ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ EDU PLAY - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ EDU PLAY

Саввинова С.И. 1, Николаева А.В. 1
1Северо-Восточный Федеральный университет, педагогический институт, кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Математическое развитие дошкольников на начальном этапе имеет большое значение для их интенсивного интеллектуального развития. Источником знаний для дошкольника является сенсорный опыт, объем которого зависит от того, насколько хорошо ребенок освоил ряд определенных действий, влияющих на восприятие и мышление. Овладение математическими понятиями является мощным инструментом интеллектуального развития дошкольников и их когнитивных способностей.

Основными идеями и целями математического образования дошкольников традиционно были формирование элементарных математических понятий и подготовка к школе. Разработчиком методики была Л.С. Метлина, ученица и преемница известного советского педагога, специалиста по дошкольному математическому образованию А.М. Леушиной, автора монографии "Как научиться считать в детском саду" (1961). Как следует из названия, А.М. Леушина главной целью математического развития считала обучение ребенка навыкам счета. [4]

А.В. Белошистая делит когнитивные способности на две группы: сенсорные и интеллектуальные. Сенсорные способности определяют непосредственное восприятие окружающего мира, интеллектуальные - определяют его понимание. Сенсорные способности основаны на ходе восприятия, в то время как интеллектуальные способности основаны на мышлении. Развитие внимания, памяти и воображения является необходимым условием для проявления этих способностей. Это состояние мышления зависит от совершенствования общепринятых методов мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериализация, классификация, абстракция, аналогия и т.д.). Процесс арифметического моделирования позволяет проследить логику развития познавательной сферы детей. К числу наиболее важных для развития когнитивной сферы детей относятся сенсорные способности, проявляющиеся в восприятии объектов и их свойств: идентификация как основа идентичности качества воспринимаемого объекта, соотнесение со стандартом и моделирование восприятия. Основой интеллектуальных способностей являются действия по визуальному моделированию: замена, использование готовых моделей и разработка макетов. Формирование творческих способностей основано на актах символизации, детализации, которые отличаются оригинальностью. [2]

Математическое развитие дошкольников осуществляется как за счет приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и за счет целенаправленного обучения на организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Научно-педагогический опыт показывает, что в результате систематического обучения детей математике формируются сенсорные, перцептивные, умственные, вербальные и другие компоненты общих и специальных способностей. [3]
Важность математического развития на педагогическом уровне обусловлена реформой дошкольного образования, основанной на взаимодействии рационального и когнитивного компонентов новой образовательной концепции, характеризующейся смещением акцента с социального порядка и требований. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте создает предпосылки для успешной педагогической адаптации.

Инструментом для развития математических представлений детей дошкольного возраста может быть система Edu Play, так как согласно теории когнитивного развития Ж. Пиаже, мышление детей развивается от конкретного к абстрактному. Интеграция объектной среды компьютера и абстрактного мира является основополагающим принципом системы Edu Play. Объектные компоненты системы лаконично связаны с виртуальными условиями программного обеспечения.

Модульность системы обеспечивает огромную универсальность обучения. Темы и занятия полностью адаптированы к текущей учебной программе, система может быть так же легко адаптирована для определенного возраста и соответствует уровню обучения и умственного развития отдельного ребенка и группы детей.

Систем Edu Play - это комплексное мультимедийное решение для обучения дошкольников (от 2 до 5 лет), а также для развития детей с особыми потребностями, сочетающее уникальное программное обеспечение и дидактические компоненты, которые создают благоприятную среду для разностороннего развития ребенка. [5]

Дидактические материалы, мультимедийная среда и различные занятия способствуют развитию творческого мышления, навыков решения проблем, зрительной и слуховой памяти, причинно-следственных связей, координации рук и глаз, самооценки, любознательности и многого другого.

Модульность системы Edu Play обеспечивает большую гибкость в работе как для педагогов, так и для детей. Вы можете работать с системой Edu Play, используя специально разработанную 6-клавишную клавиатуру с подсветкой для детей или обычную клавиатуру и линейки. Педагог сам определяет, какой вариант использовать при работе с детьми.

