О ПЕРСПЕКТИВАХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

О ПЕРСПЕКТИВАХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ

Грачёв Е.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня многим нашим соотечественникам присуще стремление к более активному, чем 20–30 лет назад, участию в культурных процессах родного региона. У этого явления существует множество предпосылок. Так, например, последние годы в сети Интернет продвигаются тематические рубрики об истории и культуре страны, родного края и города. Люди всё чаще начинают интересоваться как мировым художественным творчеством, так и культурными традициями той местности, где они проживают. И, конечно, изучение некоторых из этих направлений не может замыкаться лишь на музеях. Существует огромное число традиционных способов познания мира. К одному из таких способов относится музыкальное искусство, о котором далее и пойдёт речь.

Данное исследование посвящено анализу и обсуждению актуальности создания многопрофильного музыкального проекта, который вберет в себя и объединит на одной концертной площадке местные творческие коллективы, тем самым создав структуру, позволяющую легко ориентироваться в музыкальной среде города человеку, интересующемуся миром музыки и стремящемуся к его познанию. Идея многопрофильного музыкального проекта состоит в том, что человек, желающий прикоснуться к миру живой музыки, должен иметь представление – с чего он должен начать. Если он хочет посмотреть спектакль – он идёт в театр, если человек хочет узнать об истории – он отправляется в музей, а если он хочет услышать классический концерт – должен пойти в филармонический или концертный зал. Но как раз здесь и возникают некоторые трудности.

В настоящее время в России действует более ста филармоний, но все они работают либо в столицах, либо в крупных городах. А города, в которых проживает менее полумиллиона жителей, таких учреждений не имеют. При этом далеко не каждый житель малого города может позволить себе поездку в крупный город с целью просвещения. Отсюда возникает необходимость развития культурной сферы «на местах» посредством проекта «Центр классической музыки».

Как правило, в большинстве малых городов таких центров нет, как нет и единой площадки для концертных выступлений. При этом, отметим, что в небольших городах, зачастую, существует множество коллективов, которые могли бы предложить слушателям музыку самых разных направлений в хорошем профессиональном качестве.

Таким образом, деятельность указанных выше «Центров классической музыки» может решить задачу по объединению коллективов малого города с целью создания некоего подобия филармонии и унификации концертных площадок для выступлений1.

В отличие от филармонических коллективов отдельно взятый профессиональный коллектив всегда сталкивается со сложностями при анонсе мероприятий (в основном финансового и организационного характера). С одной стороны, это сложности рекламы, так как в штатном расписании нет должности специалиста по рекламе, поэтому обязанности «рекламщика» зачастую приходится распределять между артистами коллектива, с другой, это сложности с определением концертной площадки, так как для каждого концерта приходится искать помещение.

В многопрофильном учреждении, таком как филармония, такие проблемы отсутствуют. Во-первых, администрация и творческие коллективы находятся в тесной взаимосвязи, т.к. располагаются в одном здании, что значительно упрощает взаимодействие коллективов между собой, художественных руководителей с вышестоящим начальством, а также помогает решать насущные проблемы в кротчайшие сроки. Здесь же находится и концертная площадка. Во-вторых, ставка специалиста по рекламе заложена в штатном расписании филармонии. Таким образом, внутреннее устройство филармонии выглядит привлекательным и с точки зрения зрителя, и с точки зрения учредителя такой структуры. Однако, к сожалению, только крупные города могут позволить себе подобные организации.

Чтобы понять, может ли провинциальный город иметь собственный многопрофильный музыкальный проект, необходимо рассмотреть такую возможность на конкретном примере. Таким примером, для наглядности, может стать город Таганрог со своей уникальной историей и богатыми музыкальными традициями.

Город был заложен в 1698 г. Петром I как первая в России морская гавань для военных судов. Из архивных источников достоверно известно, что уже в эпоху Петра I здесь был свой военный духовой оркестр, а музыкантов для него выписывал сам царь, в том числе и из-за границы2. В Екатерининскую эпоху, после отвоевания у турок Приазовских земель, город стал перерождаться в важный торговый узел. С развитием торговли сюда стали приезжать купцы из разных уголков мира, что способствовало рождению особого национального колорита и привнесению новых культурных традиций, в том числе и музыкальных.

В 1779 г. в Таганроге уже был воссоздан военный духовой оркестр, который играл не только на военных церемониях, но и на светских мероприятиях. В 1827 году в городе был открыт театр3. С момента его открытия в нем ставились как драматические произведения, так и оперные спектакли, причем последние имели неоспоримое преимущество, а оперный коллектив превышал драматический в пять раз. В 1863 г. по инициативе местных купцов и торговцев в город была приглашена итальянская оперная труппа4. Помимо оперы в городе ставили и оперетту: интересно, что Таганрог стал первым городом в России, где оперетта была признана как жанр.

