Актуальными социально-педагогическими проблемами, в современном мире являются: агрессивное поведение учащихся, проявляющееся в дестабилизации межличностных отношений “ученик-учитель”, полная незаинтересованность в получение общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, нарушение взаимодействия между учителем и семьей обучающегося, и т.п
Наиболее значимой проблемой является повешенная агрессивность обучающихся не только к своим сверстникам, но и к педагогам.
Психологи выделяют несколько видов агрессии:
Физическая агрессия: физические действия против кого-либо.
Раздражение: вспыльчивость, грубость.
Косвенная агрессия: направленная - сплетни, злобные шутки; ненаправленная - крики, топанье.
Негативизм: оппозиционная манера поведения.
Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:
увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в состоянии здоровья детей;
влиянием СМИ;
ухудшением социальных условий жизни;
глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений и не сложившимися отношениями со сверстниками.
кризисом семейного воспитания;
неорганизованность досуга ребенка (наличие свободного времени, в которое к ребенку, его окружению и его занятиям никто не проявляет должного внимания).
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.
Так, если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.
Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, не уверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева.
Следует заметить, что также упал авторитет семьи: неполные семьи, а также семьи, где наиболее больший авторитет получает только тот родитель, кто больше зарабатывает.
Это сказывается на отношение обучающихся к преподавателям, так как обучающиеся не воспринимают педагога как своего наставника для получения знаний.
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей – через лектории, беседы, анкетирование, наблюдение, круглые столы и т.д.
2. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
По мнению психологов, конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее:
Всегда помнить об индивидуальности ребенка;
Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
Стараться понять требования ребенка;
Помнить, что для перемен нужно время;
Противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
Проявлять постоянство по отношению к ребенку;
Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
Одобрять разные варианты конструктивного поведения;
Совместно искать выход путем перемены в ситуации;
Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
Дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных
последствий его проступков;
Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
Использовать положительный пример других детей и родителей;
Меры профилактики с агрессивными детьми, целесообразно проводить по следующим направлениям:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, т.е. советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении.
Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, грубость и все другие образцы пассивно-агрессивного поведения.
Методика «Лестница гнева» - нижние ступеньки демонстрируют негативные способы проявления гнева (словесные оскорбления, бросание предметов и т.д.)
Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Причем взрослые должны подавать положительный пример и демонстрировать образец правильного поведения.
Другой способ выражения гнева – перенос чувств на неопасные предметы (в арсенале резиновые игрушки, мячики, шарики, спортивный инвентарь, дротики и т.д.).
Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуации.
Агрессивным детям будут полезны любые релаксационные упражнения (добрые рифмовки в сочетании с действиями и т.д.)
В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуацию часто встречающихся конфликтов.
Список литературы:
Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019.
Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.