Профилактики безнадзорности несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра: региональный опыт - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Профилактики безнадзорности несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра: региональный опыт

Кошелев К.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: Проблема безнадзорности очень частое явление в нашей стране, так и во всём мире. Множество детей, подростков в виду независящих от них обстоятельств оказываются без опеки родителей, также это может случатся по вине самих родителей, которые предпочли вести аморальный образ жизни, чем воспитывать детей. Само понятие неблагополучные семь обозначает семью, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются. Можно привести статистику по Ульяновской области. Проведено 518 рейдов, в ходе которых посещено 2447 семей, проверены жилищно-бытовые условия 2405 детей, проведены индивидуальные профилактические беседы с 1838 родителями (законными представителями) несовершеннолетних. Выявлено 6 семей, в которых родители не исполняют обязанности по воспитанию и содержанию 9 несовершеннолетних детей. Оказана помощь 13 безнадзорным несовершеннолетним, требующих помощи со стороны государства: 4 детей помещены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; 9 – в медицинские организации. Сотрудниками органов внутренних дел посещены по месту жительства 679 подростков, состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел. В ходе проведённых мероприятий составлено 60 протоколов об административных правонарушениях, в том числе: 56 – за неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей; 1 – за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ; 1 – за нахождение несовершеннолетних в состоянии опьянения, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими психотропных веществ; 2 – за совершение несовершеннолетними мелкого хулиганства. Документ, который регламентирует данную проблему – это Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Российская Федерация. В целях решения социальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания обеспечения профилактической деятельности в Барышском районе Ульяновской области наряду с другими социальными учреждениями для несовершеннолетних действуют социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (ОГКУСО СРЦН "Планета детства").

Безнадзорность – это социальное положение несовершеннолетнего, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию родителей или законных представителей либо должностных лиц. Также выделим схожее понятие – беспризорность. Беспризорность – это социальное явление полного отстранения несовершеннолетнего от семьи, сопряженная с утратой места жительства и занятий. Оба эти понятия похожи, но отличие в том, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности. Явление угрожает правильному формированию личности несовершеннолетних и способствует развитию социально негативных навыков. Катализаторами попадания несовершеннолетних в СРЦ могут быть экономические и социальные проблемы в мире, малые выплаты, нехватка рабочих мест, всё это может плохо сказываться на эмоциональном статусе родителей, что не редко приводит их к алкоголизму и отречению от своих основных обязанностей по воспитанию. В современном мире всё чаще и чаще всплывает проблема нехватки времени на детей. Воспитание детей все чаще списывают на детские сады или школы, однако воспитание в садике, в школе не может заменить родительской любви и заботы, не следует полагаться целиком на то, что воспитатели и учителя обучат вашего ребенка всему, что ему требуется. Родители не должны перестать работать из-за необходимости воспитания ребенка, но им необходимо вместе с рождением ребенка пересмотреть свой распорядок дня, оставив в нем максимально возможное время для общения с ребенком. Теперь определим что же такое Социально-реабилитационный центр(СРЦ) – это центр предназначен для круглосуточного пребывания детей и подростков в возрасте от 3-х до 18-ти лет, оставшихся без попечения родителей; проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившихся или подкинутых; ушедших из семей и других учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также для детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, детей-инвалидов, нуждающихся в социально-правовой помощи и реабилитации. Основная цель деятельности СРЦ − психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей из неблагополучных семей, а также работа с этими семьями. Главное отличие от других государственных учреждений, где содержатся дети-сироты, состоит в том, что в СРЦ дети могут жить от 3 до 6 месяцев. [А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили] Профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Профилактика играет главную роль в решении проблемы безнадзорности несовершеннолетних, поэтому в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» акцентируется внимание на необходимости первичной, вторичной, третичной профилактики.

- В первичную профилактику безнадзорности входит комплекс психологических, образовательных, воспитательных и социальных мер, предупреждающих безнадзорность среди несовершеннолетних, а также увеличение беспризорности и пристрастие детей к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности.

- Во вторичную профилактику безнадзорности, входит комплекс социально-реабилитационных, образовательных, воспитательных, медико-психологических мероприятий, предотвращающий на ранних этапах уходы из дома и образовательных учреждений, развития бродяжничества и зависимости у лиц, периодически прибегающих к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, но не раскрывающих признаков болезни, а также их криминализацию.