Использование системы группой детей способствует развитию коммуникативных и социальных навыков детей. Все задания адаптированы в соответствии с образовательными потребностями группы детей или отдельного ребенка, возрастом и уровнем развития.

Руководящие принципы системы включают развитие у детей логического мышления, когнитивных способностей, двигательных навыков и командной работы.
Эта система включает в себя как мультимедийное программное обеспечение, так и учебные материалы, такие как различные блоки, наложения, головоломки, карточки с заданиями и таблицы. Все это позволяет педагогам организовать полноценные условия труда и развитие разносторонних способностей детей. Эта система основана на концепции обучения: педагоги объясняют материал перед работой на компьютере, и дети сначала работают с дидактическими материалами, которые можно увидеть на столе, потрогать своими руками, а затем только переходят к компьютерам, чтобы развить навыки, приобретенные у педагога применять и углублять. Другими словами, эта система является хорошим рабочим инструментом педагога. [6]

Главными изучаемыми темами, которые будут рассмотрены являются универсальные тематические модули: «Направления через клавиатуру EduPlay», «Наш мир в словах», «Наш мир в словах — повышенный уровень сложности», «Цвета и пространственная ориентация», «Бабочки», «Геометрические фигуры», «Целое и части», «Природа в пазлах», «Математические понятия — часть 1», «Математические понятия — часть 2». С самого начала работа выполняется с помощью шестикнопочной клавиатуры, которую мы называем клавиатурой с подсветкой.

Хотя современные дети знают, как пользоваться обычной клавиатурой, мы хотим, чтобы они в первую очередь обратили внимание на программу обучения, а не на поиск новых клавиш, поэтому мы начинаем работать с подсвечиваемой клавиатурой. Позже дети будут работать с программным обеспечением, предназначенным для работы с обычной клавиатурой. Как упоминалось ранее, дети будут учиться в группах по три-четыре человека, и когда дети подойдут к столу, они смогут сесть в любом удобном для них месте, где захотят. Эта мультимедийная образовательная система дополняется руководством для педагогов, в котором описываются занятия, материалы и способы их использования для каждой группы.

Интеграция в образовательной деятельности:

Прежде чем принять решение о задании, дети могут обсудить содержание задания и изучить используемые в нем дидактические материалы. Уникальная интеграция программного обеспечения и дидактических материалов позволяет педагогам организовать группу, в котором система занимает ключевое место. Интеграция заданий в дидактические материалы направлен на групповую работу, в которой каждому ребенку или группе детей отводится определенная роль. Каждый педагог может использовать систему и все его компоненты в дополнение к своему личному опыту и творчеству.

Доступ воспитанников: дети работают с системой индивидуально и в группах до 4 человек одновременно. Продолжительность взаимодействия с системой регулируется санитарными нормами в зависимости от возраста детей. Каждый ребенок может работать с системой не реже двух раз в неделю. Руководство для педагогов содержит дополнительные занятия с детьми, направленные на вовлечение детей в групповые занятия и построение последовательности работы с системой.

Среди всех педагогических технологий системы Edu-Consulting наиболее эффективны при групповой работе, в процессе которой дети развивают важные коммуникативные, когнитивные и социальные компетенции. Так же система «Eduplay» одновременное использование программного обеспечения и дидактических материалов дает возможность ученикам более эффективно усваивать абстрактные понятия. Руководство для преподавателя содержит детальные рекомендации по использованию систем на занятиях и уроках, а также дополнительные виды деятельности с детьми при изучении той или иной темы. В основе систем лежат теории таких известных педагогов и психологов, как Пиаже, Гарднер, Дьюи, Дьёнеш, Кук, Флеминг, Выготский и Блум. [7]

Система Edu Play может использоваться для организации организованной образовательной деятельности детей, совместной развивающей деятельности педагога и детей, создания развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов). При использовании системы Edu Play нужно опираться на то, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому активно используется в работе принцип наглядности.

