В период дошкольного детства ребенок приобретает начальный субъектный опыт, который предусматривает обогащение представлений дошкольника о своих внешних и внутренних качествах, положении в детском сообществе, оценочные отношения к этим знаниям о себе, освоение способов адекватного поведения в различных ситуациях. Развитие в детях положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроля и ответственности за свои действия – одна из задач социально-коммуникативного направления развития старших дошкольников, обозначенных в ФГОС ДО. Перечисленные качества создают для ребенка основу для благоприятного вхождения в новую ситуацию школьного обучения и решения новых задач. Вместе с тем в современном дошкольном образовании актуализируется задача применения образовательных технологий, способных инициировать и регулировать процесс формирования самооценки, саморазвития и самоутверждения личности. В ФГОС ДО предусмотрен ряд психолого-педагогических условий успешной реализации образовательной программы, среди которых важнейшее значение отведено формированию и поддержке положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях [1].
Самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора. Формирование адекватной самооценки крайне значимо, поскольку от нее зависит саморегуляция и самоконтроль, что очень важно для подготовки детей к школьному обучению.
Необходимо, чтобы в период дошкольного детства ребенок приобрел начальный субъектный опыт, который, в том числе, предусматривает обогащение представлений дошкольника о своих внешних и внутренних качествах, положении в детском сообществе, оценочные отношения к этим знаниям о себе, освоение способов адекватного поведения в различных ситуациях [2].
Л.С. Выготский считал, что самооценка начинает складываться в семилетнем возрасте, как устойчивое и дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка, по мнению Л.С. Выготского, важнейшая личностная характеристика, которая контролирует собственную деятельность, позволяет выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами.
А.Н. Леонтьев выделяет когнитивный (знания человека о себе) и эмоциональный компонент самооценки (отношение к себе как мера удовлетворенности собой) и рассматривает самооценку как устойчивое эмоциональное отношение, которое «является результатом специфического обобщения эмоций».
С.Я. Рубинштейн добавляет, что в самооценке отражаются фундаментальные свойства личности, а также ее направленность и активность.
И.С. Кон отмечает, что самооценка «общий знаменатель, итоговое измерение «Я», которое выражает меру принятия или непринятия индивидом самого себя, отношение к себе (положительное или отрицательное)». Исследование А.В. Захаровой показало, что неадекватно завышенная или заниженная самооценка отмечается у детей, имеющих низкий уровень развития когнитивного компонента самооценки, рефлексивно-критическое отношение к себе у таких детей развито недостаточно [4].
Самооценка ребенка формируется через индивидуальный опыт самооценивания. Значимость адекватной самооценки обусловлена необходимостью оптимальной ориентации человека в собственной деятельности, в окружающем мире при определении целей развития личности. Именно старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для ее формирования.
Важными условиями развития самооценки ребенка являются возрастание роли ожидаемых оценок социального взрослого в опосредовании собственных самооценок ребенка и обобщение опыта деятельности и общения. Развитие самооценки в этот возрастной период определяется развитием общения и деятельности ребенка. С одной стороны, Я-зеркальное опосредует развитие Я-реального через усвоение оценок взрослых и системы оценочных критериев. С другой стороны, опыт собственной деятельности отражается в регулятивном компоненте самооценки, обобщается в форме переживания в когнитивном компоненте, затем выступает в форме осознанной самооценки, интегрирующей опыт общения и деятельности ребенка [3].
Исследователи отмечают, что к 7 годам у ребенка формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии. Р.Б. Стеркина отмечает противоречивость самооценки дошкольников, которая заключается в том, что разные ее виды (общая, конкретная и динамическая) находятся на разных уровнях формирования и характеризуются неодинаковой степенью реалистичности [5]. Причем отмечается неравномерность становления адекватной оценки детьми своих возможностей в выполнении различных видов деятельности. Первостепенно ребенок начинает адекватно оценивать свои умения в процессе деятельности. На этой основе складывается обобщенная самооценка в конкретных видах деятельности, которая является в наибольшей степени реалистичной тогда, когда результат деятельности выражен в виде продукта, поддающегося оценке и объективному анализу.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам фaкт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь, быть как взрослый, ребенок не учитывает своих реальных возможностей. Он осознает не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом.
Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные проявления ребенок получает со стороны окружающих взрослых в виде оценок порицания или ободрения. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих, каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретение ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
Особенность детской оценки или самооценки заключается в том, что в оценке своих товарищей и самих себя, дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «не умный». Многие дети употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались.
При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.
Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко себя оценивать положительно и трудно оценивать себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать свою недостаточность, отрицательных качеств.
На каждом этапе развития ребенок обладает известными умениями. Одни из них уже почти сформированы, другие находятся в стадии формирования, третьи только начинают формироваться. Понятно, что умения старших детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливает то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательная, чем у пятилетних детей.
Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся.
Работая в этом направлении, мы выявили различные индивидуальные виды развитии самооценки: заниженная, адекватная, завышенная.
В отличие от адекватной самооценки существуют и две другие: это заниженная и завышенная самооценка. Обе самооценки играют важную роль в становлении механизмов саморегуляции, определяют уровень притязаний, влияют на развитие межличностных отношений:
- Заниженная самооценка Ребенок обладает высокой тревожностью, не уверенностью, агрессивными тенденциями поведения, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения.
- Завышенная самооценка. Ребенок стремиться прервать собеседника, он хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку. Ему присуще напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки.
Для того чтобы научить ребенка правильно оценивать себя, его надо сначала научить правильно оценивать других, на которых он может смотреть со стороны. Огромную помощь в развитии адекватной самооценки оказывает вовлечение детей в специально организованную деятельность. Нами были подобраны и распределены игры по разным направлениям, помогающие детям обрести уверенность в себе.
Игры, направленные на создание положительного эмоционального фона: «Азбука настроений», «Ворчун и Весельчак», «Календарь эмоций», «Угадай настроение», «Встреча эмоций», «Маска», «Часы», «Жучок».
Игры на снятие эмоционального напряжения: «Магазин зеркал», «Сердечко», «Тесто», «Салют», «Печем пирог», «Волны».
Игры на создание собственной значимости: «Мир без тебя», «Что нравится мне и другим», «Моя копилка», «Как изменить свою внешность», «Кто я?», «Как я поступлю?», «Я есть, я буду!», «Кем я буду и каким?», «Ты самый, самый», «Я дарю тебе свое имя».
Игры на повышение самооценки: «Закончи предложение», «Банк идей», «Сотворю себя сам», «Мне нравится в себе», «Это я2, «Новое имя», «Комплемент самому себе».
В начале нашего эксперимента мы разработали план по развитию адекватной самооценки, который включает в себя такие разделы как «Я сам», «Я и другие» и «Я и окружающий мир».
В наши занятия были включены такие направления как: «образ физического Я»; образ социального «Я»; образ реального «Я»; образ будущего «Я». Такие занятия помогают детям сформировать положительные представления о себе, как объекте социальной действительности, о правильном образе жизни, о собственном положении относительно других людей, адекватное восприятие собственных действий, понимание будущей деятельности и собственных перспектив.
Выбранная нами форма работы способствует положительному решению данной проблемы, помогает сформировать адекватную самооценку. Развивающая образовательная среда позволяет познать себя и окружающий мир и развиваться самостоятельно. А когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются и самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я».
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М. : Перспектива, 2014. – 32 с.
Бабаева Т.И. Ситуации выбора как средство развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада // Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сборник научных статей по материалам междунар. научно-практ. конференции, 3–5 октября 2012 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 82–91.
5. Буй Тхи Вьет. Формирование адекватности самооценки у детей 5–6 лет в продуктивной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2006.
Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. – 2019. – №1 (37). – С. 251–261. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pse
Стеркина Р.Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста // Воспитание, обучение и психическое развитие. – М., 1977. – С. 44–45.