Актуальность исследования профессиональной направленности у обучающихся с нарушением интеллекта состоит в том, что дети, обучающиеся коррекционной школы имеют соматические, психологические, логопедические, социальные и педагогические проблемы. Социально-профессиональная адаптация выпускников школы с ОВЗ становится актуальной и значимой, так как в современных условиях рыночной экономики возрастает конкуренция на рынке труда из-за использования новых технических средств. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда.
Целью данного исследования является изучение профессиональной направленности обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта.
Задачи:
1) проведение теоретического анализа научной литературы по тематике исследования;
2) подбор и обоснование психодиагностических методик исследования;
3) проведение психодиагностического исследования профессиональной направленности обучающихся;
4) обработка, анализ и интерпретация полученных результатов;
5) формулирование основных выводов и разработка практических рекомендаций.
Теоретический объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: профессиональная направленность личности.
Эмпирический объект: ученики 9 класса с нарушением интеллекта, обучающиеся в КГБУ «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1».
Эмпирическая база: ученики 9 класса в количестве 6 человек в возрастном диапазоне от 14 до 18 лет. Все участники психодиагностического исследования мужского пола.
Методы исследования включают в себя теоретический обзор научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение результатов исследования, психодиагностическое тестирование.
Для начала рассмотрим понятие «профессионального самоопределения» в психологии.
Р.С. Немов объясняет в своих исследованиях понятие «профессионального самоопределения» как осознанный выбор человеком профессии для себя [6].
В.Н. Дружинин считает, что профессиональное самоопределение – это выбор профессионального пути на основе анализа, самооценки своих собственных способностей и сопоставление их с требованиями, предъявляемой профессией и последующее формирование субъекта как специалиста своего дела [3, с.138].
Э.Ф. Зеер указывает, что профессиональное самоопределение – это самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [4].
Н.С. Пряжников [9] выделяет следующие задачи профессионального самоопределения:
1. Постоянное формирование общей готовности к будущей трудовой жизни и профессиональному самоопределению.
2. Психолого-педагогическая помощь в профессиональном выборе (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы).
3. Психолого-педагогическая помощь при овладении уже выбранной профессией в профессиональном учебном заведении, на работе.
4. Самосовершенствование при выполняемой трудовой деятельности.
В научных работах ряда отечественных ученых профессиональная направленность рассматривается как результат профессионального самоопределения, понимаемого как критериально-обеспеченный выбор профессии, определяемого жизненным самоопределением, обоснованность и непротиворечивость которого зависит от сформированности механизмов, обеспечивающих свободный и ответственный выбор личности.
С.Л. Рубинштейн направленность личности исследовал как интегративное целостное свойство, которое может регулировать деятельность человека и его активность. Он выявил в направленности личности два аспекта, имеющих между собой связь: предметное содержание, так как направленность может быть направлена на какой-либо предмет, и напряжение, при этом возникающее [10].
Е.А. Климов выделяет пять типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира: «человек - природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ» и «человек – человек». В пределах каждого типа профессий им выделяются классы по признаку целей: гностические (цель – распознать известное), преобразующие (преобразовать нечто) и изыскательные (изыскать неизвестное) профессии [6].
Профессиональное самоопределение у учащихся с интеллектуальными нарушениями затруднено в связи с жизненной неопытностью, ограниченными знаниями, неточными представлениями, неустоявшимися интересами, заниженной или завышенной самооценкой [7]. Профессиональные интересы не сформированы, неустойчивы и недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная ориентация. У многих учащихся с интеллектуальными нарушениями обнаружено значительное расхождение между названными интересами в области профессий и содержанием процесса профессионального обучения в школе [1].
Выпускники с интеллектуальными нарушениями часто не могут достичь такого порога профессионального самосознания, который характеризуется самостоятельностью и объективностью при оценке своих наклонностей, возможностей и способностей. Однако при этом они понимают важность, значимость труда и хотят работать на благо общества [2].