Вместе с итальянской труппой в 1863 г. в город приехал хормейстер «La Scala» Гаэтано Молла5. Более 30 лет жизни Гаэтано Варфоломеевич посвятил работе на благо Таганрога. Он был назначен главным дирижером оперного театра, вёл активную просветительскую деятельность, а также занимался с учениками6.

Гордостью таганрожцев является дом-музей Чайковских: здесь проживал родной брат Петра Ильича Чайковского – Ипполит. Сам Петр Ильич посещал город трижды и всегда оставался доволен культурной жизнью города, о чем свидетельствует его переписка с госпожой фон Мекк. Кроме Чайковского город посещали и многие другие известные композиторы и исполнители того времени: Л. Ауэр, С. Танеев, М. Мусоргский, Н. Рубинштейн, С. Рахманинов, А. Скрябин, пианистка Л. Карер (ученица Ф. Листа), А. Есипова, С. Метнер – и это лишь скромная часть тех, кто приезжал в город с концертами начиная с 1870-х годов.

Удивительно, но рождение российского джаза, казалось бы, совершенно иного музыкального жанра и направления, тоже связывается с городом Таганрогом. Именно в Таганроге родился В. Я. Парнах, который стал пионером советского джаза.

Значимый вклад в культуру города в ранние годы советской власти внес Валериан Молла – сын Гаэтано Молла. Он продолжил дело отца и руководил симфоническим оркестром до 1938 года. Благодаря его стараниям в 1923 г. был открыт музыкальный техникум им. Глазунова, который проработал до начала Великой Отечественной войны и стал предтечей современного музыкального колледжа, открытого в 1960 г. В довоенные годы в городе функционировали духовые оркестры из работников заводов, имела место быть народная консерватория.

Еще один расцвет культуры пришелся на послевоенные годы. Этот период можно охарактеризовать как подъем самодеятельного творчества в городе. Так, в 1958 г. начала функционировать народная опера, с 1960 г. во Дворце культуры завода «Красный котельщик» – народный театр оперетты. В таганрогском радиотехническом институте работал свой эстрадный оркестр, состоящий из студентов, а при каждом заводе – свой самодеятельный оркестровый коллектив. Известно о духовом оркестре работников кожевенного завода, начавших свой путь еще в 1923 г., струнном оркестре металлургического завода и некоторых других коллективах7.

С начала 90-х годов прошлого века в городе вновь начали появляться свои профессиональные коллективы. На сегодняшний день сравнительно небольшой город с населением около 250 тысяч человек насчитывает пять муниципальных коллективов – духовой оркестр, струнный оркестр, ансамбль народных инструментов «Диво», джазовый оркестр и Камерный хор «Лик». Помимо профессиональных объединений в городе активно реализуется любительское творчество среди детей и молодёжи. На базе домов культуры и «Центра внешкольной работы» функционирует ряд детских творческих коллективов, в том числе лауреат всероссийских и международных конкурсов «Городской хор мальчиков и юношей».

Активная современная творческая жизнь города, несмотря на все плюсы, характеризуется и рядом своих проблем: отсутствием возможности работы профессиональных музыкантов на единой концертной площадке, отсутствие централизованной рекламы концертов, необходимость возрождения традиций музицирования на открытом воздухе, а также возрождения в городе своего симфонического оркестра. В рамках создания в городе туристического кластера, над которым сейчас работает правительство региона, «Центр классической музыки», о котором шла речь выше, мог бы привлечь внимание к музыкальным традициям города и стать ярким акцентом на туристической карте.

Чтобы лучше разобраться в современных проблемах и возможностях города, наметить очертания музыкального проекта и изложить конкретные предложения по этим вопросам, автор статьи взял интервью у Заслуженного работника культуры РФ, председателя ВХО в Ростовской области, художественного руководителя и дирижера муниципального «Камерного хор «ЛИК» Алексея Викторовича Логинова.

- Уважаемый Алексей Викторович, скажите, какие положительные и отрицательные процессы накопились в культурной среде города?

- С момента образования в городе муниципальных коллективов в их деятельности сложилось много хорошего. История некоторых из них насчитывает уже тридцать лет, а само существование большого числа творческих сил в одном месте и функционирующих на протяжении большого отрезка времени уже говорит о многом. Были преодолены важные вехи: это и сложности конца 90-х годов прошлого столетия, и становление коллективов в правовом поле в начале 2000-х годов. Благодаря деятельности музыкальных коллективов значительно возрос музыкальный уровень публики. Разумеется, в первую очередь, во всем этом огромная заслуга администрации нашего города, которая несмотря на некоторые финансовые трудности всегда поддерживала нас. В свою очередь, коллективы много делают для зрителей. С момента открытия программы «Пушкинская карта» появилась возможность делать целевые концерты для юношеской аудитории от 14 до 22 лет.

