СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: Тема семьи особенно актуальна в современном мире. Так как все чаще утрачивается понятие семьи как ценности, люди нашего времени стали менее терпимы друг к другу, проблемы решаются быстро - разводом.

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный работник.  Семья как общечеловеческая ценность по-разному осмысливается возрастными и социальными группами населения. Следствием этого являются те негативные тенденции, которые накапливаются в ситуации функционирования современной семьи: рост числа разводов, социального сиротства, случаев проявления семейного насилия, снижение чувства родительской ответственности за воспитание детей, расширение практики ранних браков и деторождений.

В связи с этим эта проблема приобретает особую актуальность в период мирового экономического кризиса. Последствия кризиса сказываются на семьях, находящихся в сложной жизненной ситуации.

По данным последнего десятилетия преобладающим типом российской семьи 

является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, - 67% семей. 

Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4%.

В Ульяновской области проживает 207 тыс. семей с несовершеннолетними детьми, из них: 74% составляют полные семьи, 26% – неполные семьи; 2,5% - семьи с детьми-инвалидами; 11% - это молодые семьи в возрасте до 30 лет, в которых воспитываются малолетние дети; 1,1 % - неблагополучные семьи с детьми.142 тыс. семей (69%) имеют одного ребёнка, 58 тыс. семей (28% ) имеют двух детей и только 5149 семей (3%) имеют трёх и более детей.

Говоря о факторе благополучности, назревает очень серьезный вопрос. Несмотря на то, что социальные проблемы семей существовали всегда, именно сейчас, в 2022 году они обострились как никогда прежде.

Государству необходимо стабильное функционирование семьи, поэтому особенности взаимодействия в семье, ее отношения с обществом основываются на прочной законодательной базе.

На укрепление института семьи, ее благополучия направлены принятые в нашей стране законы: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 года №124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» № 85-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» [11].

Права детей как объектов социальной защиты на международном уровне закреплены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [12].

Так же в нашей стране в 1995 г. введен в действие «Семейный кодекс Российской Федерации», в котором базовые положения семейного законодательства согласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс стал итогом большой работы по определению правовых норм, регулирующих внутрисемейное взаимодействие, основные принципы воспитания детей, гарантии их прав и интересов [1].

Поэтому цель работы: выявить проблемы современных семей и изучить социальную работу с семьей.

Вопросы социальной работы с семьями отражены в трудах И. А. Григорьевой, Е. И. Холостовой, П. Д. Павленка и других.

Для определения мер социальной поддержки разным категориям семей, необходимо рассмотреть основные понятия семьи, классификацию типов и основные социальные проблемы семьи.

Е. И. Холостова рассматривает семью, как основанную на браке и (или) кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [5, c. 473].

А. И. Антонов определяет семью как основанную на общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества ‒ родительства ‒родства и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [12, с. 36].

Известный специалист в области социальной работы Т. С. Зубкова дает следующее определение данного понятия: семья ‒ это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически [10, с. 88].

В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни [2].

Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы [4, с. 374].

Существует несколько типов семей:

1. Среднестатистическая семья: семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

2. Молодая семья: здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

3. Неполная семья: это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

4. Многодетная семья: где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Рассмотрим основные проблемы, возникающие в семьях:

Социально-экономическая проблема.

Она является одной из самых распространенных в современном мире, ведь достаток многие считают залогом успеха. Дефицит денег несет за собой низкий уровень жилищных условий, ущемление в потребностях.

Социально-бытовая проблема.

Эти типы проблем очень схожи между собой, ведь они сосредоточены на уровне жизни, жилье и достатке семьи.

Социально-психологическая проблема.

Данная проблема возникает при неправильном выборе партнера. Если людям сложно вместе, они всегда находят повод для ссор, или банально имеют разные взгляды на жизнь, они вряд ли смогут построить счастливую семью, оставив все на своих местах.

Проблема стабильности семьи в современном мире.

Статистика разводов в стране оказывает на сколько глобальна эта проблема в наше время.

Проблема воспитания.

Данный тип проблем включает в себя состояние семейного воспитания, типы семей по данному критерию роль родителей, положение ребенка в этой среде и так далее.

Проблема семей группы риска.

Данная проблема несет за собой огромный риск, так как может иметь последствия, начиная с экономических, заканчивая криминальными.

Примерами не сильно позитивных исходов может следовать снижение роста числа детей, и наоборот рост их числа, но обделенных родительским вниманием, оставшихся без жилья, средств существования [4, c. 475-477].

