ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ? - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ?

Стеценко А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одной из важнейших целей в жизни человечества является совершенствование мира через творчество. Благодаря творчеству человек может самовыражаться, показать свой внутренний мир, донести до других, как он видит реальность. Из этого следует, что творчество – это что-то совершенно новое, оригинальное, не встречавшееся ранее в различных сферах искусства, культуры и науки. Но стоит ли утверждать, что термин «творчество» можно отнести только к известным достижениям в искусстве? Конечно, потому что чем, если не творчеством, являются картины, скульптуры, литературные произведения? Однако рассмотрим творчество не только под углом великих творений.

Любой человек в своей обыденной жизни хоть раз, да применял творческие способности. Термин «творчество» на английском языке звучит как «creation» что очень созвучно с другим нашим термином - «креатив» или же «креативность». В свою очередь, одним из синонимов слова «креативность» является «творческое мышление», а данный термин соотносим с словом «смекалка». Сделав такой интересный вывод, можно сказать о том, что смекалку мы применяем достаточно часто в повседневной рутине. Выйти из какой-то трудной ситуации или найти необычное решение проблемы равноценно применить свой творческий потенциал на деле. Или написание сочинения, внедрение новых изобретений в науку, обычная фотография природы – все это будет являться творчеством и творческим началом человека.

Будь человек художником, или ученым, или просто обычным рабочим – это все становится не важным, когда дело касается творчества. У каждого из нас есть творческое начало, которое так или иначе будет в своей степени развито. Но творчество и творческие взгляды у всех людей отличается друг от друга в зависимости от нашего мироощущения.

Особенный взгляд на мир

«Особенный взгляд на мир» формируется у человека еще с детства. Считается, что наилучшим временем для формирования творческого взгляда является дошкольный возраст. Именно там у ребенка закладывается и развивается творческое мышление, происходит формирование и становление личностных качеств. На этой основе развиваются склонности и способности к той или иной деятельности. Их можно развивать в игровой форме, приобщать к творчеству, посещая театры, музеи и т.д. Благодаря этому человек может точнее сформировать свой особенный взгляд на мир и передать его через творчество. Так же на это влияет интеллектуальное, психологическое и чувственное освоение жизни. Чем целостнее будет картина духовных и эстетических взглядов, тем в большей степени искусство как прошлого, так и настоящего будет формировать «особенный взгляд на мир».

Например, художники выражают свой мир через картины, а музыканты – через музыку. Рассмотрим «особенный взгляд на мир» на примере творчества В.В. Кандинского (1866-1944 гг.). Он является русским авангардистом. Творческий взгляд на мир Кандинского в активные года жизни был очень охотно принят в Европе. Поселившись в Германии (1896 г.), Кандинский вносит что-то совершенно новое в искусство, задает импульс творчеству того времени. Его новаторство заключалось в идеи смешивать все со всем за синтез искусств. Кандинский соединял живопись и музыку. Он не только писал полотна, в которых будто оживала музыка, но и создавал сценические композиции с танцами и пантомимой, в либретто которых была подробно записана световая партитура. Эти как бы «театральные постановки» и названия имели говорящие — «Зеленый звук», «Желтый звук». То же — в его картинах: он использовал энергичные цвета и пастозные мазки (с явно выраженным направлением), чтобы создать ощущение движения, кипящей направленной энергии. Многочисленные выставки, основание группы «Синий всадник» показывают, на сколько Кандинский ценился в те времена в Европе. Но, вернувшись в Россию (1914 г.), он стал свидетелем последствий революции и, будучи аполитичным художником, абсолютно преданным только искусству, все-таки был вовлечен в эти события. Продвигая собственные идеи, художник вступает на путь конфронтации с теми, кто поддерживает и развивает «линию партии» в искусстве. Поэтому Кандинский был вынужден из-за постоянных конфликтов творческих взглядов с другими художниками уехать обратно в Европу. Или А.Н. Скрябин, который до сих пор считается достаточно противоречивой фигурой в мире музыки. Его новаторство проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в оригинальности замыслов и идей. Например, симфоническая поэма «Прометей» в которой был воплощен замысел световой партитуры.

Рассмотрев творческие судьбы авторов, может возникнуть вопрос: влияет ли развитие творческого взгляда в детстве на восприятие такого нестандартного вида творчества? Возможно – влияет, а возможно, и нет. Человек сам выбирает, что ближе к его «миру» и как он будет это воспринимать.

Рассмотрим феномен творчества, как о некое отклонение от обыденности

Развивая творческое начало и потенциал человека, надо понимать, что не все станут музыкантами, художниками, актерами и т.д. В обыденности тоже есть творчество. Однако обратимся к этому феномену более подробно. Встречая человека, который выбрал творчество как основной вид деятельности (художники, музыканты и т.д.), вырисовывается примерный «образ творческого человека». Чаще всего эти люди разносторонне развиты, т.е. могут заниматься несколькими видами творчества одновременно. Так же могут быть склонны к глубокому погружению «в себя» во время творческого процесса. Эти люди очень ранимы, самокритичны и мечтательны, в некоторых случаях даже слишком эмпатичны. С одной стороны, это может являться плюсом, так как тонкое восприятие мира поможет более точно передать душевные переживания человека, то, что его беспокоит. Но с другой, это может привести к тяжелым расстройствам. Например, чрезмерная эмпатичность может привести к сильным перепадам настроения, а сильная самокритика в свою сторону и в сторону своего творчества – к депрессивным периодам и иногда даже к суицидальным наклонностям.

Рассматривая такие характеристики, можно порассуждать, что позволяет нам определить некое отклонение от нормы. Например, Ван Гог был склонен впадать из крайности в крайность и в моменты душевных кризисов наносил себе тяжелые травмы. Он один раз задумывал самоубийство, отрезал себе ухо и бил себя палкой перед людьми за «свои и чужие грехи». И в данном случае мы понимаем, что это и есть отклонение от нормы. Ведь человек, который включает себя в понятие «норма» в повседневной жизни такое совершать не будет. Однако все мы знаем Ван Гога так же, как гениального живописца, который оказал больше влияние на мировое творчество. И разобрав такой пример, можно увидеть, что понятия «гениальность» и «безумие» составляют из себя некий синтез «гениального безумца», человека, который создает произведения искусства в неконтролируемом бессознательном состоянии.

В противовес Ван Гогу можно взять И.И. Шишкина, который был по своей натуре очень тихим и неразговорчивым человеком. Но в кругу друзей раскрывался и был совершенно другим. Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами. Художник говорил: «Работать! Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого «вдохновения» ... Вдохновение — это сама работа!». На этом примере мы можем увидеть, что Шишкин воспринимал все совершенно по-другому являясь хорошим примером «нормы обыденности». Он не впадал в «гениальное безумие», чтобы сотворить шедевр, и не наносил себе тяжелых травм.

Итог

Увидев такие примеры выдающихся творческих людей в данной статье, можно сделать вывод, что не обязательно быть «гениальным безумцем» для того, чтобы сотворить шедевры, и не обязательно быть в «норме обыденности». Каким быть творцом, человек выбирает сам, опираясь на свой творческий потенциал и особенный взгляд на мир.

Список литературы

Гунст Е. А.Н. Скрябин и его творчество. М., 1915. 95 с.

Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М.: «Наука», 1980. 404 с.

Певец родной природы. Справочно-библиографический указатель. М., 2008. 17 с.

Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. М.: Академический проект, 2006. 640 с.

Размышление об искусстве / В. Кандинский. М.: АСТ, 2018. 366 с.

Просмотров работы: 44