РЕСУРСЫ МУЗЫКАНТА. ИХ НАКОПЛЕНИЕ И РАСХОД - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РЕСУРСЫ МУЗЫКАНТА. ИХ НАКОПЛЕНИЕ И РАСХОД

Новикова Д.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Профессия музыканта захватывает, вдохновляет, привносит прекрасное в жизни людей, оснащает и дарит бесценный опыт в жизни человека, соприкасающегося с этой профессией. Но есть и обратная сторона профессии -в большинстве случаев работа бесконечна в поисках прекрасного, от этого она может приводить к моральному и физическому выгоранию.

Каждый музыкант с самого детства знает, стольких сил, скольких часов занятий стоит выступление на сцене. Преподаватели, студенты-музыканты, исполнители задействуют огромное количество ресурсов внутри себя для подготовки к выступлениям, но поразительно то, что спустя время, они неустанно идут заниматься дальше, безгранично много сил, энергии, времени, отдавая своему делу. Вот и вопрос: откуда столько ресурсов внутри человека, как их восполнить и где их предел.

Что есть ресурс человека

Термин подразумевает систему взаимосвязанных структур (эмоциональных, мотивационных, поведенческих и др.), которые позволяют человеку быть устойчивым к стрессу, не терять самообладание, быть активным, энергичным и принимать взвешенные решения. В первую очередь музыкантам в неисчерпаемости ресурсов можно только позавидовать, так как музыка, как любое явление искусства- бездонна. Следовательно, черпать вдохновения можно бесконечно. Музыкант на то и музыкант, что он не может не играть, не слушать, не петь беспрерывно внутри себя ту или иную интонацию. Это к вопросу о том, откуда-то восхищение к своему делу. Ответ-музыка.

Запас прочности ресурсов человека

Довольно часто из-за больших объемов программы, огромного количества часов занятий, давления со стороны сроков сдачи, музыкант сталкивается с состоянием эмоционального упадка, проявляющегося в виде нарастающего безразличия или негатива к окружающему. В такой момент и заканчивается запас прочности музыканта. Такое состояние называется выгоранием, т.е. следствием исчерпывания запасов психологической прочности.

Как же музыканту восполнять в себе энергию и постоянное желание играть здесь и сейчас. Попробуем разобраться, как предотвратить состояние выгорания и обеспечить поток внутреннего ресурса для творческой работы. Для такого потока внутреннего ресурса, музыканту необходимо самостоятельно обеспечить себе комфорт в занятиях, который можно представить на одном примере.

Американский психолог Абрахам Маслоу сформулировал пирамиду потребностей человека, которая демонстрирует человеческие потребности по иерархии от базовых, к высшим. Гольденвейзер, выдающийся педагог, пианист 20 века в своих статьях использует эту пирамиду. Он призывает своих учеников перед занятиями музыкой быть полностью реализованными базовыми потребностями человека, а уже потом- заниматься искусством. Под базовыми потребностями он подразумевает сытость, отсутствие сонливости, свежесть восприятия, отдохнувшее тело. Только тогда будет потребность в качестве занятий и их результат будет эффективным. Звучит очень логично и понятно, что хочет донести Гольденвейзер, но, к сожалению, из-за большой нагрузки музыкантов-студентов, взрослых преподавателей, исполнителей, этими советами очень пренебрегают, например, во имя времени за инструментом. А в этом, на взгляд выдающегося музыканта-преподавателя и есть один из ключей к успешным, плодотворным занятиям.

Далее, в числе базовых важных факторов ресурсов музыканта, является обновление впечатлений. Простой, но действенный метод относится к сферам, не связанных с музыкой. В их числе занятия живописью, архитектурой, танцами. Такие действия, как поход в музей, просмотр фильмов, встречи с родными, друзьями, чтение книг, любое другое хобби позволяют испытать новые эмоции, что позволяет переключиться, освежить музыкальное восприятие, обострить желание играть.

Спорт оказывает также колоссальное влияние на работоспособность музыканта и его ресурсы. В глобальном плане, именно здоровое тело позволяют музыканту заниматься, следовательно, если тело будет не здорово физически, то и занятий может не быть.

Например, помимо специальных занятий у Дениса Мацуева, известнейшего и успешного пианиста современности, есть вторая страсть помимо музыки, это-футбол. Он черпает от туда силы, вдохновение, энергию. Спорт изнутри питает его, насыщает адреналином, и у него отлично сочетаются внутри физическая активность и активность умственная. Сидячий образ жизни быстро изнашивает организм, что в итоге приводит к выгоранию, поэтому даже во время занятий необходимо уделять время специальным упражнениям для спины, шеи, а для снятия напряжения в мышцах делать само-массаж. Таким образом спорт, и любые другие манипуляции в отношении двигательной нагрузки тела привносит организму ресурсы для занятий.

Самым неблагополучным следствием неправильного распределения ресурсов является переигрывание рук. Характеризуется оно болевыми ощущениями во время игры и ставит под вопрос будущее в профессии. Предотвратить переигрывание или излечить его возможно при постоянном самоконтроле в занятиях, при психологическом внутреннем спокойствии. Важно изучать индивидуальности своей собственной руки, осознавать их технический предел, медленно, осторожно изучать новые приемы, искать ощущения веса в руках, а не давления. При таком комплексном подходе к своим занятиям ни технические трудности, ни зажимы рук не встанут на пути к красивому звуку.

Итог

Ресурсы музыканта, их накопление и расход зависят только от самого музыканта. Его умение распределить собственное время на разные аспекты жизни, владение навыками самонастройки, эмоциональной устойчивостью, самоорганизацией в занятиях без вреда своему организму, постоянное вдохновение из других сфер жизни дадут возможность быть в сбалансированном расходе ресурса и его накоплении.

Список литературы

Гундина А. Сохранение и укрепление рук пианиста. URL: https://dshi.hmansy.muzkult.ru/media/2019/02/04/1273450290/Doklad_2017.pdfht

Кутина Д. Исследование эмоционального выгорания у музыкантов разных специальностей. URL: https://www.uoipd.by/files/files/biblioteka/vystavki/2019/Chelovecheskie_resursy,opredelenie,upravlenie,osobennosti.pdf (дата обращения: 8.12.2022).

Монахова А. Внутренние ресурсы человека. URL: https://teledoctor24.ru/article/487-vnutrennie-resursy-cheloveka/ (дата обращения: 8.12.2022).

Пирамида потребностей по Маслоу. URL: https://sendpulse.com/ru/blog/maslows-hierarchy-of-needs (дата обращения: 8.12.2022).

Ревенга Е. Как избежать выгорания, если ты музыкант. URL: https://samesound.ru/music/116247-musician-burnout/amp (дата обращения: 8.12.2022).

Уроки Гольденвейзера / сост., вступ. ст. С. Грохотов. М.: Классика-XXI, 2009. 245 с.

Просмотров работы: 28