Социальная помощь семье и детям, находящимся в социально опасном положении - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Социальная помощь семье и детям, находящимся в социально опасном положении

Наташина Д.С. 1
1Ульяновский Государственный Педагогический Университет им.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является одной из наиболее сложных сфер жизни современного человека. С одной стороны, семья - одна из важнейших жизненных ценностей, намного более значимых, чем интересная работа, материальное благополучие, успехи в профессиональной деятельности. С другой стороны, семья – одна из неблагополучных, кризисных сфер современного общества.

Так Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [5] понятие «социально опасное положение» относит к семьям и несовершеннолетним. В данном законе дается следующее определение семьи, находящейся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также такая семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Несовершеннолетнего, находящемуся в социально опасном положении этот же закон определяет, как лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [5].

Олиференко Л.Я. дает следующее определение социально опасному положению несовершеннолетнего – это обстановка в семье несовершеннолетнего, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжелого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы с их стороны о питании, одежде ребенка и пр. В таких семьях родители или лица, их заменяющие (законные представители), не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, негативно влияют на поведение несовершеннолетнего, жестоко обращаются с ним и т.п. [4, с. 14].

Согласно Целуйко В. М., существуют признаки здоровой семьи [2, с. 134]:

• возможность выражать свои чувства;

• каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи;

• у каждого члена семьи есть право выбора;

• в семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости;

• проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу;

• чувство юмора, шутки в общении;

• ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга;

• наличие общих ценностей.

Автор выделяет также базовые функции семьи:

• экономическая (материальное обеспечение семьи);

• репродуктивная (рождение детей, планирование семьи, половая идентификация детей и т.д.);

• рекреативная (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного досуга, отпуск и т.д.);

• функция заботы о доме (уход за домом, чистота, гигиена в помещении и т.д.);

• социализирующая (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);

• терапевтическая (привязанность, взаимная поддержка, проявление чувств и т.д.) [2, с. 134].

По мнению Л. И. Савинова, «семья как социальный институт общества выполняет роль «поглотителя» разного рода рисков, она определенным образом трансформирует, «перерабатывает» те или иные опасности. Поэтому любые общественные проблемы (политические, экономические, военные, экологические) оставляют свои следы на образе жизни семьи в целом, на ее микроклимате и на семейном благополучии» [1, с. 210].

С целью обоснования соответствия или несоответствия мер социально-психологической помощи потребностям семьи находящихся в социально опасном положении и разработки рекомендаций социально-психологической помощи семье, специалистами центра былопроведено социологическое исследование. Было опрошено 18 человек. Опрошенные, это родители из разных категорий семей, обратившихся за социально-психологической помощью в Областное государственное бюджетное учреждение Центр социального обслуживания "Парус надежды" в р. п Кузоватово (далее - ОГБУСО КЦСО "Парус надежды" (р. п. Кузоватово). Были опрошены родители из числа семей с детьми, обратившихся за социально-психологической помощью в ОГБУСО КЦСО "Парус надежды» в 1 квартале 2021 г. и начале 2 квартала 2021 г. на момент проведения опроса в Барышском, Инзенском, Кузоватовском районах. Генеральная совокупность 54 семьи (97 родителей). Из всех категорий семей 48,9 % относятся к категории малообеспеченных. Рассмотрим потребности семьи, побудившие их обратиться за социально-психологической помощью в ОГБУСО КЦСО "Парус надежды (таблица 1).

Таблица 1

Потребности семьи, побудившие их обратиться за социально-психологической помощью в ОГБУСО КЦСО "Парус надежды», по мнению респондентов

Потребности семьи

Распределение ответов респондентов, %

потребность семьи в помощи по раскрытию имеющихся у ребенка личностных творческих и социальных ресурсов

88,7 %

потребность семьи в решении проблемы воспитания детей трудного подросткового возраста

53,9 %

потребность семьи в решении проблемы организации семейного досуга

47,4 %

потребность семьи в коррекция трудностей при обучении школьников

45,9 %

потребность семьи в решении проблемы коррекции психологического состояния и семейных отношений супругов

39,2 %

потребность семьи в решении проблемы повышения родительской компетенции в ситуации одинокого родительства

26,9 %

потребность семьи в решении проблемы формирования социальной и психологической готовности ребенка к школе

25,5 %

потребность семьи в повышении родительской компетенции по уходу за ребенком до 3-х лет

20,4 %

потребность семьи в решении проблемы развода и предразводной ситуации в семье

16,3 %

потребность семьи в решении юридических семейных проблем

15,3 %

потребность семьи в повышении родительской компетенции в период ожидания ребенка

12,7 %

потребность семьи в повышение родительской компетенции по уходу за ребенком-инвалидом

6,8 %

потребность семьи в решении проблемы семейного насилия

8,1 %

По вышеприведенным данным можно сделать вывод, что большинство семей (88%) нуждаются в помощи работы с психологом по выявлению у детей личностных творческих и социальных качеств, имеют проблемы с воспитанием детей. Небольшой процент семей (8,1%) имеют потребность в решении проблемы семейного насилия. Все семьи, обратившиеся за помощью, нуждаются в социально-психологической помощи.

