Уровень стрессоустойчивости и стратегии поведения в конфликте у бариста с разным стажем работы. - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Уровень стрессоустойчивости и стратегии поведения в конфликте у бариста с разным стажем работы.

Бойко А.В. 1, Савина П.Д. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского» Владивосток
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональная деятельность в сфере взаимодействия с людьми является распространенным примером источника стрессоров для людей. Данный факт придаёт особую значимость исследованию степени стрессоустойчивости, как совокупности личностных качеств, позволяющих человеку переносить без вреда для себя значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки.

Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [1].

Трактовка самого понятия «стресс» дает возможность рассматривать и мобилизующие деятельность состояния продуктивной напряженности (так называемый «эустресс»), и деструктивные формы стрессовых состояний (или дистресс), которые разрушают поведение и ведут к ухудшению психического и физического здоровья [2].

Таким образом, профилактика стрессов посредством развития у сотрудников достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей психологов, специализирующихся на психологическом обеспечении профессиональной деятельности [3].

Цель исследования – исследовать уровень стрессоустойчивости и стратегии поведения в конфликте у бариста с разным стажем работы.

Материалы и методы исследования

В данном исследовании приняли участие 31 сотрудник общепита в должности бариста. В ходе исследования респонденты были разделены на 2 группы: 15 сотрудников без стажа работы (начинающие) и 16 сотрудников со стажем работы от 3 до 5 лет.

В работе использовались следующие методики:

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;

Методика на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Килманна (в адаптации Н.В. Гришиной);

Статистический анализ результатов исследования был осуществлен при помощи метода математической обработки данных U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования

Методика Холмса и Раге позволила определить степень сопротивляемости стрессу у исследуемых бариста.

Исходя из данных в таблице можно отметить, что у первой группы (без стажа работы) высокая степень сопротивления стрессу наблюдается только у 3 респондентов. 4 респондента имеют пороговую (среднюю) степень, остальные 8 – низкую. У второй группы (со стажем работы 3-5 лет) низкая степень сопротивляемости стрессу среди респондентов второй группы наблюдается только у 2 человек. 6 респондентов имеют пороговую степень и у 8 человек наблюдается высокая степень сопротивляемости стрессу.

По сравнению с первой группой испытуемых, которую составляют начинающие бариста без стажа работы, среди бариста со стажем работы более 3 лет больше респондентов с высокой степенью сопротивляемости стрессу.

Методика К. Томаса и Р. Килмана позволила исследовать стратегии поведения в конфликтных ситуациях у исследуемых бариста.

Для большинства респондентов первой группы более склонны к двум стратегиям поведения в конфликтных ситуациях: уклонению и компромиссу.

В целом большинство респондентов второй группы склонны к стратегиям сотрудничества и компромисса в конфликтах (баллы распределены примерно в равной степени).

Сравним результаты двух групп испытуемых по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге при помощи математического метода U-критерия Манна-Уитни.

Сначала определим гипотезы:

H0: Уровень сопротивляемости стрессу в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

H1: Уровень сопротивляемости стрессу в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

Таблица 5

Критические значения U-критерия Манна-Уитни

Uкр

p≤0.01

p≤0.05

61

77

Рассмотрим ось значимости на рисунке 1.

Рисунок 1 – Ось значимости U-критерия

Итак, полученное эмпирическое значение Uэмп (65.5) находится в зоне неопределенности. Следовательно, ни одна из гипотез критерия не принимается. U-критерий показал, что значимых различий в степени сопротивляемости стрессу между двумя выборками не было найдено.

Выводы

В результате теоретического исследования по данной тематике были рассмотрены основные стратегии поведения в конфликтной ситуации, в зависимости от контекста события, психических свойств и состояний субъекта, а также его привычек, выделенные К. Томасом и Р. Килманном.

В ходе эмпирического исследования были получены показатели уровня стрессоустойчивости исследуемых бариста, а также их предпочитаемые стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Сравнительный анализ позволил сделать выводы, что между бариста, без стажа работы и бариста, со стажем более 3 лет нет значимых различий в уровне сопротивляемости стрессу, а склонности к определенным стратегиям поведения в конфликте являются схожими.

В результате эмпирического исследования гипотеза – предположение о том, что у бариста со стажем работы более 3 лет высокий уровень стрессоустойчивости и наиболее выражена стратегия поведения в конфликте – сотрудничество – не была подтверждена.

Список литературы

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 301-302.

Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2011. – № 1. Т.10. – С. 6-19.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – 220 с.

Катунин // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243.

Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. – М.: Наука, 2008. – С. 242-243.

Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза. дис. …канд. психол. наук: Екатеринбург , 2004. С. 158.

Просмотров работы: 43