Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников [4].
Современная ситуация в России привела к значительным изменениям в обществе, а семья — это социальный институт, который развивается и изменяется вместе с обществом, отражая в той или иной форме все происходящие в нем изменения [1, с. 56]. Неполные семьи, проживающие в сельской местности, находятся в сложной ситуации, их жизнь вдвойне трудна, поэтому важно изучить их проблемы и организовать социальную работу с ними.
Для рассмотрения организации социальной работы с неполными семьями в сельской местности, на базе Областного государственного бюджетного учреждения Центр социального обслуживания "Парус надежды" в р.п. Кузоватово (далее ОГБУСО ЦСО "Парус надежды" р.п. Кузоватово).
Среди родителей неполных семей был проведен анкетный опрос. В исследовании приняли участие 15 родителей из сел и деревень Кузоватовского района. Опрос проводился с помощью анкетирования и интервью, что позволило описать реальное социальное положение респондентов и провести качественный анализ этих данных.
По результатам интервью можно сделать вывод, что большинство неполных семей, проживающих в сельской местности, нуждаются в социальной поддержке для решения своих материальных, а также психологических проблем. Результаты анкетирования родителей, были уточнены у 12 мужчин и 19 женщин. В ходе которого были выявлены социально-психологические и социально-педагогические проблемы, существующие в настоящее время в этих семьях.
В ходе исследования были проанализированы результаты интервью и даны рекомендации службам социальной защиты населения Кузоватовского района по улучшению подхода к неполным семьям, проживающим в сельской местности.
Существует опасность упустить из виду другие составляющие семейных проблем: психологические и социально-психологические. Многие неполные семьи неблагополучны по психологическим факторам. Это подтвердили интервью с родителями из неполных семей в журнале Михайловой Т. А. Мать-одиночка М.: "Поначалу очень пугало чувство брошенности, покинутости. Я просто думала: "Я одна, у меня ребенок. Как я буду жить?" сдерживал желание действовать дальше". [3, с. 24].
Интервью с главами семей в неполных семьях показали, что одной из сложных ситуаций в их домах являются "детско-родительские отношения. В ходе исследования была применена к неблагополучным семьям методика "диагностики родительского отношения" (А.Я. Варга, В.В. Столин), которая позволяет выявить некоторые аспекты отношения родителей к своим детям [2, с. 136]. Опрошенные проявили следующие формы родительского отношения:
- "Неприятие ребенка". Данная шкала отражает целостное эмоциональное отношение к ребенку. Один полюс шкалы содержит: родители любят своих детей такими, какие они есть. На другом полюсе - родители воспринимают своих детей как плохих, непригодных, неуспешных.
- "Кооператив" - образ социально желательного родительского отношения. Родитель интересуется делами и планами ребенка, старается помочь ему, проявляет сочувствие. Они поощряют инициативу и независимость своего ребенка и стараются иметь с ним равные отношения.
- Шкала "Существование" отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокий балл по этой шкале интерпретируется как стремление родителя к единению с ребенком или, наоборот, сохранение психологической дистанции между ним и собой.
- "Контроль" отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. Более высокие баллы по этой шкале явно указывают на авторитарное или демократическое отношение родителей к своим детям.
- "Отношение к неудачам детей" отражает особенности восприятия и понимания родителями своих детей, их способностей, сильных и слабых сторон и их отношения к успеху или неудаче.
На основе данной методики был проведен анализ детско-родительских отношений в неполных семьях. Так, почти 50% из них были родителями, злоупотребляющими алкоголем, для семей которых было характерно пренебрежение к своим детям, отсутствие заботы о них и адекватного питания, физическое и психологическое насилие, пренебрежение к спокойствию и переживаниям своих детей, а также не отвечающие стандартам жилищные и бытовые условия.
В таблицах 1 и 2 представлены результаты, полученные с помощью диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) двух групп семей [2, с. 84].
Таблица 1
Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной благополучной семье
Стили
№
№ п/п |
Принятие |
Кооперация |
Симбиоз |
Контроль |
«Маленький неудачник» |
1 |
24 |
8 |
5 |
6 |
2 |
2 |
26 |
4 |
7 |
6 |
3 |
3 |
19 |
7 |
3 |
6 |
4 |
4 |
30 |
3 |
5 |
3 |
1 |
5 |
21 |
5 |
7 |
6 |
2 |
6 |
31 |
8 |
6 |
4 |
3 |
7 |
18 |
8 |
3 |
3 |
1 |
8 |
25 |
4 |
3 |
4 |
5 |
9 |
22 |
8 |
6 |
5 |
1 |
10 |
26 |
3 |
5 |
7 |
2 |
Среднее значение |
24,2 |
5,8 |
5 |
5 |
2,4 |
Таблица 2
Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной неблагополучной семье
№ Стили
№ п/п |
Принятие |
Кооперация |
Симбиоз |
Контроль |
«Маленький неудачник» |
1 |
14 |
4 |
3 |
1 |
5 |
2 |
8 |
2 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
0 |
3 |
3 |
4 |
4 |
12 |
4 |
3 |
2 |
2 |
5 |
21 |
2 |
2 |
6 |
0 |
6 |
6 |
6 |
1 |
4 |
1 |
7 |
3 |
4 |
5 |
2 |
4 |
8 |
10 |
3 |
2 |
3 |
4 |
9 |
9 |
1 |
3 |
4 |
2 |
10 |
17 |
4 |
3 |
1 |
3 |
Среднее значение |
10,4 |
3 |
3 |
2,8 |
2,6 |
Согласно полученным данным, родители из семей, в которых не было выявлено семейного неблагополучия, по шкале "Принятие/отвержение детей" показали значительно более эмоционально положительное отношение к своим детям (принятие). Показатели по шкале "сотрудничество" у испытуемых из благополучных неполных семей свидетельствуют о том, что взрослые готовы сотрудничать со своими детьми, интересуются и участвуют в делах своих детей. Родители в неполных дисфункциональных семьях реже разделяют интересы своих детей и не поощряют спонтанность и самостоятельность своих детей.
Результаты шкалы «Симбиоз» свидетельствуют о том, что психологическая дистанция в отношениях с ребенком больше в дисфункциональных неполных семьях, чем в более благополучных.
Таким образом, данные диагностики показали, что родители в неполных неблагополучных семьях реже сотрудничали со своими детьми, меньше контролировали своих детей и имели большую психологическую дистанцию, чем родители в неполных удачных семьях.
Полученные данные свидетельствуют, что более обеспеченным семьям необходимо изменить свое отношение к детям (тенденция к формированию симбиотических отношений).
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для разработки профилактических программ для родителей в неблагополучных неполных семьях, проживающих в сельской местности, для гармонизации детско-родительских отношений.
Список литературы:
Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2012. № 11. С.159.
Психология счастливой жизни. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин. Методика ОРО Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., 144с. [Электронный ресурс]. URL: http://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolinmetodika-oro (дата обращения: 17.10.2022).
Михайлова Т. А. Теория и практика общественного развития: электронный научный журнал – 2015. – №23. 101с. [электронный ресурс]. URL: https://dom-hors.ru/teoria-praktika (дата обращения: 17.10.2022)
Лыткина Т. С. Трансформация семье и домашнее хозяйство // Социс, 2018. № 5.