Для психодиагностического исследования профессиональной направленности обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта были использовались следующие методики:
1) «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е.А. Климова;
2) «Тест профессионального личностного типа» Дж. Голланда.
Эмпирический объект: ученики 9 класса с нарушением интеллекта, обучающиеся в КГБУ «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1».
Эмпирическая база: ученики 9 класса в количестве 6 человек в возрастном диапазоне от 14 лет до 18 лет. Все участники психодиагностического исследования мужского пола.
В нашем психодиагностическом исследовании приняли участие 6 обучающихся 9 класса КГБУ «Владивостокская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1», диагнозы которых представлены в таблице 1. Возраст испытуемых от 14 до 18 лет. Пол – мужской.
Таблица 1 – Диагнозы испытуемых по МКБ-10
Испытуемые |
Возраст |
Диагноз |
1. Ш.А. |
14 лет |
F 70.09 - Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения |
2. К.М. |
15 лет |
F 70.1 - Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующие ухода и лечения |
3. Л.А. |
15 лет |
F 70.019 - Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующие ухода и лечения |
4. Н.Т. |
15 лет |
F 84.11 - Атипичный аутизм с умственной отсталостью |
5. Н.Н. |
16 лет |
F 70.09 - Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения |
6. У.Л. |
18 лет |
F 84.11 - Атипичный аутизм с умственной отсталостью |
В первую очень было проведено психодиагностическое тестирование по методике «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова», в котором приняли участие 6 человек. Результаты методики исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты обучающихся с нарушением интеллекта по методике «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е.А. Климова
Тип профессии |
Количество испытуемых |
Человек – Природа |
0 |
Человек – Техника |
1 |
Человек – Человек |
3 |
Человек –Знаковая система |
0 |
Человек – Художественный образ |
2 |
Из таблицы 2 видно, что у одного испытуемого профессиональная направленность ярко и отчетливо выражена в профессиональной сфере «Человек – Техника» и выявлена склонность к данному типу профессий. Это говорит о том, что учащийся с данной направленностью склонен к таким видам деятельности как монтаж, наладка, эксплуатирование и ремонт техники, а также к производству различных предметов и вещей, конструированию и строительству зданий. Также у 3 испытуемых выявлена профессиональная направленность «Человек – Человек». Полученные данные могут свидетельствовать о том, что учащимся, с такой направленностью, следует обратить внимание на такие сферы профессиональной деятельности, как воспитание, обучение, медицинское обслуживание, бытовое обслуживание населения, правовая защита. Профессиональная направленность к сфере «Человек – Художественный образ» выявлена у 2 испытуемых. Данные учащиеся имеют склонность к таким видам профессиональной деятельности, как создание, моделирование, проектирование художественных образов, воспроизведение их по образцу.
Далее была проведен «Тест профессионального личностного типа» Дж. Голланда. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты по методике «Тест профессионального личностного типа» Дж. Голланда
Профессионально-личностный тип |
Количество испытуемых |
Реалистичный |
1 |
Исследовательский |
0 |
Артистичный |
0 |
Социальный |
3 |
Предприимчивый |
2 |
Традиционный |
0 |
Из таблицы 3 видно, что у одного испытуемого выявлен реалистический тип личности, который направлен на создание материальных вещей, обслуживание технических устройств и технологических процессов. У 3 испытуемых выявлен социальный тип личности. Он связан с профессиями, которые взаимодействуют с социальной средой: обучение, воспитание, лечение, обслуживание, консультирование. Также у 2 испытуемых выявлен предприимчивый тип личности. Он связан с профессиями, в которых необходимо постоянно принимать самостоятельные решения, а также с риском и отсутствием однообразия и монотонности. Они часто требуют большого количества энергии, организаторских способностей и развитых коммуникативных навыков.
