Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных ресурсов - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных ресурсов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания выдвинутое Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного воспитания. На основе, которого решаются задачи по формированию общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств.

В настоящее время, для современного образовательного учреждения одним из ведущих методов является применение электронных ресурсов, которые используются в организации образовательного процесса. Следует также отметить, что использование информационных технологий и электронных образовательных ресурсов непрерывно связано с условиями реализации основной образовательной программы ДОУ.

На современном этапе развития общества использование электронных ресурсов является неотъемлемой частью жизни общества и образования. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Когда ребенок входит в этот мир, он впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведение, подражая взрослому, используя собственные наблюдения, эмпирические суждения и выводы, тем самым дети дошкольного возраста проявляют любознательность и овладевают навыками работы [1].

Под электронными ресурсами (далее - ЭР) мы понимаем учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства, которые позволяют наглядно в интерактивной форме реализовать образовательный процесс по освоению содержания нравственных понятий, образцов культуры поведения на примере действий и поступков любимых и узнаваемых героев сказок, мультфильмов, персонажей из известных художественных фильмов.

Ценность ЭР заключается в том, что детей увлекает содержание, тем самым естественным образом повышается игровая мотивация, которая переходит в познавательную. В результате у детей формируется познавательный интерес и в желание действовать. Этот интерес, который вызывают ОД с ЭР, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация к содержанию игровой проблемной ситуации, благодаря наглядным стимулам развивается произвольная память и внимание, что способствует к осознанию важности нравственных поступков и действий. В дошкольном образовательном учреждении используются такие электронные ресурсы, как презентационный материал, электронные дидактические игры, визуальные обучающие ситуации и др.

Базой проведения исследования выбрали МБДОУ Детский сад №6 «Олонхо кэскилэ» с. Бердигестях муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия). В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Для проведения диагностики были использованы материалы Р.М. Калининой, применяемые для диагностики развития нравственного воспитания у детей под названием «Сюжетные картинки», А.М. Щетининой, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации», а также система диагностических методик выявляющих уровень культуры поведения воспитанников.

«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

Диагностическая методика №1 «Сюжетные картинки» (Р.М. Калинина)

В ходе проведения данной методики, большинство детей (88%) справились с заданием, правильно их складывали:

с правой – хорошие;

с левой – плохие.

Дети, которые не прошли задание (12%) также не проявляли активность во время занятия. Поэтому двое детей оцениваются на низком уровне. К среднему уровню относятся те, дети которые справились с заданием, но не смогли правильно объяснить одну картинку из нравственных норм. 8 детей (50%) из 16 отлично справились с заданием и назвали нравственную норму [2].

Диагностическая методика №2 «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс)

Вопросы к детям

Ответы детей

Уровень в %

Как ты думаешь, что сказал мальчик?

Что сделал?

Как поступил мальчик?

Почему?

В основном дети сказали, что мальчик спросил, почему она плачет, и предложил помощь девочке.

Большинство пришли к выводу, что мальчик поступил хорошо. Объясняя это тем, что надо помогать и успокаивать девочек.

 

Как ты думаешь, что ответил Лева? Почему?

Как поступил младший брат? Почему?

Большинство детей сказали, что Лева потом одолжил игрушку младшему брату. Но, потом он ее забрал и сказал, что это его игрушка и он уже одолжил. Отмечаем, что в основном дети сказали, что в данной ситуации виноват не старший, а младший брат. Объясняя тем, что младшие братья всегда так делают.

 

Как ты думаешь, что ответила Таня? Почему?

Как поступила Таня?

Почему?

Большинство детей отметили, что Таня помогла собрать карандаши. Но, потом добавили, что это неправильно. Ведь, Таня не рисовала город и не трогала те карандаши. Данный ответ можно объяснить тем, что нравственные нормы привиты на «удовлетворительно», тем самым не мотивируют свою оценку.

 

Как ты думаешь, что ответил Саша? Почему?

Как поступила Маша?

Почему?

Дети утверждают, что Маша сломала игрушку, хотя в рассказе было ясно сказано, что сломали вдвоем. Дети продолжили историю, оценивая, что Саша сказал, что сломал только он. Дети говорят, что Маша поступила плохо, а Саша молодец.

 

В результате данного диагностического исследования, большинство детей ответили в соответствии со средним уровнем, за исключением 2-3 воспитанников, которые не смогли продолжить прочтенную для них методистом сказку (рассказ). Данный показатель можно объяснить тем, что некоторые воспитанники не очень общительны и не могут выражать, разъяснять свои мысли и тем более их обсуждать с взрослым. Для этого, наряду с современными тенденциями в области воспитания детей необходимо повторить пройденные материалы на тему: «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Кроме того, возникает необходимость представлять более для них знакомые ситуации, но посредством использования электронных образовательных ресурсов [2].

По результатам проведенных диагностических методик №1 и №2, мы пришли к выводу, что формирование культуры поведения рассматриваемой группы находится на среднем уровне. Следовательно, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки методических рекомендаций с целью улучшения воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста, с использованием перечисленных в теоретической части исследования.

Диагностическая методика №3

Данные наблюдений заносились в протокол. В нем фиксировались виды деятельности, такие как: соблюдение правил личной гигиены и культура поведения во время приема пищи [2].

Обобщив результаты включенного наблюдения, можно отметить, что группе преобладает средний уровень развития культуры поведения 10 человек. Низкий уровень не показал никто. Высокий уровень составляет 6 человека.

Мы пришли к выводу, что формирование культуры поведения рассматриваемой группы находится на среднем уровне. Следовательно, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки методических рекомендаций с целью улучшения воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации основывалось по трем направлениям: работа с педагогическим коллективом, с родителями и с детьми. Использование цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании возможно, необходимо и эффективно.

Для работы по повышению уровня культуры детей старшего дошкольного возраста разработан проект, в который также включены занятия с использованием электронных ресурсов. Электронные ресурсы содержат элементы анимации, так как у детей данной возрастной категории преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Занятия содержат ситуации для обсуждения, как викторины и как поучительные ситуации. Использование электронных ресурсов делает воспитательный процесс более привлекательным для детей, и повторная диагностика показала отсутствие низкого уровня культуры поведения [1].

Ссылки на источники

1. https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2133

2.http://www.vashpsixolog.ru/

Просмотров работы: 32