ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Донская В.В. 1
1Невинномысский Государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальными социально-педагогическими проблемами, в современном мире являются: агрессивное поведение учащихся, проявляющееся в дестабилизации межличностных отношений “ученик-учитель”, полная незаинтересованность в получение общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, нарушение взаимодействия между учителем и семьей обучающегося, и т.п

Наиболее значимой проблемой является повешенная агрессивность обучающихся не только к своим сверстникам, но и к педагогам.

Психологи выделяют несколько видов агрессии:

Физическая агрессия: физические действия против кого-либо.

Раздражение: вспыльчивость, грубость.

Косвенная агрессия: направленная - сплетни, злобные шутки; ненаправленная - крики, топанье.

Негативизм: оппозиционная манера поведения.

Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов:

увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в состоянии здоровья детей;

влиянием СМИ;

ухудшением социальных условий жизни;

глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений и не сложившимися отношениями со сверстниками.

кризисом семейного воспитания;

неорганизованность досуга ребенка (наличие свободного времени, в которое к ребенку, его окружению и его занятиям никто не проявляет должного внимания).

Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Так, если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, не уверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева.

Следует заметить, что также упал авторитет семьи: неполные семьи, а также семьи, где наиболее больший авторитет получает только тот родитель, кто больше зарабатывает.

Это сказывается на отношение обучающихся к преподавателям, так как обучающиеся не воспринимают педагога как своего наставника для получения знаний.

Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей – через лектории, беседы, анкетирование, наблюдение, круглые столы и т.д.

2. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

По мнению психологов, конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее:

Всегда помнить об индивидуальности ребенка;

Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

Стараться понять требования ребенка;

Помнить, что для перемен нужно время;

Противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

Проявлять постоянство по отношению к ребенку;

Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

Одобрять разные варианты конструктивного поведения;

Совместно искать выход путем перемены в ситуации;

Ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

Дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных

последствий его проступков;

Расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

Использовать положительный пример других детей и родителей;

Меры профилактики с агрессивными детьми, целесообразно проводить по следующим направлениям:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, т.е. советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении.

Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, грубость и все другие образцы пассивно-агрессивного поведения.

Методика «Лестница гнева» - нижние ступеньки демонстрируют негативные способы проявления гнева (словесные оскорбления, бросание предметов и т.д.)

Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Причем взрослые должны подавать положительный пример и демонстрировать образец правильного поведения.

Другой способ выражения гнева – перенос чувств на неопасные предметы (в арсенале резиновые игрушки, мячики, шарики, спортивный инвентарь, дротики и т.д.).

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуации.

Агрессивным детям будут полезны любые релаксационные упражнения (добрые рифмовки в сочетании с действиями и т.д.)

В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе (или в кругу) можно разыграть ситуацию часто встречающихся конфликтов.

Список литературы:

Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.

Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019.

Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.

Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.

Просмотров работы: 14