Проблематика духовно-нравственного саморазвития молодежи, в том числе курсантов военных вузов, находится в центре внимания научной общественности – представителей различных направлений гуманитарного знания. Причем идеи и представления о духовно-нравственном саморазвитии молодого человека постоянно обогащаются и развиваются. С возрастанием значимости человеческого фактора в условиях перехода от глобалистских, монокультурных трансформаций на многополярные социокультурные трансформации во всех сферах жизнедеятельности не только нашей страны, но и многих других стран мира, предъявляются качественно новые требования к темпам преобразований в знаниях, умениях и способностях молодого человека, расширяются требования соответствия личности духу эпохи, ее способности противостоять негативным воздействиям внешней среды посредством управления собственным развитием [4]. Творческий потенциал человека, его готовность продуктивно отзываться на требования и динамику окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития и конкретного человека, и общества в целом. Тем самым личностная компетентность и готовность к саморазвитию, целенаправленным личностным трансформациям [3] становятся необходимым условием духовно-нравственных достижений человека, социальной успешности, профессионального и карьерного роста.
Особенно актуальным является вопрос сохранения и современного восприятия духовно-нравственных традиций, их влияния на ценностные ориентации личности в условиях смены парадигм в мировоззрении. События, происходящие в духовно-нравственном и социокультурном пространстве нашего общества, позволяют говорить о том, что в социуме на данный момент весьма заметно ощущается недооценка духовно-нравственных традиционных ценностей, которые издавна являлись неотъемлемой частью жизни и развития нации.
Необходимость выработки новой духовной парадигмы требует концептуального понимания феномена духовности, поскольку традиционные духовные и нравственные ценности занимали, и будут занимать главное место в структуре личности. Именно вокруг явлений духовно-нравственной жизни человека в основном осуществлялось становление отечественной мысли, определяя направление развития будущих поколений. И в наше время, место традиционных духовных и нравственных ценностей в обновленном обществе, несомненно, должно являться центральным, несмотря на тот факт, что в социокультурном пространстве наблюдается множество опасных процессов и явлений, деструктивно влияющих на каждую личность и общество в целом [2]. Стремление к материальному приводит к созданию в социуме антидуховных и антитрадиционных структур, являющихся, по сути, неверным направлением в процессе духовно-нравственного становления и развития молодого поколения. [4].
Нравственность в осмыслении феномена духовности в значительной мере определяется тем, что фактически под духовным возрождением подразумевается нравственное возрождение как возможный фундамент социально-политической и экономико-правовой стабильности. Усвоение духовных и нравственных ценностей - одна из основ социального взаимодействия в обществе. Усваивая определенные духовные и нравственные ценности, человеку необходимо придерживаться традиционных путей, которыми пользовались его предшественники и преемственность которых обеспечивается традицией. Этот момент духовного совершенствования человека позволяет утверждать, что основным условием ценностных ориентаций личности в современном обществе должно стать сохранение вековых духовно-нравственных традиций [3].
Социально-философское осмысление традиции позволяет выявить в ее структуре ряд особых качеств, среди которых наиболее важными являются характеристики непрерывности и преемственности, позволяющие традиции осуществлять свою основную функцию сохранения многовекового опыта народа и существовать в качестве важнейшего фактора трансляции социальной стабильности в обществе.
Следовательно, обоснование проблемы духовно-нравственного саморазвития человека выступает как одно из условий прогрессивного развития общества. Как показывает состояние нашего общества, необходим переход от традиционного изучения духовно-нравственного саморазвития личности к проблематике преодоления противоречий между потребностями индивида и его социального окружения, при котором активный социальный субъект побуждается не только к всестороннему нравственному самосовершенствованию, но и к активным действиям. Особую значимость приобретает собственная активность индивида на пути к пониманию и определению своего места в социуме, основанная на учете внутренних факторов, стимулирующих самостоятельное изменение своего сознания и поведения [5]. Для личности необходим постоянный поиск вариантов адекватного отражения в сознании и поведении динамичных, не всегда позитивных, мировых социально-культурных процессов и соответственного изменения условий жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром.
В этой связи период подготовки в военном вузе становится важным этапом профессионального становления военного специалиста, временем духовного и нравственного самосовершенствования, ростом патриотической составляющей в нравственном потенциале личности, профессионализацией интересов, героизацией ратного труда, развитием самостоятельности, творчества, активности, углублением и обогащением отношений на основе реализации потребности в самовоспитании [7], а также творческой профессиональной самореализации в любых условиях, как результата саморазвития.
Проблема духовно-нравственного воспитания курсантов на традициях Российской армии прямо связана с обеспечением одной из составляющих национальной безопасности страны - духовной безопасности. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о необходимости духовного обновления России и отмечается, что одна из приоритетных задач обеспечения национальной безопасности «включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения. Интересы же государства состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, культурного потенциала страны, традиций патриотизма и гуманизма» [2]. В этом контексте важно рассмотрение феномена духовно-нравственного саморазвития личности на полидисциплинарной основе, с учетом различных концепций и подходов, а также с ориентацией на адаптацию личности к динамичным социальным процессам. «В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения» [2].
Отмечается общая тенденция возрастания так называемых последствий развития техногенного глобалистского общества с ярко выраженной бездуховностью, культами насилия, с одной стороны, жаждой денег и легкой наживы, с другой. Одновременно с этим в сознание молодежи привносится всеми техническими достижениями массовой культуры образец «американской демократии» с войной в зоне жизненно важных интересов США и кажущейся непобедимостью их армии, что особенно опасно при отсутствии активной пропаганды лучших отечественных воинских традиций, или их замалчивании. «Реализация Российской Федерацией государственной политики в области обеспечения национальной безопасности способствует повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, политического, военного и духовного потенциала России, необходимого для укрепления ее роли как одного из влиятельных центров современного мира» [2].
Духовно-нравственное саморазвитие будущего военного специалиста является результатом активного взаимодействия внутренних природных сил человека и социальных условий. Внешние факторы личностного саморазвития (воспитание, наследственность, окружающая среда) способны поменять человека вне зависимости от его сознания и воли. Внутренние факторы (мотивация и желание измениться) подконтрольны личности. Естественное саморазвитие происходит с возрастом человека, с приобретением нового опыта и новых знаний.
Духовно–нравственное саморазвитие это сложный процесс постоянного духовного и нравственного совершенствования человека, приобретения нового опыта и формирования определенного стиля поведения по отношению к окружающим в любой, даже экстремальной жизненной ситуации. Постоянное духовно-нравственное саморазвитие дает заряд положительной энергии, помогает человеку вести гармоничный и успешный образ жизни, понять собственную уникальность, преодолеть неразрешенные внутриличностные конфликты, следуя не только законам природы, но и законам общества. Активное внутренне обусловленное саморазвитие требует осознания человеком того, к чему он стремится, применения волевых усилий, выполнения всего от него зависящего для продвижения и достижения поставленных целей [5].
Литература
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»
2.Стратегия национальной безопасности российской федерации ( от 2 июля 2021 г. № 400).
3.Асеев, А.Г. О диалектике детерминации психического развития / А.Г. Асеев // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 21-38.
4.Воспитание патриотизма как приоритет профессионально-личностного развития будущих офицеров / О. А. Лактюхин, А. В. Бражников, В. И. Воробьев, А. О. Лактюхин и др. / Профессионально-личностное становление и развитие специалиста: история и современность. Сборник статей. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Концепция», 2017. – 250 с.
5.Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 382 с.
7.Чеснокова, И.И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности / И.И. Чеснокова; отв. ред. Л.А. Анцыферова. – М.: Наука, 1981. – С. 223-235.