The purpose of this article is to eliminate the problem of creative imagination of older children through children's literature. To solve this problem, the peculiarities of the imagination of older preschool children were revealed. We have found a suitable solution for further creative imagination of children through fiction. To achieve this goal, the project "Developing the imagination of older preschool children through children's literature" was developed.
Целью данной статьи является устранение проблемы творческого воображения детей старшего возраста посредством детской литературы. Для решения данной проблемы выявили особенности воображения детей старшего дошкольного возраста. Нашли подходящее решение для дальнейшего творческого воображение детей посредством художественной литературы. Для достижения цели разработали проект «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством детской литературы».
Актуальность исследования. Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста является весьма актуальной на современном этапе. Одной из задач, воспитателей в детских учреждениях является направление и развитие воображения детей для дальнейшего развития ребенка в других сферах деятельности.
Воображения – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально смыслового опыта.[1]
Воображение присуще каждому человеку, но всегда ли так будет? Страшно представить, что в будущем человечество лишиться своего воображения. Ведь именно благодаря воображению мы создаём прогресс. Благодаря нашему воображению мы сейчас можем покорять небо, море и даже космос. Как говориться рождённый ползать летать не может. Но наше воображение не входит в никакие рамки и не знает границ именно поэтому мы достигли прогресса, чтобы не утратить все это мы должны развивать наше воображение у детей с младших лет. Воображение также связывается с многими мыслительными процессами и умениями находить новые решения из разных задач.
Исследователь Дж.Гилфорд выделяет четыре основных фактора воображения:
Оригинальность – способность продуцировать, отдельные ассоциации, отдельные ответы;
Семантическая гибкость – способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование;
Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;
Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.[2]
Творческое воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего старшему дошкольнику ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает тогда, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). Изучая литературу, мы выделили, что основными особенностями творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного решения, представить варианты одной и той же темы [3]. Для развития творческого воображения старших дошкольников следует учитывать принципы построения занятия: от простого к сложному; дефицит информации; интеграция образовательных областей; комплексно-тематический подход; соотношение неизвестного и известного на оптимальном уровне. У детей начинает формироваться критическое отношение к продукту своей изобразительной деятельности, поэтому важно закрепить у них уверенность в том, что они «сумеют все», снять «комплекс копирования», точного воспроизведения героя, предмета, явления [4].
Художественная литература стимулирует развитие воображения детей. В отличие от художественной литературы мультфильмы и фильмы показывают детям сразу готовые образы, не давая им самим фантазировать, тем самым тормозят развитие детского воображения. При чтении хорошей литературы дети, понимая, о чем рассказывается в тексте и слушая описание внешности и характеры героев сами начинают воссоздавать картинки сюжета сказок, стихов в своей голове и составлять образы героев по их характеристикам. Чтение художественной литературы позволяет детям свободно воображать, не ограничивая их в рамки уже созданными образами.
В настоящее время утрачивается ценность чтения художественной литературы детям, в связи с увеличением разных анимационных мультфильмов, фильмов. И как говорилось ранее в мультфильмах и фильмах дают готовые образы, что оттесняет свободное воображение ребёнка. Ознакомившись с данной проблемой. Предлагаем проект по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста посредством детской литературы.
Художественная литература, являясь универсальным развивающе-образовательным средством с множеством функции, развивает и активизирует воображение детей дошкольного возраста. Воображение развивается за счет ее смысловой наполненности: многообразия воображаемых миров и ситуаций, которые моделируют действительности и сопереживания героям произведений.[5]
Наименование: Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством детской литературы
Тип проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного возраста
Цель проекта: повышение уровня воображения детей старшего дошкольного возраста посредством детской литературы
Задачи проекта:
1. Изучить действующую образовательную программу для детей старшего дошкольного возраста в выбранном дошкольном образовательном учреждении
2. Подготовить материалы для развития воображения детей на основе детской литературы через различные виды деятельности
3. Применить разработанные материалы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
4. Проверить динамику развития воображения у детей
Ожидаемые результаты:
Повышение воображения детей через художественную литературу
Реализация проекта:
1. Подготовительный этап
1. Изучение действующей образовательной программы детей старшего дошкольного возраста для выявления подготовленности детей к различным видам деятельности
2. Выбор подходящей детской литературы, соответствующей потребностям и возможностям детей экспериментальной группы с опорой на методические рекомендации.
3. Отбор приемов различных видов деятельности на основе детской литературы, которые будут способствовать развитию воображения
4. Коррекция отобранных приемов для конкретной группы детей старшего дошкольного возраста.
5. Подготовка к созданию условий для ознакомления дошкольников с детской литературой в зависимости от материально-технического оснащения детского сада.
2. Основной этап
Провести занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением разработанных приемов:
- составление картинки в виде мозаики по сюжету произведения;
- поиск ошибок в изображении ситуации или героя произведения
- сопоставление произведения с иллюстрацией
- расположение иллюстраций произведения по порядку повествования
- отгадывание героя по его описанию
- литературные викторины по сюжетам и персонажам произведения
- угадывание характера героя через их голоса
- определение настроения персонажа по его песне
- составление иллюстраций сюжетов и героев произведения
- демонстрация мультфильма по сюжету произведения
- показ готовых иллюстраций к произведению
- показ детьми кукольного театра по произведению
- лепка персонажей произведения
- проведение опыта, взятого из какого-либо произведения и др.
3. Заключительный этап.
1. Сравнить результаты констатирующей и контролирующей диагностики
Список литературы:
Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
Конюхова, С. Г. Взаимосвязи мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте / С. Г. Конюхова // Приоритетные направления развития науки и образования / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. – С. 27–35.
Немов, Р. С. Общая психология. В 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление: учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. — 6-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 224 с. — (Серия: Профессиональное образование).
Убогова Людмила Анатольевна Развитие творческого воображения дошкольников в художественной продуктивной деятельности // Символ науки. 2016. №7–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-doshkolnikov-v-hudozhestvennoy-produktivnoy-deyatelnosti
Харламова, Н. Б. Влияние детской литературы на социализацию и воображение ребенка в современном обществе / Н. Б. Харламова, Г. А. Мишина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 156–158. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23246/