Но, конечно, наша работа, как и любая система, имеет свойство накапливать погрешности. Пандемия и локдаун 2020-го года обнажили проблему, связанную со слабым информационным полем в сфере концертной деятельности. Отдельным коллективам с этой проблемой не справиться. К ней нужно подойти объединёнными усилиями, в том числе в союзе с управлением культуры города и администрацией. Эта работа должна быть направлена на основную массу горожан, которые не имеют представления о том, что город живёт активной жизнью в сфере творчества. Это одна из сторон, которая является самой болезненной. И нам ещё предстоит работать в этом направлении.

- Каким образом в городе можно реализовать многопрофильный музыкальный проект?

- Коллективы живут довольно разрозненной жизнью, из-за того, что места их базирования располагаются отдельно друг от друга. И в городе нет места, где они могли бы сосуществовать все вместе. Наше центральное место – «Городской дом культуры» – в силу своих архитектурных особенностей не может принять эти коллективы и обеспечить всем комфортные репетиционные условия. Но он может стать универсальной концертной площадкой. Это нужно в первую очередь для зрителя. Для того, чтобы человек, который ищет в городе музыкальные мероприятия, понимал куда ему можно за ними прийти и не собирал разрозненную информацию о концертах. Город ждёт, когда «ГДК» будет отремонтирован и можно будет выйти на обсуждение локализации больших концертов на этой площадке. Конечно, в подобного рода помещениях очень нелегко работать со звуком, а всё-таки именно звук и его качество является нашим основным профилем. Но для широкой публики должно быть такое ключевое место, где можно найти для себя и разную программу, и разные коллективы. Разумеется, коллективы сохранят за собой право выступать на более камерных сценах, где программа звучала бы лучше в силу акустических особенностей зала.

Было бы очень хорошо, если бы «ГДК» имел свой электронный рекламный щит, как, например, на здании Ростовского музыкального театра или филармонии. Имея огромный творческий потенциал, можно было бы выстраивать большие интересные программы в союзе с другими коллективами, а подобные мероприятия должны на старте привлекать большое количество рекламы.

- Нужен ли Таганрогу коллектив большого состава, такой как симфонический оркестр и какие проблемы необходимо решить для воплощения этой идеи?

- Можно реализовать уже не новую идею по объединению нескольких небольших коллективов в один большой. Скажем, например, если объединить струнный и духовой оркестры, то можно получить эстрадно-симфонический оркестр. Это помогло бы динамизировать работу, разнообразить репертуар, раскрыть коллектив с разных сторон и, главное, собирать программы другого уровня. Но при этом важно не потерять индивидуальности коллективов, вошедших в это объединение, а также сохранить их достижения, стиль и аудиторию.

Что касается симфонического оркестра, то пока о его создании сложно говорить, т.к. в нём задействовано большое количество редких инструментов, которых в городе нет. И, конечно, нужно понимать, что покупка инструментария, например, хотя бы для ударной группы – это немалые материальные средства, которые вряд ли будут найдены для таких целей. Надо сказать, что на сегодняшний день, все инструментальные коллективы города играют на своих инструментах. К тому же в городе нет тех специалистов, которые нужны для симфонического оркестра. Например: гобоистов и фаготистов, валторнистов и ударников в нужном количестве. Но рядом с Таганрогом находится Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, которая могла бы выступить в роли «поставщика» недостающих кадров. И если бы такой коллектив был создан, то можно было бы привлечь таких исполнителей. Теоретически и Таганрогский музыкальный колледж мог бы выступить в подобной роли.

Что касается эстрадно-симфонического оркестра, то его создать гораздо проще. Если нарастить численно струнную группу и объединить её с духовым составом, то можно получить практически полноценный оркестр. Такой состав мог бы стать промежуточным звеном между отдельными коллективами и симфоническим оркестром. Но как сложилась бы судьба такого оркестра пока говорить рано. Конечно, есть целый ряд вопросов, которые требуют осмысления.

- Каким Вы видите культурное будущее Таганрога?

- Хочется, чтобы больше горожан вовлекались в “культурное поле” города. Для этого в городе созданы хорошие условия, но не хватает рекламы для тех мероприятий, которые достойны существовать и приносить пользу. Необходимо создание концертной площадки, о которой говорилось раннее, с планом концертов на ближайший год и внесение таких мероприятий в единую базу по покупке билетов и выбора концертов.

