ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩЕГО ДЖАЗОВОГО МУЗЫКАНТА К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА ДЖЕМ-СЕЙШН - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩЕГО ДЖАЗОВОГО МУЗЫКАНТА К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА ДЖЕМ-СЕЙШН

Гурчинская М.М. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическая психология идёт рука об руку с музыкальными дисциплинами, помогая лучше усваивать последнее, и в практике музыкального исполнительства. Зачастую студенты джазового отделения сталкиваются с трудностью начать участвовать в групповой импровизации, именуемой «джем-сейшн». В данной статье исследуется эта проблема и описываются пути её решения.

Под термином «джем-сейшн (Jam session)» в данной работе рассматривается коллективная, последовательная индивидуальная и групповая джазовая импровизация на заданную тему.

Участие в коллективных импровизациях на площадке джем-сейшн является обязательной практикой для начинающего джазового музыканта. Формально, конечно, учебный курс консерватории этого не требует. Но все педагоги и студенты понимают, что без такой практики – студент, как джазовый музыкант, никогда не состоится.

И главная проблема, которая известна каждому, заключается в том, чтобы прийти в первый раз и в составе с другими музыкантами (которых ты иногда видишь в первый раз!) начать импровизировать перед публикой на заданную тему (ту, которую всего за минуту до этого объявят!).

Это коренным образом отличается, скажем, от исполнения классических произведений. Там от волнения ты можешь какие-то детали не выиграть как надо, где-то запнуться, после чего продолжишь играть заученное произведение или посмотришь в ноты. Здесь же упор на фантазию, спонтанность, интуицию, подсознание, а для этого требуется раскрепощенность, уверенность, внутренний комфорт. То есть надёжная психологическая опора. Да ещё и ответственность у тебя не только за свою репутацию, но и перед коллегами, с которыми вышла на сцену совместно музицировать. Поэтому по сравнению с классическими музыкантами психологический аспект здесь значительно выше.

И чем дольше ты оттягиваешь свой дебют на джем-сейшн, чем старше становишься, чем дольше учишься в консерватории, не пробуя себя на этой площадке, тем сильнее тебя одолевают комплексы, что ты, несмотря на свою музыкальную подготовку, не способен к таким выступлениям.

Джазовое исполнительство – явление относительно молодое, но есть немало работ на русском и английском, рассматривающих основные приёмы, психологические установки для джазовой игры. В дополнение к ним здесь рассматриваются применимость широко известного, детально разработанного, опробованного на практике руководства «Работа актёра над собой» Константина Сергеевича Станиславского (так называемой «системы Станиславского»).

Разумеется, актёрское мастерство по сравнению с музыкальным исполнительством имеет как ряд сходств, так и различий. Но сам Станиславский в упомянутой работе, обучая актёров, чаще всего сравнивает навыки актёров с навыками музыкантов, прививая «чувство ритма и темпа», «повышение и понижение интонаций», что «паузы в речи актёра, как и музыке, должны звучать», «умение пользоваться в речи акцентами», часто употребляет музыкальные термины: пиано, пианиссимо, фортиссимо, кресчендо, деминуэндо и пр.

Кроме того, именно джазовое исполнительство всё более сближает импровизационный характер современного актёрского и музыкального коллективного творчества. Поэтому опора на детально разработанную систему Станиславского весьма актуальная.

Примечательно, что Станиславский повсеместно ставил в пример своим ученикам психолого-педагогические аспекты именно музыкального исполнительства. На том основании, что музыкальное творчество исторически более раннее, осмысленное, более развитое (по крайней мере на тот период, то есть почти сто лет назад) в плане обучения, чем актёрское. Сейчас же, похоже, наблюдается обратный процесс: джазовая музыка берёт полезные наработки уже из театра.

В работе Станиславского используются такие базовые понятия, как «чёрная дыра портала», под которой подразумеваются зрители в зале. Для начинающего актёра, выходящего на сцену, это основная угроза, парализующая все его наработанные долгим и упорным трудом актёрские навыки (в нашем случае - музыкальные). И Станиславский разработал технику, ряд приёмов, устраняющих эту проблему.

В частности – установка на «публичное одиночество». Полноценная игра актёра и музыканта перед публикой возможна лишь тогда, когда он чувствует это одиночество, то есть, находясь на сцене, погружён в себя, в свои навыки, мастерство, в подготовленную им программу выступления. Это общее продуктивное состояние как для актёра, так и для музыканта.

Достигается это внутреннее состояние публичного одиночества, например, через концентрацию на «ближний (малый) круг». Этот приём позволяет убрать волнение и страх во время публичного творчества, а также вернуться в нормальное состояние, когда выступающий на сцене сбился, потерял самообладание. Заключается он в том, чтобы вернуться с небес на реальную землю, то есть выйти из-под власти фантомных страхов и представлений, ощутив вокруг себя предметы, которые тебя окружают, с которыми соприкасаешься. Например, для пианиста - это надёжный стул под собой, ноги на привычных педалях рояля и т.д. Потом переключаешь внимание на «средний круг» – рядом стоящих с тобой коллег и пр.

Отсюда вытекает принцип «общение с партнёрами». Станиславский объясняет, что объектом общения во время сценического действия являются находящиеся рядом с ним коллеги-актёры, а не зрители. И от того, насколько такой контакт между актёрами налаживается во время игры, и зависит результат выступления. По сути, это – наличие психологической взаимопомощи. В нашем случае, при импровизациях, у нас устанавливается визуальный контакт, без которого джазовая игра невозможна. В процессе импровизаций мы показывает друг другу свои намерения. Например, кто и когда начинает, и заканчивает своё соло. Когда и как мы завершим свою совместную игру. Если кто-то сбился, есть способы дать понять этот и помочь. Одним словом, общение с партнёрами – не менее важно, чем в театре на сцене. Следовательно, и наработанная психолого-педагогическая театральная техника вполне уместна.

Разумеется, ряд приведённых выше аспектов системы Станиславского не могут заменить существующие публикации о психологии джазового исполнительства (список их приведён ниже). Они рассмотрены в статье лишь как дополнение к ним.

Список литературы

Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М., 2018.

Aebersold J. Jazz Handbook, 2000.

Werner K. Effortless Mastery, 1996.

Просмотров работы: 29