РОЛЬ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА В ПРЕОДОЛЕНИИ ВОЛНЕНИЯ И СТРАХОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

РОЛЬ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА В ПРЕОДОЛЕНИИ ВОЛНЕНИЯ И СТРАХОВ

Беспалова Н.Э. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Концерты, выступления, публичность – неотъемлемая часть профессиональной жизни вокалиста. После долгой и упорной подготовительной работы в классе случается кульминация деятельности, непосредственно выход на сцену. Но вот незадача: случается, что от волнения ноги вдруг становятся «ватными», дыхание сбивчиво, глаза бегают… Всё перечисленное не оставляет никакой возможности сфокусироваться на произведении и выполнить поставленные вокальные задачи. Это буквально «страшный сон» исполнителя, при котором долгие месяцы подготовки, искания и терзания – всё, кажется, было зря, ведь в нужный момент он не смог собраться.

Подобные чувства знакомы любому человеку, косвенно связанному с опытом публичных выступлений. Причём, корреляция с опытом достаточно условна: «провальные» выступления случаются и у новичков, и у опытных. Но с различной периодичностью и в разном процентном соотношении.

Волнение

Итак, обозначим что волнение – это некое тревожное состояние, выражающееся в переживании, беспокойстве, возбуждении. Оно возникает заблаговременно до выступления, накануне, или непосредственно во время выхода на сцену. Волнение ощущается как временный душевный дисбаланс и может стать совершенно неожиданным для начинающего исполнителя, но чем более опытен музыкант, чем чаще он выходит на сцену, тем легче ему прогнозировать свои реакции.

Тем не менее концертная деятельность играет невероятно важную роль в становлении музыканта. Выступая, он растёт как профессионал. Вынося на суд публики то или иное произведение, он совершенствуется раз за разом. Но концертная практика не так проста, как может показаться. За блестящим исполнением известного музыканта могут скрываться годы негативного опыта выступлений, моменты потери веры в себя, множество преодоленных фобий, страх сцены и т.д.

Причины тревожных состояний: волнение и страхи

Если с понятием волнения мы разобрались, то настал черёд раскрыть понятие страха. Страх – это эмоция, вызванная восприятием или распознаванием явлений, которые могут представлять опасность или угрозу. В поле музыкальной деятельности этим явлением выступает как раз сцена и все вытекающие из нее особенности.

Таким образом, перед выступлением исполнитель погружается в тревожное состояние волнуется появляются страхи и странные установки. В голове могут крутиться деструктивные мысли в стиле «а если что-то пойдет не так». Музыкант, подобно всем известному Бычку Агнии Барто, буквально скандирует у себя в голове иррациональную установку «Сейчас я упаду!» Но помимо тревожного состояния причиной возникающего волнения на концертах могут являться вполне конкретные факторы:

Технические – не знает из какой кулисы выходить; не доучил текст; не уверен в верхней ноте; не выработал нужную беглость в пассаже и др.

Вещественные – тугое платье, сковывающее дыхание; доставляющая дискомфорт обувь и оттого боязнь упасть на ступеньках.

Социально-психологические – «зрителей много, а на сцене я один и все смотрят»; «в зале много профессионалов и сейчас они услышат мою некомпетентность».

Фактор нездоровья – «у меня першение в горле, я чувствую свой вокальный аппарат совсем по-другому»; недосып; отсутствие бодрости; пониженное давление.

Страхов, мешающих хорошему исполнению, огромное количество – например, одна начинающая певица, выходя на сцену стеснялась широко открывать рот, чего в свою очередь требует жанр академического вокала. По её словам, её смущала и страшила мысль, что кто-то мог разглядеть её пломбы в зубах. Приведенный пример «фонит» иррациональностью, и он не единичен в своём роде.

Феномен тревожности уходит в глубины подсознания. Перечислять все причины волнений не представляется возможности, ибо не хватит всей бумаги мира. Лучше сконцентрироваться на внешних поведенческих проявлениях, с которыми мы как раз можем работать.

Внешние проявления волнения

Эмоционально-чувственная составляющая человека и волнение в частности тесно связаны с реакциями тела, которые в свою очередь подчиняются тем или иным психическим импульсам. При сценическом волнении музыкант испытывает целый комплекс из различных индивидуальных реакций тела. Можно выделить следующие симптомы неконтролируемого волнения:

потеря контроля над темпом: ускорения и замедления, не предписанныекомпозитором;

неровность и сбивчивость музыкальногопульса;

забывание нотного и словесноготекста;

неровность звука, вызванная мышечными реакциями волнения (в том числе сбивчивостьдыхания из-за зажатости мышц живота);

слишком громкое или слишком тихое исполнение, отличное от того динамического нюанса, который был отработан вклассе;

исполнение произведения не до конца либо с остановками;

общая рассеянность и суетливость в движениях и т.д.