В этой системе дети дошкольного возраста знакомятся помощником в решении их заданий по имени Помуди. Этот персонаж в веселой и доступной детям форме помогает работать над формированием у детей математических преставлений, а также рассказать им много интересной и полезной информации, и при выполнении задания он говорит много разных слов похвалы, что влияет на положительное отношение детей к данным занятиям.

После изучения теоретической информации по особенностям математического развития детей 4-5 лет мы приступили к констатирующему эксперименту. Целью исследования явилось выявление уровня сформированности математического развития у детей. В начале исследования использовали одно диагностическое задание «Выбери гараж» (автор З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина), Задания проводилось индивидуально с каждым ребенком. Рассмотрим результаты нашего исследования.

Диагностическое задание «Выбери гараж». Цель: выявить умение устанавливать одновременно соответствие предметов по параметрам (размер, высота и длина). Экспериментатор по одному вызывал детей. Во время индивидуальной беседы он показывал ребенку рисунок с изображением машин и гаражей и говорил: «Рассмотри рисунок и распредели машины по гаражам в соответствии с размером машины и гаража. Почему одна машина осталась?» (Ребенок выбирал пары – машина и гараж – и соединял их линией на рисунке).

По результатам ответов детей, им присваивались баллы, которые соответствовали трем уровням: высокий уровень (3 балла) – ребенок самостоятельно устанавливает соответствие предметов по параметрам (размер, высота и длина), объясняет, почему именно так распределил машины; средний уровень (2 балла) - распределяет машины при помощи взрослого, соотносит с размером гаражей лишь большие и маленькие, допущенные ошибки исправляет, высоту и длину машины и гаража не называет; низкий уровень (1 балл) – ребенок не в состоянии справиться с заданием в полном объеме ни самостоятельно, ни при помощи взрослого: распределяет только часть машин, высоту и длину не определяет.

По результатам данного диагностического задания мы увидели разные фоновые показатели математического развития контрольных и экспериментальных групп. И можно сказать, что такое задание детям показалось сложным, т.к. по итогам исследования высокий уровень не был выявлен ни у одного ребенка в обеих группах. Низкий уровень математического развития в экспериментальных группах показали 67% детей; средний уровень усвоения знаний обнаружил 33% дошкольников; высокий уровень усвоения знаний представили 0% дошкольников. В контрольных группах были продемонстрированы следующие результаты: низкий уровень усвоения 56% детей; средний уровень усвоения - 44%; высокий уровень усвоения 0%. Если сравнить показатели экспериментальных и контрольных групп на контрольном этапе, то увидим, что показатели не сильно различимы по критерию математического развития.

Таким образом, математическое развитие детей среднего дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на организованной образовательной деятельности. Математическое развитие является очень важным, основополагающим и ответственным периодом для будущего обучения детей в школе, ведь именно в этом возрасте педагоги дают детям, тот фундамент, который понадобится в их будущей жизни. И поэтому система Edu Play идеально подходит как средство математического развития детей дошкольного возраста, потому что она как раз таки в своих задачах, в программном обеспечении имеет тематические модули «Целое и части», «Математические понятия ч.1,2», которые подходят для детей дошкольного возраста.

Библиографический список

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. (ред. От 30.12.2015) // Собрание Законодательства РФ. – 2013. – 25 ноября.

Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников/ А.В.Белошистая.– М., 2004.- 400с.

Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций. / Под. ред. Будько Т.С. ; Брест: «Издательство БрГУ», 2006. 46 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/ 6/0257/6_0257-11.shtml 14.05.2014.

Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1994. - 366 с.

Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / А. А. Столяр.– М.: «Просвещение», 1988. – 303 с.

Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников/ Т.В.Тарунтаева. – М.: Просвещение, 1980. – 37 с.

EduConsulting All Rights Reserved; руководство для учителя– 2014.

Просмотров работы: 61