Особенности социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Особенности социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Чередова О.М. 1
1Улья́новский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т и́мени И. Н. Улья́нова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья – это где ребенок получает воспитание, знакомиться с семейными традициями и получает жизненный опыт. Для ребенка главные люди в жизни – родители, подарившие жизнь и воспитавшие его. Детям нужна семья. Таким образом, общаясь с ним на равных, с уважением и любовью, познавая вместе с ним мир, родители передают ему в процессе жизни свой багаж мудрости, учат мудрому общению с миром на собственном опыте. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — важная задача семьи.

Однако не все родители стремятся оказать должное внимание своим детям. Есть родители, которые пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются.

В Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" прописано, «Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.» [1]

К сожалению, во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (далее — семья СОП). На сегодняшний день проблема таких семей, является достаточно актуальной. Статистика последних лет свидетельствует о том, что количество таких семей становится все больше и больше. Это объясняется действием объективных факторов: низким уровнем жизни, «хронической» безработицей, злоупотреблением спиртными напитками, употреблением наркотических средств, снижением материального уровня жизни, утратой нравственных и семейных устоев и т. д Этот путь ведет семью к социальной и моральной деградации, обрекая на такое же существование и детей. В таком случае требуется немедленное социальное вмешательство специалистов различного профиля для помощи этой семье.

Правовой основой выявления и последующей организации работы с семьями СОП являются:

– Конституция Российской Федерации;

– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

– Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

– иные федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

-Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал. -Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

-В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов) [3].

Хочется отметить, что главная цель работы специалистов с семьями СОП- это сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей), а не обвинение и наказание. Только при сотрудничестве возможна эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом работы с дисфункциональной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

Этап- организационный. Основной метод работы на данном этапе- это экспертная оценка. Она направлена на выяснение степени необходимости вмешательства в проблему семьи.

При определении необходимости вмешательства первое, на что должны обратить внимание специалисты - это изучение окружения семьи, взаимоотношений членов семьи, семейная история, акцентируя при этом внимание на момент возникновения проблемы (причины, временной период). При этом происходит постепенное смещение анализа на периоды успешного преодоления семьей конфликтов и кризисов.

Этап- функциональный. Происходит мобилизация ресурсов семьи. В психологическом плане задача- нормализация семейных отношений- принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка. Ребенку в данный период создается семейная реабилитационная среда- работа со специалистами либо внутри семьи (посещения, беседы) либо вне ее, в рамках специализированного учреждения для несовершеннолетних при организации посещения родственниками, выявлении желания и возможности возвращения в семью. В социальном плане при необходимости, возможна трудовая активизация членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация роли родителей). При этом, по запросу, семье оказывается адресная социальная (бытовая, материальная, денежная) помощь, помощь в организации лечения (при наличии тяжелых заболеваний, алкогольной и наркотической зависимости).

Этап- контрольный. Выявляется динамика развития семьи- исследуется материальное положение, условия проживания, взаимоотношения между членами семьи. Кроме того, на протяжении необходимого периода времени (определяемого специалистами) проводится патронаж семьи с целью подтверждения и закрепления позитивных изменений. На данном этапе семья, еще не выведенная из «группы риска», переходит к реабилитационному саморазвитию за счет наращивания собственного потенциала, получения регулярной социальной помощи.

На всех этапах, параллельно социальному процессу, алгоритм работы включает в себя организацию системы мониторинга развития семьи СОП, определения форм и методов профилактики и коррекции. Это позволяет не только изучить эффективность работы с конкретной семьей, реализовать межведомственный подход к реабилитационному процессу, но также создать банк проблемных ситуаций, который позволяет выработать алгоритм работы применительно к типу конкретной ситуации, а ориентируясь на определенную семью, подбирать формы и методы работы. [5].

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип системности. Ребенок, как и любой другой член семьи, является частью семейной системы как целого, он подчиняется правилам и требованиям ее функционирования, чтобы добиться изменений в поведении одного члена семьи, необходима перестройка всей системы.

2. Принцип центрального положения ребенка в семье. В основе планирование и реализация всех мероприятий, проводимых с семьей, всегда стоят интересы семьи и ребенка.

3. Принцип добровольности. Любое мероприятие, необходимое для выхода из кризисной ситуации, будет включено в план и будет реализовано только с согласия того, кто будет участвовать в мероприятиях. Это касается и членов семьи и всех других людей, которых необходимо привлечь в разрешении конкретных ситуаций. Необходимо определить возможность участников программы, заинтересованных в разрешении ситуации. Если специалист, педагог или другой значимый взрослый не согласен или не готов по каким-либо причинам участвовать в программе, соблюдать принцип работы с семьей, не надо ни настаивать, ни уговаривать, ни призывать к долгу.

4. Принцип направленности в будущее. Рассматривая ситуацию, в которой оказался несовершеннолетний, необходимо направлять усилия на поиск возможных путей выхода из сложившейся ситуации, а не обсуждения кто виноват в том, что произошло. Выяснить причины семейного или детского неблагополучия естественно, важно, но только с той целью, чтобы определить адекватную помощь.

5. Принцип конфиденциальности. Специалисты, которые работают с семьей, должны сохраняться конфиденциальность полученной информации.

6. Принцип безопасности. Семья должна быть уверена в безопасности общения со специалистом – о безопасности своих личностных границ в процессе взаимодействия

7. Принцип толерантности. Заключается в безоценочном отношении к членам семьи и семейной ситуации и принятии их всеми специалистами, взаимодействующими с семьей.

Реализация этих принципов является важнейшим условием высокой результативности деятельности социального работника.

Рост семейного неблагополучия создает целый пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся неспособными из-за невозможности помощи семье. Поэтому, социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении должна вестись последовательно, планомерно, начиная от раннего выявления проблем неблагополучия семей, до разрешения проблемных, конфликтных, кризисных ситуаций в них.

Литература

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/

Астахова Ю.Г. Социология семьи: учебное пособие / Ю.Г. Астахова, М.В. Агасарян. – Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2012. – 64 с.

Кондрашков Н.Н. Причины и последствия семейного неблагополучия // http://sw.myalmalyk.ru/publ. - 2009. - 10 окт.

Холостова Е.И., Климантова Г.И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2018.

Лозовская Е. Г. ,Фалалеева Е. Г. «Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении» URL:https://studfile.net/preview/9377796/

 

Просмотров работы: 39