Роль волнения в сценической жизни

Волнение можно условно разделить на мотивирующее и на дезориентирующее. Во втором случае чрезмерное проявление беспокойства помешает полноценному выступлению, а в первом же (при условии должного контроля своих эмоций, умению вовремя концентрироваться и фокусироваться, переключаться) эмоция может воплотиться и перефразироваться в так необходимую страстность и искренность исполнения. Ощущается общий подъем душевных сил, исполнитель ощущает всплеск положительных эмоций, общее приподнятое бодрое состояние, которое позволяет мобилизовать силы и наладить контакт с аудиторией.

Другими словами, стоит попробовать воплощать волнение не в трясущиеся руки и потерянный взгляд, а в страстность и чувственность выступления. На сцене необходимо открывать и изливать душу, по-своему интерпретируя произведение, добавляя в него своё прочтение. Только тогда оно будет «живым».

Таким образом, можно в итоге прийти удивительному выводу – иногда волнение может помочь!

Также необходимо сказать, что каждый музыкант индивидуален и по-разному переносит предконцертную суматоху. У кого-то волнение вовсе может отсутствовать! Человек вполне может наслаждаться публичностью, которая для другого будет просто каторгой. Для раскрытия этого парадокса необходимо обратиться к понятию темперамента.

Темперамент музыканта и его влияние на реакции

Каждый человек индивидуален, индивидуален его психотип, работа нервной системы, глубина погружения в тревожные состояния. Различны также темпераменты: экстраверт (ориентация на внешний мир) и интроверт (ориентация на внутренний мир). В этом различии и кроется удивительный парадокс, когда для одного выходнасцену – это вызов самому себе, тревога,волнение, стресс.Но для другого выступление – это радость творческойреализации, и он с нетерпениемждет каждого выхода на сцену, общениясо зрителем. Разберём каждый тип:

Исполнители экстравертного типа с огромным удовольствием выступают в больших залах, испытывают огромный эмоциональный подъем и настрой на успех, который помогает им выглядеть наилучшим образом.

Представители интровертного типа сосредоточены на своем внутреннем мире. Интроверты не приветствуют больших сцен и чувствуют себя на них не вполне комфортно. Они предпочитают небольшие залы, и лучше проявляют свой талант при небольшом количестве слушателей.

Но с каким бы темпераментом человек не родился, над каждыми данными можно и нужно работать.

Рекомендации по преодолению тревожных состояний у вокалиста

Качественная подготовка к выступлению. От того, как организован подготовительный этап, во многом зависит и результат: (Режим сна и отдыха, хорошее питание заранее – не перед выступлением, максимально знакомая концертная обстановка – не пренебрегать репетициями, узнавать акустические особенности залов, не перегорать – не стоит перед выходом прогонять на полной эмоциональной включенности свою программу)

Наличие собственной отработанной системы психологического настроя перед выступлением. Изучение собственных реакций, умение прогнозировать

Работа над самооценкой, формирование уверенности в своих силах. Действенные системы поощрения и похвалы

Работа над ошибками. Важная часть – выявление ошибок, конструктив, акцент на хорошем, похвала и анти-самобичевание, ощущение промежуточного результата, стимул к дальнейшей работе

Внимание к внутреннему эмоциональному комфорту: семейное благополучие, преодоление или избегание нервных потрясений, скандалов, склок

Опыт, опыт и еще раз опыт - непрерывная концертная практика!

Вывод

Концертная деятельность – важнейшая ступень в становлении музыканта. Но зачастую на пути к профессионализму стоят психологические, эмоционально-чувственные препятствия в виде волнения, страхов и вытекающих из них иррациональных поведенческих реакций, и импульсов.

Феномен человеческой тревожности уходит в глубины подсознания, у него много причин и внешних проявлений. Но есть конкретные факторы и маркеры, с которыми как раз можно работать.

Корректировка заключается в изучении своего темперамента и реакций, формировании навыков адаптивности, создании индивидуального психологического настроя перед выступлением. И только тогда, при выполнении всего перечня подготовки, можно достигнуть личного музыкального идеала, выполнить и вынести на сцену все найденные тонкости внутриклассной работы и наконец вложить в выступление душу!

Список литературы

Миронова Б.Б. Концертное выступление как специфический феномен музыкально-исполнительской деятельности. URL: https://moluch.ru/archive/89/18170/(дата обращения: 8.12.2022).

Сингаевская Н.В. Концертно-исполнительская деятельность как эффективная форма духовно-нравственного воспитания и развития личности. URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/statya_kontcertnoispolnitelskaya_deyatelnost_134753.html/ (дата обращения: 8.12.2022).

Просмотров работы: 43