ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА И ВОКАЛИСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА И ВОКАЛИСТА

Жидок А.Н. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творческая деятельность практически любого музыканта (за исключением пианистов, баянистов, аккордионистов) неразрывно связана с деятельностью концертмейстера. На любом этапе обучения (ДШИ (ДМШ), музыкальный колледж, консерватория) концертмейстер является необходимым участником творческого процесса. Одним из наиболее непростых направлений деятельности аккомпаниатора является работа с вокалистами. Чтобы содружество вокалист – пианист было продуктивным необходимо, прежде всего, взаимодействие и взаимопонимание между музыкантами. Особенно это касается только начинающих свой путь исполнителей, обучающихся в музыкальной школе или колледже, им возможно в большей степени необходима опора и поддержка концертмейстера.

Взаимодействие – связь между музыкантами, являющаяся фактором результативной и высокохудожественной деятельности.

Для успешного взаимодействия концертмейстера и исполнителя необходимо учесть несколько аспектов, далее приведены основные из них.

Психологический. Чтобы исполнитель и концертмейстер могли успешно взаимодействовать, необходимо, установить психологический контакт. Это, прежде всего, касается музыкантов, которые еще не знакомы друг с другом.

Установление психологического контакта — это первичный этап построения доверительных отношений. Приемы установления психологического контакта: проявление доброжелательности, улыбка, радушное обращение, зрительный контакт, внимание на положительные качества человека. Вокалисту должно быть комфортно рядом с концертмейстером. Оба музыканта должны понимать, что их усилия направлены на создание единого, общего, целого – музыкального произведения.

Мимолетный контакт глаз перед началом произведения очень важный момент в процессе взаимопонимания музыкантов. Концертмейстер, смотря на вокалиста как бы задает вопрос «можно ли начать»?, «готов ли исполнитель?», исполнитель своим ответным взглядом «сообщает» концертмейстеру свою готовность начать.

Музыкальный. Умение слушать и слышать необходимый навык, как для концертмейстера, так и исполнителя. Здесь важным также является единство интерпретации, оба музыканта должны одинаково представлять логику развития музыкального произведения. Создание единого, убедительного художественного образа, вот конечная цель совместной работы исполнителя и концертмейстера.

Знание музыкального произведения. Глупо говорить о взаимодействии концертмейстера и исполнителя, когда оба или один из них не знает произведения. В этом случае фокус внимания переключается на работу с текстом, его освоением, каждый занят своим делом. Знание сочинения, как его нотного текста, так и его содержания тот фактор, который позволяет коммуницировать друг с другом, решать не текстовые задачи, а работать над единым художественным образом, создавать музыку.

Остальные элементы взаимодействия концертмейстера и вокалиста нужно отнести только к деятельности аккомпаниатора.

Знание специфических особенностей вокальной техники, которые связаны, прежде всего, с физиологией человеческого организма. Дыхание, которое диктует и ауфтакт, и построение фраз; процесс звукообразования; вокальное интонирование - все это требует, прежде всего, временных затрат на звукотворческий процесс. Концертмейстер всегда должен учитывать эти особенности и подстраиваться под вокалиста.

Навыки концертмейстерского исполнительства. Концертмейстерами не рождаются, а становятся. Мало быть хорошим пианистом, надо обладать определенным багажом знаний умений и навыков, чтобы стать хорошим аккомпаниатором. Все это приобретается лишь на практике, сначала под контролем педагога еще в учебном заведении, а затем уже самостоятельно. Концертмейстеру необходимо:

иметь навык игры в ансамбле;

уметь «поймать» исполнителя с любого места в произведении;

понимать, когда надо подсобрать темп (длинные ноты у исполнителя), а когда надо дать исполнителю передохнуть (например, проигрыш можно немного затянуть, чтобы дать возможность отдохнуть вокалисту);

помогать выстраивать музыкальную фразу и фразировать;

знать особенности музыки разных стилей и жанров;

правильно рассчитывать силу звука инструмента, чтобы не заглушить вокалиста, а быть ему поддержкой и опорой;

при необходимости подыгрывать вокальную строчку или отдельные ее фрагменты вокалисту;

уметь как бы «предслышать» исполнителя (мысленное представление внутренним слухом, того что исполнит вокалист).

Все вышеизложенное необходимо для успешного взаимодействия двух исполнителей. В музыкальном искусстве нет мелочей, поэтому все от психологического настроения в отношениях между концертмейстером и вокалистом, до совместного музыкального переживания сочинения играет свою роль. В итоге, конечная цель этого взаимодействия – сотворчество, создание целостного художественного музыкального произведения.

Список литературы

Коробова О. Я. Антиципация в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Коробова Ольга Ярославовна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова]. Саратов, 2011.

Куклина Л. В. Практика работы концертмейстера в вокальном классе // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования». М., 2018.

Ястребова Е. Р. Специфика работы концертмейстера в классе вокала (методическая разработка). Нижний Новгород, 2013.

Просмотров работы: 102