Преподаватели игры на фортепиано тратят много времени на уроках, развивая слух учащихся, преодолевая технические проблемы в репертуаре и отрабатывая многие интонационные детали в каждом произведении. Тем не менее, часто студенческие достижения не приводят к успешному выступлению в стрессовых ситуациях, таких как экзамены, конкурсы и публичные концерты. Это происходит потому, что многие музыканты испытывают страх сцены, причем более половины из них испытывают негативное влияние страха перед выступлением.
Тревога - это распространенная психологическая реакция на стресс, когда организм прибывает в ситуации «Сражайся или беги». Тревога проявляется в ряде хорошо известных физических, поведенческих и когнитивных симптомов, которые взаимодействуют друг с другом и оказывают негативное влияние на качество работы. Например, было четко установлено, что стрессовые ситуации во время выступления увеличивают частоту сердечных сокращений игрока. Учащенное сердцебиение может повлиять на восприятие учащимися темпа и привести к выбору более высокой, чем обычно, скорости исполнения, что приводит к большему числу ошибок. Аналогичным образом, негативные мысли могут оказывать пагубное влияние на производительность, например, предвосхищение приближения трудного отрывка может привести к ошибкам, даже если трудность была преодолена ранее. Иногда похвалы самого себя за преодоление трудного места достаточно, чтобы отвлечь исполнителя от поставленной задачи и вызвать проблемы в следующих отрывках.
Уровни тревоги, испытываемые каждым студентом, будут варьироваться в зависимости от того, насколько хорошо они обычно справляются со стрессом, насколько напряженно они воспринимают конкретную ситуацию и насколько хорошо они подготовились к этому конкретному выступлению.
Боязнь сцены сопровождается психологическими причинами (фобии, панические атаки, защитная тактика) и физическими причинами (усталость, плохой сон, депрессия, разочарование, дезориентация).
Уровень беспокойства, испытываемого учащимися, связан с объемом накопленного ими опыта работы. После тестирования ответов 90 студентов музыкальных вузов в различных инструментальных и вокальных областях с использованием ситуаций с повышенной или пониженной тревожностью Дональд Хаманн [4] обнаружил, что годы формального обучения оказали значительное влияние на качество их выступлений. Студенты, которые учились дольше, имели больше опыта работы и лучше справлялись со стрессом. Гленн Уилсон и Дэвид Роланд [3] рассмотрели ситуационный стресс и предположили, что публичный концерт вызывает больший стресс, чем частное выступление, что сольная игра более травматична, чем игра с другими, и что, как ни удивительно, не размер, а близость аудитории вызывает большую тревогу. Это может объяснить, почему экзамен по игре на фортепиано соло в маленькой комнате, когда экзаменатор заглядывает кандидату через плечо, может превратиться в тревожный кошмар!
Важно помнить, что боязнь сцены - это сложная проблема, которая не имеет «универсального» решения. Как учителям, нам необходимо иметь широкий спектр подходов к этой проблеме, отслеживать реакцию учащихся на наши предложения и корректировать наши рекомендации до тех пор, пока определенная комбинация стратегий не приведет к желаемому снижению уровня тревожности по поводу успеваемости.
Поиск средств для контроля физических симптомов тревоги во время выступления, таких как потные руки, тремор, затуманенное зрение и тошнота, часто является самой неотложной целью для многих исполнителей. Широко популярны техники релаксации, включая глубокое дыхание и постепенное расслабление.
Глубокое дыхание - наиболее часто используемая стратегия преодоления трудностей среди музыкантов ([1], [5]). Другие рекомендации включают расслабление, растяжку мышц и йогу. Многие техники медитации, такие как йога, изначально фокусируются на замедлении дыхания и осознании глубины каждого вдоха. За этим часто следует постепенное расслабление, фокусируясь на одной группе мышц за раз, напрягаясь и расслабляясь до достижения полного расслабления. Эти техники часто выполняются с испытуемым, лежащим на спине на полу или сидящим в кресле. Дэвид Роланд [2] предлагает музыкантам регулярно практиковать эти техники расслабления, чтобы иметь возможность применять их по желанию и достигать более спокойного физического состояния перед выступлением.
Физические симптомы тревоги за результат исполнения часто вызывают изменения в поведении, которые приводят к ухудшению производительности. Выявление неадекватного поведения и разработка контрмер могут дать учащимся практические средства для управления своей тревогой.
Одним из распространенных симптомов беспокойства является чрезмерная потливость рук, которая может привести к соскальзыванию с клавиш во время исполнения. Профилактические меры, такие как протирание рук и клавиатуры перед игрой, использование талька или салфеток на спиртовой основе, могут помочь высушить руки.
Учащенное сердцебиение может привести к тому, что учащиеся будут выбирать более быстрый темп, чем обычно, что приведет к большему количеству ошибок и даже к снижению успеваемости. Научить студентов определять правильный темп можно, установив скорость на метрономе и заставив студентов несколько раз напевать первые два такта пьесы в такт метроному. В течение очень короткого времени они смогут начать пьесу в точно нужном темпе без помощи метронома.
Ритмические ошибки часто встречаются в живых выступлениях и связаны с учащенным сердцебиением. Часто длинные ноты и паузы обрываются. Это можно исправить, тщательно считая (при необходимости вслух) и дыша между фразами.
Многие авторы предлагали сочетать поведенческие техники с когнитивной терапией (например, [1], [3], [6]). Это означает сочетание постепенного расслабления и когнитивной реструктуризации (замена неуместных мыслей позитивными утверждениями и образами успеха). Роль учителя состоит в том, чтобы помочь студентам в освоении этих методов. Практика студента должна состоять из повторений, выполняемых с учетом конкретных целей, и включать разминку, проигрывание от начала до конца, работу над ошибками и итоговое исполнение.
Задача педагога - выбрать наиболее подходящую комбинацию техник для каждого ученика, чтобы помочь ему достичь оптимальной производительности.
Список литературы
Роланд Д. Как профессиональные исполнители справляются с тревогой перед выступлением // Научные исследования в области музыкального образования. Т. 2, 1994. C. 25–35.
Роланд Д. Уверенный исполнитель, 1997.
Уилсон Г., и Роланд Д. Беспокойство по поводу производительности // Наука и психология музыкального исполнения, 2002. C. 47-61.
Хаманн Д. Оценка тревожности в инструментальных и вокальных исполнениях // Журнал исследований в области музыкального образования, 1982. C. 77-90.
Шоуп Д. Обзор проблем, связанных с исполнительством, среди музыкантов старших классов и младших классов средней школы. Медицинские проблемы артистов-исполнителей. Т. 10, 1995. С. 100-105.
Эванс А. Секреты музыкальной уверенности, 1994.