ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соловьёва А. Л. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровой микроскоп обладая множеством положительных качеств, таких как возможность демонстрировать изучаемый объект всему классу, сохранение фото- и видеоматериалов, а также редактирование изображений, может быть использован на разных этапах уроков изучения нового материала и закрепления [2].

Так, на этапе мотивационного начала цифровой микроскоп можно использовать в качестве демонстрации микропрепаратов, частей растений, насекомых для активизации умственной деятельности учащихся. Также можно применять видеоматериалы, например, при изучении темы «Строение и жизнедеятельность простейших» в 8 классе по ФГОС нового поколения можно использовать видеоизображение инфузории-туфельки с последующим заданием проблемного вопроса.

На этапе актуализации, чтобы в работу был вовлечён весь класс, опрос должен быть интересен ученикам. Заинтересованность учащихся обеспечивается рассмотрением в новой интерпретации известного фактического материала с применением теоретических знаний и представлений на практике. Так в ходе опроса по теме «Плесневые грибы и дрожжи» в 7 классе ученик получает задание, где из нескольких предложенных объектов, которые не имеют подписей, найти микропрепарат «Плесневый гриб Мукор», рассмотреть его, используя цифровой микроскоп и объяснить свой выбор. При такой организации работы весь класс может проверить правильность выбора микропрепарата одноклассником, так как результаты работы можно вывести на экран монитора. Другой ученик может выступать оппонентом. Он добавляет и, если необходимо, то поправляет ответ одноклассника. Остальные учащиеся могут задавать вопросы по данному объекту. Так реализуется коллективная познавательная деятельность учащихся класса, в результате которой, знания всех учеников совершенствуются [1].

На этапе реализации построенного проекта, учащиеся могут как самостоятельно, так и с объяснением учителя изучить объект. Например, в 9 классе при изучении темы «Костная ткань» учащиеся самостоятельно изучают ткань с использованием инструктивной карты. Они рассматривают препарат при большом увеличении, находят структуры, характерные для костной ткани, на микропрепарате и на основе прочитанного формулируют вывод о связи строения ткани с выполняемыми функциями. Если предстоит изучение сложного микропрепарата, то сначала учитель объясняет особенности строения данных объектов, путём выведения микропрепаратов на экран. Так, например, в лабораторной работе «Изучение микропрепарата «Гиалиновый хрящ» при изучении темы «Соединение костей» учитель поясняет, что гиалиновый хрящ состоит из гомогенного межклеточного вещества, окрашенного на препарате в фиолетовый цвет разных оттенков, и хрящевых клеток, расположенных поодиночке или группами, находящимися в капсулах среди межклеточного вещества. Затем каждый обучающийся самостоятельно изучает микропрепарат на рабочем месте по инструктивным карточкам, где им нужно зарисовать микропрепарат, отметить на рисунке капсулы с хрящевыми клетками и межклеточное вещество [1].

На этапе первичного закрепления цифровой микроскоп можно использовать как средство получения фотоизображений для создания проблемных и практико-ориентированных заданий [2]. Так, для первичного закрепления знаний, полученных в ходе проведения лабораторной работы «Микроскопическое строение клеток крови человека и лягушки», целесообразно предложить ученикам по представленным изображениям эритроцитов определить какому из организмов (человеку или лягушке), соответствует данное изображение, а также сравнить строение крови лягушки и человека и определить способность крови к переносу кислорода, направление эволюции эритроцитов. Кроме этого, для эффективного формирования естественно-научной грамотности целесообразно применение практико-ориентированного задания. Так, на экран выводятся изображения эритроцитов крови человека и крови лягушки в правильном соотношении размеров клеток. Ученикам предлагается решить задачу: «В русской народной сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в прекрасную девушку Василису Премудрую. Подумайте, могла ли Василиса Премудрая существовать в облике девушки, имея строение клеток как у лягушки?». Учащиеся обосновывают свой ответ, опираясь на изученный материал.

Таким образом, применение цифрового микроскопа может осуществляться на разных этапах урока. При использовании цифрового микроскопа, компьютера, мультимедийного проектора и интерактивной доски для передачи изображения всему классу активизируется деятельность всех обучающихся.

Список литературы

Самошкина, Т.Г. Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе / Т.Г. Самошкина. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – Т. 1. – Санкт-Петербург : Реноме, 2012. – С. 217-218. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1672/ (дата обращения: 31.01.2023).

Семенова, М.А. Возможности использования цифрового микроскопа на разных этапах уроков биологии / М. А. Семенова. – Текст : электронный // Конференциум АСОУ : сб. науч. трудов и материалов науч.-практ. конф. – 2016. – № 4. – С. 556-561. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29846390 (дата обращения: 10.11.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Просмотров работы: 34