Список современных семейных проблем бесконечен. В социально-педагогической практике работы с семьями важно выделять как общие социальные проблемы, характерные для большинства семей в данном обществе, так и проблемы, характерные для конкретных семей. В помощи с решениями этих проблем помочь может социальная работа.

Социальная работа - это вид деятельности, направленный на помощь отдельным лицам или социальным группам в преодолении жизненных трудностей и кризисов путем поддержки, защиты, коррекции или реабилитации. В нашем случае эта деятельность направлена поддержку, развитие личности семей [8, с. 69].

Социальная работа с семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи [6, с. 7].

Социальная работа должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого - педагогическую (психолoго - педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [7, с .61]

 Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

Несмотря на то, что социальная работа с семьей проводится с целью защиты интересов членов семьи, в любом случае предполагается вмешательство в эту закрытую систему.

Основные пути решения проблем семьи:

- повышение степени доступности жилья для семей, имеющих малолетних
детей;
- привлечение инвесторов в город Ульяновск для развития инфраструктуры
города и создания дополнительных рабочих мест;
- развитие программ трудоустройства и занятости подростков и молодежи;
- обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи
населению;
- профилактические мероприятия по снижению детской смертности;
- осуществление постоянного патронажа проблемных и кризисных семей;
- сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений;
- открытие отделения круглосуточного пребывания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- изготовление и размещение наружной социальной рекламы на щитах, растяжках, направленной на формирование позитивного имиджа семьи;

-оказание материальной помощи бедным и неполным семьям;

- совершенствования законодательной базы, направленной на регулирование семейной жизни и сокращение разводов;

- создание комплексной системы реабилитации и поддержки семьи;

- сдерживание процессов распада семьи в новых социально-экономических условиях;

- возрождение лучших семейных традиций; формирование у граждан навыков и привычек здорового образа жизни;

- разработка и осуществление программ поддержки семьи и детей, направленных на стабилизацию, возрождение и развитие семьи;

- расширение центров психолого - педагогической помощи семьям по выходу из кризисных ситуаций и социально - психологической адаптации к новым условиям;

- Социальный мониторинг контроля ситуации в семье;

- Социальное сопровождение семей СОП и семей, находящихся в ТЖС;

- формирования общественного мнения, ориентированного на сохранение и укрепление семьи. [6].

Заключение.

Таким образом, социальные проблемы современных российских семей весьма разнообразны и зачастую являются следствием экономического кризиса в стране. Молодые, неполные многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами относятся к наиболее уязвимым семьям, которые не могут избежать элементов социального риска. Эти семьи нуждаются в дополнительной помощи со стороны общества и государства, в комплексной поддержке по предотвращению неблагоприятных тенденций и укреплению жизненно важных устоев. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников. Поэтому, учитывая, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного  труда,  серьезные  экономические  затруднения,  смена   эмоционально-психологических  проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.

1. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. – 479 с.
2. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «академия», 2004. – 288 с.
3. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2004 – 692 с.
4. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2003. – 428 с.
5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2004. – 236 с.
6. Технология социальной работы с семьей и детьми / Департамент труда и социальной защиты Ханты – Мансийского АО / Под общ. ред. Ю. В. Крупова. – Ханты -Мансийск: ГУИП «Полиграфист», 2003. – 117 с.
8. Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 400 с.

Список литературы:

Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. (ред. 30.10.2017)

Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015.

Добреньков, В.И, Кравченко, А.И. Фундаментальная социология. В 15 т. Т. 10: Гендер. Брак. Семья – М.: ИНФРА-М, 2006. – 964 с.

Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 817 с.

Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2015 – 692 с.

Павленок, П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2015. - 428 с.

Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 244 с. - ISBN 978-5-394-02004-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/414942 (дата обращения: 03.12.2022).

Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с

Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с

Домрачева, Т. В. Социальная работа с семьей : учебное пособие / Т. В. Домрачева. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2019. - 94 с. - ISBN 978-5-8158-2083-8. – Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1894166 (дата обращения: 03.12.2022).

Социология семьи : учебник / под ред. проф. А.И. Антонова. — 2-е изд., испр. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 637 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-014214-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/970021 (дата обращения: 03.12.2022).

Апполонова, А. А. Научная статья по специальности «Социологические науки»[Текст] / А. А. Апполонова // Нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьей в системе социальной защиты населения. - Текст : электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovye-aspekty-sotsialnoy-raboty-s-semiey-v-sisteme-sotsialnoy-zaschity-naseleniya

Просмотров работы: 1417