речь должна быть негромкой с заискивающими интонациями.

Студенту так же можно использовать такой приём как повторение поз и жестов преподавателя. Это поможет лучше наладить контакт и покажет, что вы готовы к усвоению информации. Естественно с данным приёмом нужно знать меру, желательно чтобы копирование выглядело непринужденно. Сюда могут входить движения руками, наклоны головы и прочее. В качестве примера: Педагог рассмеялся – вы улыбнулись, он сложил руки на груди, вы положили ладонь на ладонь и так далее.

Итог

Психологическая пристройка важный прием, как для педагога, так и для студента. В обучении он помогает добиться лучшего понимания с обеих сторон, наладить контакт и лучше понимать своего собеседника. Так же знание и умение пользоваться психологической пристройкой поможет не только в обучении, но и в других жизненных ситуациях.

Список литературы

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Эксмо, 2010. 352 с.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. 344 с.

Ершов П. М. Технология актёрского искусства. М. ВТО, 1959. 308 с.

Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. С. 5–37.

2

Просмотров работы: 37