Но есть еще одна сторона. Творческим группам не хватает гастрольной деятельности. Организовать адресные выезды для коллективов в районные дома культуры нашей области – вполне посильная задача. Это помогло бы поддерживать профессиональный уровень и творческую форму наших коллективов. К тому же представить одну и ту же концертную программу два или три раза в небольшом городе довольно сложно. А для того, чтобы подготовить новую полноценную программу необходимо немало времени. Поэтому хотелось бы показывать своё творчество не только в Таганроге, но и, например, в ближайших районный центрах, во многих из которых на сегодняшний день имеются комфортные концертные залы с новой звуковой аппаратурой.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание «Центров классической музыки» в провинциальных уголках России, является актуальным проектом для воплощения в жизнь. При этом, если в городе есть свои исполнительские традиции и достаточное число коллективов, то при минимальных финансовых затратах можно получить вполне жизнеспособную и эффективную структуру, которая могла бы стать визитной карточкой культуры города. Пример Таганрога по созданию многопрофильного музыкального проекта сможет вдохновить и другие небольшие города на развитие собственной культурной жизни.

Список литературы

Кукушин В. С., Ерохин С. В. Литературное краеведение. Хрестоматия для школ Таганрогского региона. Ростов н/Д: ГинГо, 1997.

Мещерякова Н. А. музыкальная жизнь дореволюционного Таганрога в зеркале местной прессы / / Культура донского края. Страницы истории. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1993.

Петров А. «Жирафовидный истукан» или вначале был Парнах» // Советская эстрада и цирк, 1991, № 6.

Сладковская А. Е. Мозаика музыкальных впечатлений / / Искры озарения. Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1996.

Филевский П. П. История города Таганрога. М.: Типогр. К. Ф. Александрова, 1898.

1На сегодняшний день филармония является основным многопрофильным учреждением музыкальной культуры, так как в ее стенах базируется и ведёт концертную деятельность несколько крупных коллективов, например, симфонический, духовой, струнный оркестры, оркестр народных инструментов, джазовый, эстрадный и другие. Работа филармонии покрывает практически все музыкальные жанры и направления, за исключением, может, особо крупных, таких как опера или балет. Музыкальная жизнь филармонии насыщена и разнообразна, и каждый любитель музыки может найти для себя наиболее подходящее мероприятие для своих эстетических предпочтений.

Плюсы такого учреждения как филармония – огромны, их можно рассмотреть как со стороны зрителя, так и со стороны организаторов рабочего процесса. Зрителю становится удобно искать информацию о предстоящих концертах, так как она аккумулируется на сайте учреждения. А также в афишах, расположенных непосредственно на самом здании, либо на электронном рекламном экране (такая практика распространена в крупных городах). Это дает возможность наблюдать за творческой жизнью коллективов, а не искать информацию о каждом отдельно. Появляется возможность выбора мероприятия на дату запланированного досуга. Главным удобством является унификация и поточность процессов.

2Таганрог первый город России, который строился по заранее разработанному генеральному плану. Первоначально он строился как крепость и имел военное назначение. Царь назвал крепость Троицк на Таганьем Роге, отсюда впоследствии и родилось название города.

В 1711 г., после заключения Прутского мирного договора между Россией и Турцией, России запрещалось иметь крепости в Приазовье. В этом же году Троицк был разрушен. Более половины века с 1711 г. по 1769 г. город был предан забвению.

3Сама мысль об открытии театра принадлежит градоначальнику Б.Б. Кампенгаузену, который ходатайствовал об этом еще в 1808 г., но из-за развязанной Францией войны это предложение пришлось надолго отложить.

4С приездом артистов в театре зазвучала и итальянская опера. Само здание театра было заложено 2 апреля 1866 г. и построена в рекордно короткие сроки. Всего через восемь месяцев – 25 ноября того же года состоялась его открытие. Таганрогское здание является уменьшенной копией всемирно известного миланского театра “La Scala”, оно строилось по его подобию, а проектированием занимался итальянский архитектор К. Лондерон и его русский коллега Н.В. Трусов.

5По приезду Гаэтано влюбился в местную артистку хора Елизавету Драшко и решил навсегда остаться в городе.

6К числу таких учеников относится известный пианист и композитор Самуил Моисеевич Майкапар.

7В Таганрог охотно приезжали «большие» артисты той эпохи. В разные годы здесь выступали такие Народные артисты СССР как А. Батурин, М. Михайлов, А. Хачатурян, Л. Утёсов, М. Бернес, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Т. Хренников, М. Ростропович, С. Рихтер.

Просмотров работы: 28