Одним из перспективных направлений психологии экстремальных ситуаций является изучение проблемы копинг-поведения человека.
Наша исследовательская работа приобретает свою актуальность в связи с тем, что профессиональная деятельность промышленных альпинистов связана с постоянным стрессом, и им важно в своей деятельности уметь справляться с ним, чтобы предотвращать угрозу для жизни, здоровья и безопасности коллег. Постоянный рост стрессогенных факторов побуждает специалистов к поиску некоторых профессионально-важных качеств, а также определенных стратегий поведения, которые помогают индивиду преодолевать трудные жизненные ситуации.
Копинг-стратегии определяются как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию [1], иными словами, копинг-стратегии – это стратегии поведения, позволяющие субъекту с помощью осознанных действий, способами, адекватными его личностным особенностям и ситуации справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией.
Выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения:
Минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности;
Приспособление, регулирование или преобразование жизненных ситуаций;
Поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах;
Поддержание эмоционального равновесия;
Поддержание, сохранение взаимосвязей с другими людьми [2].
Р. Лазарус и С. Фолкман выделили 8 видов стратегий совладающего поведения:
Конфронтация (отражает стратегию совладающего поведения, при которой решение проблемы достигается путем поведенческой активности, не всегда направленную на конкретную цель);
Дистанцирование (отражается в субъективном понижении значимости стрессового события и уровня эмоциональной включенности личности);
Самоконтроль (проявляется в подавлении своих чувств и эмоций, проявлении самообладания и контроля за своими действиями);
Поиск социальной поддержки (проявляется в привлечении сторонних ресурсов для разрешения стрессовой ситуации);
Принятие ответственности (проявляется в принятии личностью своей роли и ответственности в выходе из стрессовой ситуации);
Избегание-бегство (отражается в реагировании на стрессовую ситуацию по принципу уклонения за счет отвлечения, отрицания и фантазирования);
Планирование решения проблемы (проявляется в оценке возможных выходов из проблемной ситуации, всестороннего анализа происходящего, продумывания стратегии поведения и планирования);
Положительная переоценка (заключается в переоценке проблемы, ее положительного переосмысления с возможностью использования ситуации для личностного развития).
Большинство людей используют несколько различных копинг-стратегий, исходя из стрессовой ситуации [3].
Данные копинг-стратегии мы продиагностировали у промышленных альпинистов г. Владивостока в количестве 12 человек при помощи опросника «Стратегии совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман.
Результаты тестирования представлены в виде гистограммы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Степень предпочтительности для респондента стратегии совладания со стрессом
На основании данных представленной диаграммы получились следующие результаты:
1. Выраженная предпочтительность такой стратегии совладания, как «конфронтация», характерна для 3 респондентов. Эти респонденты пытаются решить проблемы за счет осуществления конкретных действий, направленных либо на разрешение стрессовой ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. У них может наблюдаться импульсивность в поведении, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство.
Умеренная предпочтительность стратегии «конфронтация» характерна для 8 респондентов. Они способны к сопротивлению трудностям, энергичны и предприимчивы, при разрешении проблемных ситуаций, умеют отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогеннных условиях.
2. Выраженная предпочтительность стратегии «дистанцирование» характерна для 1 респондента. Для него характерно использование интеллектуальных приемов, рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, и обесценивания стрессовой ситуации для субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.
3. Выраженная предпочтительность такой стратегии как «поиск социальной поддержки» характерна для 1 человека. Для данного респондента характерна ориентированность на взаимодействие с другими людьми для попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних ресурсов, поиска информационной, социальной и действенной поддержки.
4. Выраженная предпочтительность такой стратегии как «принятие ответственности» характерна для 1 респондента. Для него свойственно признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственность за ее решение. Данная стратегия поведения может приводить респондента к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой.
Умеренная предпочтительность стратегии «принятие ответственности» свойственна 11 респондентам. Они стремятся понимать зависимость между собственными действиями и их последствиями, готовы анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в собственных недостатках и ошибках.
5. Выраженная предпочтительность стратегии «бегство-избегание» характерна для 4 респондентов. Они преодолевают негативные переживания с помощью отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения. Также, у них могут наблюдаться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, переедание, употребление алкоголя с целью снижения эмоционального напряжения.
6. Выраженная предпочтительность стратегии «планирование решения проблем» свойственна 5 респондентам. Для них характерно преодолевать трудности при помощи целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
7. Выраженная предпочтительность стратегии «положительная переоценка» свойственна 1 респонденту. Для нее характерно ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
8. Редкая предпочтительность стратегии «самоконтроль» характерна для 1 респондента. Он не стремится скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией, не подавляет и не сдерживает эмоции [4].
Таким образом, анализ методики «Способы совладающего поведения» показывает, что в наибольшей степени у промышленных альпинистов выражена копинг-стратегия «планирование решения проблемы», а в наименьшей степени – «самоконтроль». Наиболее предпочитаемая группой стратегия является конструктивной копинг-стратегией, направленной на решение проблемной ситуации.
Список литературы:
Бохан, Т.Г. Онтогенетический подход к проблеме преодоления критических ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях / Т.Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. – 1999. – Выпуск 10. – С. 40 – 45.
Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Авантитул. 2007. 67 с.
Бобровская Е. Ф. Стресс и копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2020. -№07. -С. 48-52.
Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов. Санкт-Петербург. 2009. 38 с.