- В третичную профилактику безнадзорности входит комплекс образовательных, социальных и медико-психологических реабилитационных мер, нацеленных на ликвидацию рецидивов и срывов безнадзорности, бродяжничества и противоправной деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что профилактика безнадзорности предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью подростка. [Профилактика детской безнадзорности: выпускная квалификационная работа / А.Е. Савельева, 2016]

Познакомимся с ОГКУСО СРЦН "Планета детства" Барышского района – это центр предназначен для круглосуточного пребывания детей и подростков в возрасте от 3-х до 18-ти лет, оставшихся без попечения родителей; проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившихся или подкинутых; ушедших из семей и других учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также для детей из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, детей-инвалидов, нуждающихся в социально-правовой помощи и реабилитации. Основная цель деятельности СРЦ − психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей из неблагополучных семей, а также работа с этими семьями. Главное отличие от других государственных учреждений, где содержатся дети-сироты, состоит в том, что в СРЦ дети могут жить от 3 до 6 месяцев. Также можно выделить услуги, предлагаемые СРЦН. К ним относятся:

Социально-психологические услуги: 1) во всех формах социального обслуживания:

а) социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);

б) социально-психологический патронаж;

2) в стационарной форме социального обслуживания:

а) проведение психодиагностики, работы по психологической коррекции;

б) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;

3) в полустационарной форме социального обслуживания: проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;

Социально-педагогические услуги:

а) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;

б) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);

в) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурно-досуговые мероприятия);

2) в стационарной форме социального обслуживания:

а) организация и проведение клубной и кружковой работы;

б) создание условий для обучения детей по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, в том числе по адаптированным образовательным программам; 3) в полустационарной форме социального обслуживания: организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов получателей социальных услуг.

Социально-правовые услуги:

1) во всех формах социального обслуживания:

а) оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг;

б) оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);

в) оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

2) в стационарной форме социального обслуживания:

а) консультирование по вопросам, связанным с правами получателей социальных услуг на социальное обслуживание и защитой их интересов;

б) оказание помощи в вопросах, связанных с получением пенсий, пособий и иных социальных выплат;

Условия необходимые в СРЦ для успешной инновационной деятельности:

1. Высокая информированность участников воспитательного процесса о нововведении, что обеспечивает принятие новшества, стимулирует готовность работать с ним.

2. Интегрированность идей (преемственность, комплексность): инновация должна быть согласована с целями учреждения, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.

3. Заинтересованность участников в активном освоении новшества: создание благоприятного психологического климата для стабильной работы, создание атмосферы творчества.

4. Контролируемость инновационных процессов: относительная управляемость необходима как условие полноценной реализации новшества. В противном случае, положительные результаты могут стать отрицательными исходами.

5. Организация ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного): организация методической помощи и психологической поддержки, материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды (иллюстративно-справочная и методическая литература, схемы, диски, игрушки и т. д.).

6. Создание сплочённого общностью целей коллектива – дети, педагоги, администрация.

7. Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми.

В стенах этого учреждения для профилактики безнадзорности проводятся беседы с детьми, тренинги, различные викторины. Мне удалось побывать на тренинге, посвящённом проблеме безнадзорности среди учеников школ, стоящих на учётах. Также в СРЦ существует множество программ и проектов для воспитанников, как например проект «Семья- перезагрузка. ru» по профилактике безнадзорности и сиротства в кровных семьях с детьми, где родители имеют алкогольную форму зависимости. Данная практика направлена на семьи, имеющих алкогольную форму зависимости, находящихся в социально опасном положении на территории муниципальных образований «Барышский район», «Базарносызганский район», «Николаевский район», «Вешкаймский район» и других районов Ульяновской области, из которых несовершеннолетние поступают на социальную реабилитацию. Осуществляются выезды специалистов Службы непосредственно в семьи – «Домашнее визитирование» и встречи семей СОП с благополучными семьями «волонтёрами» – как одним из методов работы по выведению семьи из категории «неблагополучной», на основании проведения мастер-классов по ведению быта в доме, создания уюта в целом, а также организуется цикл тренинговых мероприятий с родителями. Анализ, проведённый в результате практики в ОГКУСО СРЦН «Планета детства» показал, что большинство детей, которые там находятся, оказались по вине родителей, ведущих аморальный образ жизни. Мне удалось пронаблюдать результаты реабилитации одной семьи, которой удалось вернуться к нормальному образу жизни, в результате чего им были возвращены дети.

Таким образом, деятельность по профилактике безнадзорности в условиях СРЦ крайне необходима. Благодаря работе с детьми профессиональными сотрудниками и различными проектами, и направлениями несовершеннолетние получают необходимый опыт и ценности для оптимальной жизни в обществе, которые они не смогли получить в ходе отсутствия родителей или родителей, ведущих аморальный образ жизни.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Российская Федерация.

2. Павлухин, А.Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания: учебное пособие / А.Н. Павлухин, З.С. Зарипов, Н.Д. Эриашвили. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 112 с.

3. Савельева, А.Е. Профилактика детской безнадзорности: выпускная квалификационная работа / А.Е. Савельева; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Новочеркасский инженерномелиоративный институт имени А.К. Кортунова, Донской государственный аграрный университет, Факультет дополнительного образования. - Новочеркасск: 2016. - 57 с

4. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учеб, пособие для академического бакалавриата / В. Г. Баженов [и др.]; под ред. С. В. Воробьевой, М. А. Мазниченко. — 2-е изд., испр, и доп., 2019. — 239 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс. Модуль.).

5. Тарасенко, Л.В. Технологии работы с молодежью группы риска в России: учебное пособие / Л.В. Тарасенко, О.А. Нор-Аревян. - Ростов: Издательство Южного федерального университета, 2015. - 218 с.

Просмотров работы: 119