Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание

Слово эмпатия означает сопереживание. Это понятие возникло в американской психологии на основе существовавшего в европейских психологических школах понятия симпатия (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и чувствования (Т. Липпс). Сам термин «эмпатия» в 1909 году ввел Э. Б. Титченер.

Наиболее часто встречающиеся определения термина «эмпатия» в зарубежной науке:

1)эмпатия—воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу (Р. Даймонд);

2)эмпатия–это временная жизнь другой жизнью, деликатное в ней пребывание без оценивания и осуждения (К. Роджерс);

3)эмпатия–это способность проникать в психику другого, понимать аффективные ориентации других (М. В. Стовер);

4)аффективная связь с другим, разделение состояния другого (Е. Стотлэнд, С. Бергер). 

В современной жизни развитие эмпатии является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.

Именно в дошкольном детстве закладываются основы эмпатии, эмоционально-нравственной культуры личности. Поэтому актуальным, на сегодняшний день, является определение эффективных условий развития сочувствия, отзывчивости, гуманности и их проявления в повседневной жизнедеятельности у детей, начиная с дошкольного возраста.

Развитие эмпатии включает в себя три компонента:

- когнитивный;

- эмоциональный;

- поведенческий;

Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.

1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.

2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.

3-й уровень эмпатии считается самым высоким. Такие люди являются редкостью, и нередко их запоминает история. Люди, чувство эмпатии которых имеет третий уровень, постоянно глубоко ощущают окружающих, способны мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые действенные советы – ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.

Многие современные исследователи рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации, наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения с другими людьми.

Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоцио­нальных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.

Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Содействие — комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.

Эмпатия – социально одобряемое качество личности. Но она может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только значимую личность, например, супруга, ребенка.

1. Становление эмпатии происходит на всех этапах развития личности и является одним из важных показателей социализации человека, культуры межличностных отношений.

2. Ориентация в эмоциональном мире людей является необходимым их совместной практической и духовной деятельности.

3. Эмоционально чувствительные люди лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих, более успешны в общении и взаимодействии с ними, обладают высоким уровнем социального творчества и самореализации.

 4. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса - сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация.

5. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса - сочувствия - доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты - моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания.

6. На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Таким образом, эмпатия – это способность человека представить себя на месте другого, положительное отношение к окружающим, понимание и принятие другого человека.

Источники: интернет ресурсы.

Просмотров работы: 58