Под адекватностью мер социально-психологической помощи потребностям семьимы понимаем соответствие представлений семьи о степени их жизненных затруднений, явившихся причиной потребности в социально-психологической помощи и удовлетворенностью потребностей семьи в мерах социально-психологической помощи, позволяющих семье осознать решение или не решение семейной проблемы.

Из проведенного исследования, можно привести реальные пример адекватности мер социально-психологической помощи потребностям семьи. Так, одна из семей обратилась с проблемой школьной неуспеваемости ребенка, побегов несовершеннолетнего из дома, непослушания родителям, злоупотребления табаком и алкоголем. С данной семьей в ОГБУСО КЦСО "Парус надежды» систематически проводятся групповые беседы-диспуты «Семья и семейные ценности», семья участвует в мероприятие «Здоровая семья - здоровые дети» с подростками (совместно с родителями) как на базе ОГБУСО КЦСО "Парус надежды», так и с учащимися общеобразовательных районных школ и техникума направленных на пропаганду семейных ценностей, здорового образа жизни. К работе с семьей привлечены иные специалисты медицинские работники, юристы, что способствует расширению знаний семьи и подростка о ЗОЖ, праве, ответственности. Систематически проводятся беседы-диспуты с просмотром видеоматериалов по проблеме «Цель и смысл моей жизни» (для подростков), также затронуты темы «Важность детско-родительского доверия». Родителям предоставлены информационные буклеты: «Ответственные родители – здоровые дети – счастливая семья», «Подростковый кризис», «Жестокое обращение с детьми».Подростку предоставлены информационные буклеты: «Аборт. Что я об этом знаю», «Только факты о ВИЧ/СПИД», «От поступка до проступка», «От правонарушения до преступления», «Правила безопасности детей в быту», «Безопасность в сети интернет. С целью развития гармоничных детско-родительских отношений проводятся коррекционно-развивающие занятия в детско-родительской группе «Грамматика общения». С семьей работают: социальный работник, педагог, психолог, социальный педагог.

Содержание программы предусматривает: совместные занятия для детей и родителей по формированию адекватных отношений, групповые занятия для родителей по проблемам воспитания и для активизации личностного общения в семье, групповые занятия для подростков по повышению стрессоустойчивости, по развитию критичности к себе и окружающему миру. Также в детско-родительской группе «Измени себя сам». Программа состоит из следующих разделов: Кто я и кто мы; что я думаю о себе, и что думают обо мне другие; чем интересны для меня отношения с другими людьми; умеем ли мы общаться, или что такое коммуникация; преодоление конфликтов; мои цели. В процессе реализации программы использовались методы: психологическое тестирование и диагностика, социально-психологические игры и упражнения, дискуссии, беседы с элементами дискуссии, деловые и ролевые игры, приемы релаксации, элементы арт-терапии.

С целью решения проблемы трудновоспитуемости и школьной неуспеваемости подростков специалисты центра участвуют в школьных родительских собраниях, где обсуждаются проблемы и предлагаются пути их решения с родителями. К работе привлечены юристы, социальные педагоги, воспитатели, психологи. Периодически за круглым столом проводятся беседы-диспуты.

Таким образом, на основе проведенного исследования, можно выделить соответствие мер социально-психологической помощи семейным потребностям по ряду показателей: желание семьи обратиться за помощью повторно; удовлетворенность потребностей семьи предоставляемыми услугами и помощью; наличие результата в решении проблемы семьи; адресный подход к решению проблемы семьи.

В заключении можно с уверенностью сказать что, семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении — это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

Список литературы:

Технологии социальной работы: учеб. пособие / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова, З. Н. Лазарева и др.; под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. — Саранск: Афанасьев В. С., 2012. — 341 с.

Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. – 134 с.

Причины и последствия семейного неблагополучия: сайт «Кто такой социальный работник». – URL: http://sw.myalmalyk.ru/publ/2–1–0–13. – Дата доступа: 1.11.2022.

Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2013. – 256 с.

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ часть 1 (ред. от 14.07.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Просмотров работы: 132