Также мы соотнесли преобладающий тип профессии с профессиональным личностным типом обучающихся с нарушением интеллекта. Результаты по двум исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты по двум методикам у обучающихся с нарушением интеллекта
Профессионально-личностный тип по методике Дж. Голланда и тип выбранной профессии по методике Е.А. Климову |
Количество испытуемых |
Социальный профессионально-личностный, тип профессии «Человек – Человек» |
3 |
Предприимчивый профессионально-личностный тип, тип профессии «Человек – Художественный образ» |
2 |
Реалистический тип личности, тип профессии «Человек – Техника» |
1 |
Из таблицы 4 видно, что у 3 старшеклассников с типом профессии «Человек – Человек» социальный профессионально-личностный тип. На основании этого мы рекомендуем такую профессиональную деятельность, как воспитание и обучение людей, медицинское обслуживание, бытовое обслуживание, информационное обслуживание.
Важно отметить, что исследуемые с нарушением интеллекта, поэтому не все предложенные профессии им подойдут. Мы можем порекомендовать им такую профессию как горничная, которая связана с обслуживанием людей. В ее профессиональные задачи входят: поддержание порядка, чистоты и уюта в отелях, санаториях, домах отдыха; наблюдение за функционированием электроприборов в номерах, наличием средств гигиены; новым посетителям показывает расположение комнат, принимает заказы на бытовые услуги, решает текущие вопросы.
У 2 испытуемых с типом профессии «Человек – Художественный образ» предприимчивый профессионально-личностный тип, из чего следует, что рекомендованная профессиональная деятельность изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельностью. Из-за особенностей развития исследуемых, мы рекомендуем следующие профессии:
Маляр-штукатур. Выполняет ремонт наружных и внутренних поверхностей зданий, занимается окраской, оклейкой обоями, подбирает составы подходящего качества и цвета.
Облицовщик-плиточник. Выполняет простые облицовочные работы (облицовка прямых поверхностей), сложные облицовочные работы (облицовка криволинейных поверхностей, колонн, т.д.), декоративную облицовку. Также облицовщик-плиточник проводит разнообразные подготовительные работы: приготовление раствора, подготовка облицовочной поверхности, промывка облицованных поверхностей.
Рабочий зеленых хозяйств (озеленитель). Выполняет простые виды работы при устройстве скверов и газонов и содержании зеленых насаждений.
У одного обучающегося с типом профессии «Человек – Техника» реалистический тип личности, Рекомендованная профессиональная деятельность может состоять из создания, монтажа, сборки технических устройств, эксплуатации, ремонта технических устройств. Предложенные виды профессий:
Слесарь. Осуществляет ремонт, монтаж, проверку и регулировку станков, машин и агрегатов. В процессе ремонта выполняет слесарные работы (рубку, правку, резку, опиливание, сверление, нарезание резьбы), подвергает испытанию отремонтированное оборудование, ведет его монтаж, проверку и регулировку.
Столяр. В его профессиональные задачи входят: производство лесозаготовок и деревообработок, проведение испытаний древесных материалов и изделий.
Швея. Осуществление пошива изделий вручную или на разнообразных универсальных машинах.
Повар. Осуществляет пуск, остановку, разборку, чистку, промывку используемого оборудования, своевременно определяет его неисправность, а также подготовительные операции (переборку, мойку, очистку, дочистку после машинной чистки, нарезку, нарубку сырьевых продуктов, их подноску к месту изготовления готовой продукции).
По результатам исследования мы пришли к выводу, что изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением интеллекта может способствовать созданию условий, при которых они выберут будущую профессию исходя из личностных предпочтений с учетом своих возможностей, смогут поступить в профессиональное учреждение и трудоустроиться.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при профориентации учащихся с ОВЗ и организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.
Список источников
1. Аверкиева О.Л. О профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями // Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Профориентация и психологическая поддержка. Теория и практика». – Томск. 2004. С. 7-11.
2. Акимова О. И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида: автореферат. диссертации. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2012. – 23 с.
3. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 214 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
6. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. Ч.2. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 560 с.
7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
8. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1985. – 128с.
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (Серия «Мастера психологии»). – СПб., 2000. – 412 с.